Слайд 1 Роман в стихах А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
Творческая история романа.
«Пишу
не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»,-
писал Пушкин П.А.Вяземскому.
Слайд 2«Труд»
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть
тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик
ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
Слайд 3Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в
искусстве и литературе (19-20в), правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных
характеров в типичных обстоятельствах.
урок поможет вам:
определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе
и в творчестве самого А.С.Пушкина;
выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике;
выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта;
понять жанровое и композиционное своеобразие романа.
Слайд 5Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в
это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и
Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.
В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция.
Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.
Слайд 6В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным.
Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и
развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность.
В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
Слайд 7 Рукопись романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
«Онегин» – есть самое
задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Это энциклопедия
русской жизни». В. Г.Белинский
Слайд 8История создания романа
В свет он выходил отдельными главами: первая
глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая -
в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г.
В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"
Слайд 9Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая
глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас
дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит.
Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.
Итак: Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года).
Слайд 10В. Г. Белинский
9 мая 1823г. начат роман «Евгений Онегин», а
осенью 1830 г. закончен.
Пушкин работал над романом 7 лет, 4
месяца, 17 дней.
«Онегин» мой растёт.
Да чёрт его напечатает»,-
писал А.С.Пушкин одному из своих
друзей.
Слайд 11
Первую главу Пушкин начал писать в Кишиневе 9 мая
1823 г. и окончил ее в Одессе 22 октября. Глава
была напечатана отдельной книжкой в 1825 г. (вышла в свет 15 февраля) . В этом издании она была посвящена брату, Льву Сергеевичу Пушкину. После предисловия следовал "Разговор книгопродавца с поэтом"
Посвящение ("Не мысля гордый свет забавить"). Первый раз появилось при отдельном издании четвертой и пятой глав романа и было адресовано Петру Александровичу Плетневу. Посвящение Петру Александровичу Плетнёву первоначально было помещено в отдельном издании 4 и 5 глав.↑ «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Из частного письма.
В качестве общего посвящения к роману, без имени Плетнева, появилось в издании 1837 г. Эпиграф - из стихоторения П. А Вяземского "Первый снег".
Плетнёв Пётр Александрович
(1791 - 1865) поэт и критик, профессор российской словесности, впоследствии — ректор Петербургского университета; друг Пушкина и первый помощник его в литературных делах.
Слайд 12Образ Автора
Образ Автора – это художественное обобщение, он живет
в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того,
Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».
Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это:
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол…
Слайд 13 Принцип противоречий
В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и
характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий:
Я кончил первую главу:
Пересмотрел все это строго,
Противоречий очень много.
Но их исправить не хочу…
Слайд 14 В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских
характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином
уделе, ожидающем героя.
Онегинская строфа
Пушкин изобрёл для своего романа особую строфу, которую стали называть «онегинской». Она состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Общая схема предстаёт ясной и простой: состоит из 3 четверостиший и двустишия: 1 (абаб), 2 (ввгг), 3 (деед), 4 (жж), т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.» (гл. 1)
Слайд 16Словарная работа
Реализм, «онегинская строфа».
Реализм (от лат. realis –
вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение
действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Онегинская строфа - соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.
Слайд 17Композиция.
«Поэзия действительности»
-Прием антитезы,
контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга),
-зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения),
-внутренней символической
связи сцен (сон и именины),
-разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность.
Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.
Слайд 18 Можно выделить главные приемы:
Принцип «противоречий»
Творческий процесс
создания романа на глазах читателя
Прихоть, каприз Автора как творческий импульс
Свобода
как главная составляющая творчества
Переключение интонаций, множественность точек зрения
Система ассоциаций
Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.
Композиционные приемы.
Слайд 19 -Роман написан в форме дневника Автора, в
котором серьезное мешается с легкомысленным: преклоняется перед возлюбленной и флиртует
на балу.
-Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.)
-История главных героев.
Форма романа
Слайд 20В. Г. Белинский
А.С.Пушкин, расставаясь со своими героями романа, писал:
«Промчалось много-много
дней
С тех пор как юная Татьяна
И с ней Онегин в
смутном сне
Явилися впервые мне,
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал».
Слайд 21Разные издания Романа «Евгений Онегин»
Слайд 24В. Г. Белинский
«Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий
сей же час
Позвольте познакомить вас…»
Рукописи романа
с рисунками поэта
Слайд 25В. Г. Белинский
«Онегин, добрый мой приятель,
Или блистали, мой читатель;
Родился на брегах Невы, Там некогда гулял и я:
Где , может быть родились вы Но вреден север для меня».
Слайд 27Онегин на балу
«Вошёл. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой
занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По
их пленительных следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушён
Ревнивый шёпот модных дам…»
Слайд 281. Беседа по содержанию первых глав
Глава 1.
– Как автор относится
к Онегину?
– Чем близки автор и Онегин и в чём
их отличие?
– Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
– Прямое отношение автора к Онегину.
– На фоне чего предстаёт Онегин?
– Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
– Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.
И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский, «Первый снег» (1819), в содержании которого А.С.Пушкин разглядел черты своего героя.
Слайд 29Глава 2.
– Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается
Онегин?
– Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?
– Как сопоставление Онегина
с поместным дворянством оттеняет образ автора?
– Почему сблизились Онегин и Ленский?
– Какой характер носила их дружба?
– Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?
– Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?
Слайд 30– Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна
– Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?
– В чём
смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?
– Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?
Слайд 31Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их
во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления
о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру.
Слайд 32«Задумчивость, её подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»
Татьяна
Ларина
Слайд 33«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд
исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И
всходит постепенно день…»
Татьяна Ларина -любимая героиня поэта
Слайд 34Онегин и Ленский
«Он слушал Ленского с улыбкой,
Поэта пылкий разговор,
И ум, ещё в
сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству…»
Слайд 35Внешность сестр Лариных
«Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью
её румяной
Не привлекла она очей…»
«Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья,
голос, лёгкий стан…»
Слайд 38«…Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
Слайд 39«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я ещё
могу сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать,
Но вы
к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…»
Письмо Татьяны к Онегину
Слайд 40«Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая
сохнет
На воспалённом языке.
К плечу головушкой склонилась,
Сорочка лёгкая спустилась
С её прелестного
плеча…
Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет…»
Думы Татьяны
Слайд 42«Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но вас
хвалить я не хочу:
Я за неё вам отплачу
Признаньем также без
искусства:
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, ещё нежней…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймёт:
К беде неопытность ведёт…»
Исповедь Онегина
Слайд 43 «Начнёте плакать: ваши слёзы
Не тронут сердца моего,
А
будут лишь бесить его…»
Слайд 44«Так проповедовал Евгений.
Сквозь слёз не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна
слушала его…»
Слайд 46В Москву
«Неутомимы наши тройки,
И вёрсты, теша праздный взор,
В
глазах мелькают как забор…»
Слайд 47Терзания Онегина
«Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не
видно, иль не жаль; Онегин сохнет – и едва ль
Уж не чахоткою страдает…»
Слайд 48«Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных
уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно,
встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, нашла?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…»
Объяснение Онегина и Татьяны
Слайд 49Группа 1: Какова связь между главой 1 и последующими главами?
Группа
2: В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуски строк
или строф. Для Пушкина – это композиционный приём, который создаёт многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот приём.
Группа 3. Подготовить рассказ об Онегине.
Группа 4. Как объяснить, что в своём плане Пушкин назвал первую главу «Хандра»? Относится ли это название только к состоянию Онегина или оно касается также мыслей и чувств Автора?
Группа 5. Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана её ритмическая структура с композицией романа?
Группа 6. Составьте цитатный план глав 3 и 4.
Группа 7. Определить роль лирических отступлений.
Группа 8. Как сцена дуэли связана со всеми предшествующими и последующими событиями в романе?
Группа 9. Объясните эпиграфы.
Группа 10. Подготовить описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий.
Группа 11. Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Что в её облике и характере особенно ценит автор?
Группа 12. Пейзаж в романе занимает важное место и обладает важным свойством – психологизмом. Докажите это.
Группа 13. Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни». Докажите правоту утверждения В.Г.Белинского.