Слайд 1Россия при Петре I
Тема урока: Реформы Петра Первого
Слайд 2ПЕТР I ВЕЛИКИЙ
Петр I Алексеевич Великий
Годы жизни: 1672-1725
Годы правления: 1689-1725
Русский
царь (1682). Первый российский император (с 1721 г.), выдающийся государственный
деятель, дипломат и полководец , вся его деятельность связана с реформами.
Из династии Романовых.
Слайд 3Из детства моего…
Родился Петр 30 мая 1672 года в Москве.
Физически крепкий, активный, любознательный, Петр Алексеевич освоил при участии дворцовых
мастеров оружейное, столярное, кузнечное, часовое, типографское ремесла. Большое влияние на формирование его увлечений и интересов оказали иностранцы (Я.В.Брюс, П.И.Гордон, Ф.Я.Лефорт)
Слайд 4Великое посольство 1697-1698
Слайд 5Во время Великого посольства:
Петр I посещает ряд европейских стран: Австрию, Саксонию,Бранденбург,
Голландию, Англию, Венецию.
Учиться
у голландских мастеров кораблестроению
Стремиться заручиться поддержкой европейских монархов в борьбе
с Османской империей
Пригласить на русскую службу иностранных специалистов.
Организовать союз против Швеции
Петръ Михайловъ вездѣ за исправнаго, осторожнаго, благоискуснаго, мужественнаго и безстрашнаго огнестрѣльнаго мастера и художника признаваемъ и почитаемъ быть можетъ
Слайд 6Вернувшись в Россию, Петр I начал свою преобразовательную деятельность.
В феврале
1699 г. по его приказу были распущены ненадежные стрелецкие полки
и началось формирование регулярных – солдатских и драгунских. Вскоре были подписаны указы, под страхом штрафов и порки предписывавшие мужчинам «резать бороды», носить одежду европейского образца, а женщинам открывать волосы. С 1700 г. был введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова». Все эти действия Петра I предусматривали ломку старинных нравов.
Слайд 7Вместе с тем Петр I начал серьезные преобразования в управлении
государством. страной.
1. Ликвидирована монополия духовенства на образование, открыты светские
школы. При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях. В 1719 г. начал действовать 1-ый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
Слайд 82. Издавались буквари, учебные карты, было положено начало систематическому изучению
географии страны и картографированию.
3. Распространению грамотности содействовала реформа алфавита
(скоропись заменили гражданским шрифтом, 1708 г.), выход 1-й русской печатной газеты «Ведомости» (с 1703 г.). В эпоху Петра I возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца).
Слайд 9Царь Петр I много сделал для России. При нем активно
развивалась промышленность, расширилась торговля. По всей России начали строиться новые
города, а в старых освещали улицы.
В петровское время активно проводилась разведка рудных богатств, строились чугунолитейные и оружейные заводы на Урале и в Центральной России, прокладывались каналы и новые стратегические дороги, сооружались корабельные верфи, а вместе с ними возникали и новые города.
Слайд 10В 1722 году издан Табель о рангах всех воинских, статских
и придворных служебных чинов, по которому родовое дворянство можно было
получить «за беспорочную службу императору и государству».
Слайд 11При Петре 1 в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение,
стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.
В развитии крупной промышленности
большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.
На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными.
Слайд 12Подведение итогов урока
Сделайте вывод о развитии России до и после
петровских реформ.
Как характер Петра мог повлиять на проведение радикальных изменений
в обществе?
Слайд 13Домашнее задание
Изучить параграф 6
Ответить на вопросы стр. 46
Вопрос 6 письменно.