Слайд 1Романтизм – художественное направление в искусстве и культуре XVIII в.
и начала XIX в.
Романтизм основан на устремлении личности к безграничной
свободе, к духовному совершенству и недостижимому идеалу.
Слайд 2К.П.Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.
Картина написана в Италии
с 1830 по 1833год.
Размер полотна 456X651см.
Слайд 3Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ,
гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из града вон.
А.С.Пушкин
Слайд 4К.Брюллов.
«Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной.
Всадница.
1832 г. ГТГ
Эта картина, портрет в настоящую величину, изображает графиню Самойлову на
лошади, в саду. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса.
Блестящая светская красавица, обладательница колоссального состояния, графиня Юлия Павловна Самойлова (1803 - 1875) славилась среди современников своим независимым поведением и любовью к искусствам.
Слайд 5О.Кипренский.
Портрет А.С. Пушкина.
1827 г.
О.Кипренски
Портрет Д.В. Давыдова.
1809 г.
Слайд 6А.Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857 гг.
Работа над картиной растянулась на
20 лет (1837-1857гг., хранится в ГТГ), размеры ее стали гигантскими
(540 на 750 см).
Слайд 7Чесменский бой
25 – 26 июня 1770 г.
1848 г.
Шторм.
На Черном море
начинает
разыгрываться
буря.
С 1844г. Айвазовский был художником
Главного морского штаба,
написал много значительных картин на темы истории русского
военного флота.
Слайд 8И.Айвазовский Девятый вал. 1850 г.
Художник изобразил морскую стихию, свободную и
неумолимую, в минуту высшего напряжения. Картина жуткая и восхитительная -
огромная волна, легко переломившая дерево мачты, прозрачно переливается под лучами солнца тончайшими оттенками света.
Слайд 9Венецианов. На пашне. 1820 г.
Художник видит в создании образов своих
крестьян идеал
подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать
иначе,
чем в натуре является».
Слайд 10 Мальчик запечатлен в отцовской шапке, больших рукавицах,
с топором на плече. Пытливо смотрят большие выразительные глаза. В
них светятся ум, твердость характера, доброта.
Захарка. 1825 г.
Венецианов.
Жнецы.
1820 г.
Пастушок. 1823 - 1826 г.
Слайд 11ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально
значимым явлениям в истории народов.
В историческом жанре находят художественное
выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.
Слайд 12Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ.
Изображен финальный эпизод последнего стрелецкого бунта
1698 года — казнь мятежников на Красной площади под
личным
присмотром Петра I. Суриков показывает народное
противодействие царским реформам сверху.
Слайд 13Меньшиков в Березове. 1883. ГТГ.
А.Меньшиков
1710.
М. Меньшикова
Опала и сибирская ссылка самого
могущественного
из «птенцов гнезда Петрова».
Слайд 14Боярыня Морозова. 1887.
Показан сюжет об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры всей композиции.
Слайд 15Фрагменты картины Боярыня Морозова.
Слайд 16В.Суриков. Взятие снежного городка. 1891. ГРМ
Слайд 17В.Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. ГТГ.
Слайд 18В.Суриков. Переход Суворова через Альпы. 1899.
Слайд 19 Н.Ге. Суд царя Соломона.
1854. Музей русского искусства,
Киев, Украина.
Слайд 20Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея.
1871.. ГТГ.
Слайд 21Н.Ге. Что есть истина?
(Понтий Пилат и Христос). 1890. ГТГ.
Социально-обличительный смысл
темы был выражен в картине "Что есть истина? Христос и
Пилат" с необычайной прямотой и откровенностью. Его без труда поняли не только друзья, но и враги. Не случайно полотно Ге было снято с выставки по указанию цензуры.
Слайд 22 в искусстве - художественное направление, которое изображает правду
жизни, отмечено социальной направленностью, правдивостью в деталях.
Реализм
в искусстве связан с демократическим и даже революционным мировоззрением.
РЕАЛИЗМ
Слайд 23Репин. Бурлаки на Волге. 1872 г. ГТГ.
Картина поразила современников смелой
правдой, пониманием
национальных народных типов. На переднем плане – Канин
(поп
– расстрига) с повязанной головой напоминает
странствующего мудреца.
Репин сумел передать не только тяжесть подневольного труда,
но и раскрыть характер каждого бурлака.
Слайд 24Репин. Садко. 1876 г.
В основе сюжета легенда о Садко, попавшем
в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты
молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.
Картина выставлена в парижском Салоне 1876 года и принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.
Слайд 25Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем
монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги
в 1698 г.. 1879г.
Мастер превращает картину
в мощный сгусток чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому. Царевна показана как тигрица, запертая в клетку.
Слайд 26Репин. Иван Грозный и сын его Иван.
1885 г.
Сцена убийства
Иваном Грозным своего сына —производит
шоковое воздействие на публику, ассоциируясь
с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. Картина стала сенсацией, тысячи людей рвались на выставку. Картину запретили.
Слайд 27Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880 – 1883 г.
На
картине показано две Руси – «убогая и обильная», также
передано стихийное
движение толпы во время крестного хода,
который устраивался в длительный период засухи, собирая
множество богомольцев.
Слайд 28Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880 – 1883 г.
ГТГ.
Художник подчеркивает удаль и чувство юмора у своих героев,
сочиняется издевательское
письмо султану в ответ на
предложение перейти к нему на службу.
Слайд 29Репин.
Портрет русского композитора
Модеста Петровича
Мусоргского
1881 г.
Портрет написан за
несколько дней до смерти великого
композитора. Болезненная
краснота лица делается
незаметной
в соседстве с ярко – малиновым отворотом халата. Портрет был выполнен за четыре дня - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Художник писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка.
Слайд 30Репин. Не ждали.
1883 – 1898 г.
44x37 см.
Картина посвященна судьбе русского
революционера-народника. На стене висят портреты Шевченко и Некрасова, кумиров революционного
студенчества 1870-х годов; между ними - гравюра Христос на Голгофе: сравнение народнического подвижничества с жертвенным служением Христа относилось к числу весьма популярных аллегорий.
Справа, на боковой стене - широко известная и узнаваемая современниками фотография Александра II в гробу. Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами.
Слайд 31Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883 г.
Слайд 32Репин.
Торжественное заседание Государственного совета.
1901 – 1903 гг.
Слайд 33Крамской. Христос в пустыне. 1872 г.
ПЕРЕДВИЖНИКИ.
Так назывались художники, входившие
в российское художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 г.
Художники обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков.
Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.
Слайд 35Крамской. Неизвестная. 1883 г. ГТГ
Слайд 36Крамской.
Портрет крестьянина
Мины Моисеева. 1883 г.
Н. Крамской
работал в
в
портретном,
религиозном и
бытовом жанрах живописи.
Слайд 37Федотов. Свежий кавалер. 1846 г.
Изображена сцена с мелким чиновником, который
с похмелья кичится своей наградой перед служанкой,
— ирония достаточно
добродушна. Художник умел поэтически детализировать
среду действия, не впадая в злой гротеск.
БЫТОВОЙ ЖАНР
изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни.
Слайд 38Федотов. Сватовство майора. 1848 г. ГТГ.
Средней руки купчишка, желая «облагородиться»,
выдает
дочь за майора.
Слайд 39Федотов. Вдовушка. 1852 г.
Художник изобразил вдову
офицера, собравшую
свой скарб для
переезда
на другую квартиру. Поза и
лицо вдовушки выражают
бессилие перед судьбой.
У нее выплаканные глаза,
покорно склоненная голова
и безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний
центр картины. Так, в одном
трогательном образе сплетены
горечь потери, обессиливающий
страх перед будущим и
зарождающаяся нежность
к ребенку.
Слайд 40В.Перов.
Проводы покойника. 1865 г.
В.Перов. Приезд гувернантки
в купеческий
дом. 1866 г.
Слайд 41В.Перов. Тройка. Ученики мастеровые носят воду. 1866 г.
Картина экспонировалась на
всемирной выставке в Париже, начиная с Перова, русская бытовая живопись,
сильная своей человечностью и знанием народной жизни, стала выходить на международную арену. За эту работу художник удостоен звания академика.
Слайд 42В.Васнецов.
Алёнушка. 1881 г.
В.Васнецов. Богатыри. 1881 - 1898 г.
Слайд 43В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871 г.
надпись на раме: «Посвящается всем великим
завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Художник изобразил гору черепов, возвышающихся, подобно
пирамиде, среди выжженной солнцем пустыни. Лишь вороны кружат над ней да развалины восточного города на горизонте говорят о некогда бывшей здесь жизни. Сюжет картины реален: “пирамиды черепов” воздвигались на Востоке как в эпоху Тамерлана, так и в более поздние времена. “Апофеоз войны” стал ее страшным символом.
Слайд 44В.Верещагин.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре.
1876.
В.Верещагин много путешествовал. Побывал на Кавказе,
Дунае, в Крыму, Ср. Азии, странах Зап. Европы, в Сирии,
Палестине, Индии, Японии, США.
В.Верещагин.
Смертельно раненый.
живописи
(франц. paysage, от pays местность),
вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.
Виды пейзажа:
городской
архитектурный
сельский
морской (марина).
Слайд 46ЛЕВИТАН Исаак Ильич
Над вечным покоем. 1894 г. ГТГ.
Слайд 47И.Левитан. Золотая осень. 1895 г.
Слайд 48Левитан. Март. 1895 г.
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах.
Левитан. Большая
вода. 1897 г.
Слайд 49И.Шишкин. Рожь. 1878 г. ГТГ.
Картина воспринимается как обобщенный,
эпический образ
России.
И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в
Вятской губернии»
1872 г.
ГТГ.
И.Шишкин.
Утро в сосновом лесу. 1889 г. ГТГ.
Слайд 50 Этюдная работа над
«Грачами» шла в марте, в с. Молвитино Костромской губернии. Талый
снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния.
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue,) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны.
А.Саврасов.
Грачи прилетели. 1871 г. ГТГ.
Слайд 51Куинджи. Ночь на Днепре.
1881 г.
Куинджи. Березовая роща. 1879 г.
В
зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные
к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения.