Разделы презентаций


9-я Летняя школа Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии

Содержание

Основная частьЗачем нужны движения в ходе решения мыслительной задачи?Или грустная история о репликации с продолжением

Слайды и текст этой презентации

Слайд 19-я Летняя школа «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии»

Солнечный
27.08 – 31.08.2018

9-я Летняя школа «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии»Солнечный27.08 – 31.08.2018

Слайд 2Основная часть

Зачем нужны движения в ходе решения мыслительной задачи?
Или грустная

история о репликации с продолжением

Основная частьЗачем нужны движения в ходе решения мыслительной задачи?Или грустная история о репликации с продолжением

Слайд 3Немного об Embodied cognition
Ф. Варела, Э. Томпсон и Э. Рош

«Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт» (F.J. Varela, E.

Thompson, E. Rosch, 1991):
Опора человеческого познания на телесную активность и проявления, а также на взаимодействие организма со средой
Это и есть укорененность психики

Немного об Embodied cognitionФ. Варела, Э. Томпсон и Э. Рош «Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт»

Слайд 4Немного об Embodied cognition
Познание происходит:
в условиях дефицита времени,
в рамках

конкретной ситуации.
Окружение – часть когнитивной системы, снижающая нагрузку на нее.
Тесная

связь познания и моторики.

Немного об Embodied cognitionПознание происходит:в условиях дефицита времени, в рамках конкретной ситуации.Окружение – часть когнитивной системы, снижающая

Слайд 6Problem solving
А как обстоит дело с решением задач? Есть ли

прямое участие моторики в мыслительном процессе?
Инструментальная и функциональная роль моторики

Problem solvingА как обстоит дело с решением задач? Есть ли прямое участие моторики в мыслительном процессе?Инструментальная и

Слайд 7Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti,

Andres, 2013)

Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti, Andres, 2013)

Слайд 8Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti,

Andres, 2013)

Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti, Andres, 2013)

Слайд 9Тренировка Движения рук (Werner, Raab, 2013, exp. 2)
Два типа движений

руками – два способа решения задач Лачинса (а) 2-3-3; б)1+3+3)





Тренировка Движения рук (Werner, Raab, 2013, exp. 2) Два типа движений руками – два способа решения задач

Слайд 10
Оба раза обратим внимание на сложение и вычитание

Оба раза обратим внимание на сложение и вычитание

Слайд 11Задачи из Knoblich et al., 1999

Задачи из Knoblich et al., 1999

Слайд 12Интерактивное решение (Weller, Villejoubert & Vallée-Tourangeau, 2011)

Интерактивное решение (Weller, Villejoubert & Vallée-Tourangeau, 2011)

Слайд 13процедура репликации: индивидуальное решение 5 минут
4 экспериментальные группы:
Гр1: Решала, перекладывая

карандаши руками
Гр2: Решала, не трогая разложенные на столе карандаши
Гр3: Решала

по фото
Гр4: Сначала выкладывала задание по фото, а потом решала, перекладывая карандаши руками
процедура репликации: индивидуальное решение 5 минут4 экспериментальные группы:Гр1: Решала, перекладывая карандаши рукамиГр2: Решала, не трогая разложенные на

Слайд 14репликация: пример стимульного материала (фото)

репликация: пример стимульного материала (фото)

Слайд 15репликация
Независимая переменная:
условия решения
Зависимые переменные:
% правильных ответов; время решения

задачи
Исп. № 3


репликацияНезависимая переменная: условия решенияЗависимые переменные: % правильных ответов; время решения задачиИсп. № 3

Слайд 16Результаты
а) Влияние эксп. условий на время решения


Результатыа) Влияние эксп. условий на время решения

Слайд 17Результаты
б) Влияние эксп. условий на успешность решения






F (3, 84) =

28,09, p< .000, ηp2= .254 Взаимодействия факторов нет

Результатыб) Влияние эксп. условий на успешность решенияF (3, 84) = 28,09, p< .000, ηp2= .254 Взаимодействия факторов

Слайд 18репликация

В целом, увы…

репликация		В целом, увы…

Слайд 19Обратим внимание на структуру результатов
Успешность решения задач:

A>B>C

ограничений
A>D

Обратим внимание на структуру результатовУспешность решения задач:A>B>C D

Слайд 20Задачи из Knoblich et al., 1999

Задачи из Knoblich et al., 1999

Слайд 21Что добавляется в случае «моторного» решения?
Нет общего описания, что делают

испытуемые в ходе решения этих задач
Модифицируют знаки, чтобы изменить значения,

под-чиняясь правилам арифметики и выясняя «правила игры». Происходит решение семантической задачи. Движения позволяют нам до некоторой степени увидеть этот процесс

Что добавляется в случае «моторного» решения?Нет общего описания, что делают испытуемые в ходе решения этих задачМодифицируют знаки,

Слайд 22три системы «семантических» правил
Постоянные правила: Римские числа (роль V и

X)
Правила арифметики
Ситуативные правила: Правила переклады-вания карандашей, т.е. изменения знаков и

их сочетаний. (Их еще нужно выяснить)

три системы «семантических» правилПостоянные правила: Римские числа (роль V и X)Правила арифметикиСитуативные правила: Правила переклады-вания карандашей, т.е.

Слайд 23Допущения о связке «Знак» – «Значение»
- Освоенная знаковая система –

одинаковая доступность всех знаков и операций с ними =
- То

есть, одинаковая вероятность перемещения любых «разрешенных» карандашей.
Если это не так – то действуют какие-то когнитивные ограничения



Допущения о связке  «Знак» – «Значение»- Освоенная знаковая система – одинаковая доступность всех знаков и операций

Слайд 24Почему приходится анализировать семантику и когнитивные ограничения?
Потому что формальный анализ

задач не предсказывает ни их трудность для решения, ни характер

этих трудностей

Почему приходится анализировать семантику и когнитивные ограничения?Потому что формальный анализ задач не предсказывает ни их трудность для

Слайд 25Разрешенные перемещения (ведущие к новым значениям без нарушения правил)

Разрешенные перемещения (ведущие к новым значениям без нарушения правил)

Слайд 26Разметка видеопротоколов
Перекладывание число -> число,
Перекладывание операция -> операция,
Перекладывание

число операция,
Манипуляция числами,
Манипуляция операциями,
«Счет» руками,
Вопросы о правилах
«Эгоцентрическая речь»

Разметка видеопротоколовПерекладывание число -> число, Перекладывание операция -> операция, Перекладывание число операция,Манипуляция числами, Манипуляция операциями,«Счет» руками,Вопросы о

Слайд 27Отклонения от «идеала»
- Плохое знание римских чисел (про-пущенные или неразрешенные

действия с карандашами)
Роль жестких перцептивных чанков
Роль аффордансов (функциональные свойства карандашей)

Отклонения от «идеала» - Плохое знание римских чисел (про-пущенные или неразрешенные действия с карандашами)Роль жестких перцептивных чанковРоль

Слайд 28«Психология арифметики»

«Психология арифметики»

Слайд 29Примеры одновременного изменения
III = III + III
III = III

– II – I

Примеры одновременного измененияIII = III + III III = III – II – I

Слайд 30Ментальная и «Моторная» арифметика
«Внутренние» операции vs семантически «нагруженные» движения
А)

Поисковые (исследовательские, эпистемические) движения;
Б) «Решающие» движения

Ментальная и «Моторная» арифметика«Внутренние» операции vs семантически «нагруженные» движения А) Поисковые (исследовательские, эпистемические) движения;Б) «Решающие» движения

Слайд 31
«Грубость» зависимых переменных и всего последующего анализа

«Грубость» зависимых переменных и всего последующего анализа

Слайд 32Эпистемическая активность
1) Вопросы о правилах


Эпистемическая активность1) Вопросы о правилах

Слайд 33Эпистемическая активность
2) Эпистемические движения. (Предположим, что манипуляции карандашами это они

и есть)
а) «удельный вес»
- Перекладывание цифр значимо чаще, чем манипуляция

ими (А и D);
- Перекладывание операций значимо реже, чем манипуляции ими (В и D)

Эпистемическая активность2) Эпистемические движения. (Предположим, что манипуляции карандашами это они и есть)а) «удельный вес»- Перекладывание цифр значимо

Слайд 34Эпистемическая активность
б) Роль в успешном решении
Мы сравнили успешных и неуспешных

решателей. Неуспешные чаще: Манипулируют цифрами – задачи В и D
Манипулируют

знаками – задача С

Общая мораль – отрицательная!
Эпистемическая активностьб) Роль в успешном решенииМы сравнили успешных и неуспешных решателей. Неуспешные чаще: Манипулируют цифрами – задачи

Слайд 35«Решающие» движения
Мы не знаем, что это такое. Откуда мы знаем,

что они вообще существуют?
Почти нет эффектов научения в ходе экспери-мента

(Перемещение операций (B); Вопросы о правилах (А, B, D))
Суперрешатели (4 успеха) - практически не отличаются от всех прочих
Мораль опять отрицательная

«Решающие» движенияМы не знаем, что это такое. Откуда мы знаем, что они вообще существуют?Почти нет эффектов научения

Слайд 36«Вишенка на торте»
Наши испытуемые понимают процесс решения этих задач классически

– «сначала решу «в голове», а потом переложу карандаш». Т.е.

они не чувствуют позитивной роли моторики

«Вишенка на торте»Наши испытуемые понимают процесс решения этих задач классически – «сначала решу «в голове», а потом

Слайд 37Вернемся к репликации
Каким образом моторика может помочь решать обсуждаемые задачи

(особенно тип С)?
Чанки, а что еще? Как реализуется «семантическая»

нагрузка движения?
Кажется, что предшественники искали воплощен-ное познание в решении этих задач не там. И оно не может быть в них одинаковым
Вернемся к репликацииКаким образом моторика может помочь решать обсуждаемые задачи (особенно тип С)? Чанки, а что еще?

Слайд 38«Решающие» движения
Как это может выглядеть? Например, что-то типа свободных радикалов,

имеющих пустые валентности
Решатель поднимает рукой карандаш. И?
Репрезентация «семантической» цели: конкуренция

возможных «новых» значений. Как мы видели, они бывают числовые, операциональные и более сложные.
Траектории движения глаз при поиске и выборе пустых «валентных» мест.
Сравнение новичков и экспертов
- Подсказки мест или конфигураций



«Решающие» движенияКак это может выглядеть? Например, что-то типа свободных радикалов, имеющих пустые валентностиРешатель поднимает рукой карандаш. И?Репрезентация

Слайд 39Примеры свободных радикалов с пустыми валентностями
III = 0V0 +III
III =

0V0 +III
III = V0 + III
III = V

+ III

Примеры свободных радикалов с пустыми валентностямиIII = 0V0 +IIIIII = 0V0 +III III = V0 + III

Слайд 40

Спасибо за внимание!

vfspiridonov@yandex.ru

Спасибо за внимание!vfspiridonov@yandex.ru

Слайд 41Анализ Задач из Knoblich et al., 1999
«Мягкие», промежуточные и «жесткие»

чанки

Анализ Задач из Knoblich et al., 1999«Мягкие», промежуточные и «жесткие» чанки

Слайд 42Анализ Задач из Knoblich et al., 1999
Гипотезы и результаты (%):

1) A>B>C; 2) A>D

Анализ Задач из Knoblich et al., 1999Гипотезы и результаты (%): 1) A>B>C;   2) A>D

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика