Слайд 19-я Летняя школа «Теоретические и прикладные проблемы
когнитивной психологии»
Солнечный
27.08 – 31.08.2018
Слайд 2Основная часть
Зачем нужны движения в ходе решения мыслительной задачи?
Или грустная
история о репликации с продолжением
Слайд 3Немного об Embodied cognition
Ф. Варела, Э. Томпсон и Э. Рош
«Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт» (F.J. Varela, E.
Thompson, E. Rosch, 1991):
Опора человеческого познания на телесную активность и проявления, а также на взаимодействие организма со средой
Это и есть укорененность психики
Слайд 4Немного об Embodied cognition
Познание происходит:
в условиях дефицита времени,
в рамках
конкретной ситуации.
Окружение – часть когнитивной системы, снижающая нагрузку на нее.
Тесная
связь познания и моторики.
Слайд 6Problem solving
А как обстоит дело с решением задач? Есть ли
прямое участие моторики в мыслительном процессе?
Инструментальная и функциональная роль моторики
Слайд 7Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti,
Andres, 2013)
Слайд 8Роль движений пальцев в ходе арифметического счета (Michaux, Masson, Pesenti,
Andres, 2013)
Слайд 9Тренировка Движения рук (Werner, Raab, 2013, exp. 2)
Два типа движений
руками – два способа решения задач Лачинса (а) 2-3-3; б)1+3+3)
Слайд 10
Оба раза обратим внимание на сложение и вычитание
Слайд 12Интерактивное решение (Weller, Villejoubert & Vallée-Tourangeau, 2011)
Слайд 13процедура репликации: индивидуальное решение 5 минут
4 экспериментальные группы:
Гр1: Решала, перекладывая
карандаши руками
Гр2: Решала, не трогая разложенные на столе карандаши
Гр3: Решала
по фото
Гр4: Сначала выкладывала задание по фото, а потом решала, перекладывая карандаши руками
Слайд 14репликация: пример стимульного материала (фото)
Слайд 15репликация
Независимая переменная:
условия решения
Зависимые переменные:
% правильных ответов; время решения
задачи
Исп. № 3
Слайд 16Результаты
а) Влияние эксп. условий на время решения
Слайд 17Результаты
б) Влияние эксп. условий на успешность решения
F (3, 84) =
28,09, p< .000, ηp2= .254 Взаимодействия факторов нет
Слайд 19Обратим внимание на структуру результатов
Успешность решения задач:
A>B>C
ограничений
A>D
Слайд 21Что добавляется в случае «моторного» решения?
Нет общего описания, что делают
испытуемые в ходе решения этих задач
Модифицируют знаки, чтобы изменить значения,
под-чиняясь правилам арифметики и выясняя «правила игры». Происходит решение семантической задачи. Движения позволяют нам до некоторой степени увидеть этот процесс
Слайд 22три системы «семантических» правил
Постоянные правила: Римские числа (роль V и
X)
Правила арифметики
Ситуативные правила: Правила переклады-вания карандашей, т.е. изменения знаков и
их сочетаний. (Их еще нужно выяснить)
Слайд 23Допущения о связке
«Знак» – «Значение»
- Освоенная знаковая система –
одинаковая доступность всех знаков и операций с ними =
- То
есть, одинаковая вероятность перемещения любых «разрешенных» карандашей.
Если это не так – то действуют какие-то когнитивные ограничения
Слайд 24Почему приходится анализировать семантику и когнитивные ограничения?
Потому что формальный анализ
задач не предсказывает ни их трудность для решения, ни характер
этих трудностей
Слайд 25Разрешенные перемещения (ведущие к новым значениям без нарушения правил)
Слайд 26Разметка видеопротоколов
Перекладывание число -> число,
Перекладывание операция -> операция,
Перекладывание
число операция,
Манипуляция числами,
Манипуляция операциями,
«Счет» руками,
Вопросы о правилах
«Эгоцентрическая речь»
Слайд 27Отклонения от «идеала»
- Плохое знание римских чисел (про-пущенные или неразрешенные
действия с карандашами)
Роль жестких перцептивных чанков
Роль аффордансов (функциональные свойства карандашей)
Слайд 29Примеры одновременного изменения
III = III + III
III = III
– II – I
Слайд 30Ментальная и «Моторная» арифметика
«Внутренние» операции vs семантически «нагруженные» движения
А)
Поисковые (исследовательские, эпистемические) движения;
Б) «Решающие» движения
Слайд 31
«Грубость» зависимых переменных и всего последующего анализа
Слайд 32Эпистемическая активность
1) Вопросы о правилах
Слайд 33Эпистемическая активность
2) Эпистемические движения. (Предположим, что манипуляции карандашами это они
и есть)
а) «удельный вес»
- Перекладывание цифр значимо чаще, чем манипуляция
ими (А и D);
- Перекладывание операций значимо реже, чем манипуляции ими (В и D)
Слайд 34Эпистемическая активность
б) Роль в успешном решении
Мы сравнили успешных и неуспешных
решателей. Неуспешные чаще: Манипулируют цифрами – задачи В и D
Манипулируют
знаками – задача С
Общая мораль – отрицательная!
Слайд 35«Решающие» движения
Мы не знаем, что это такое. Откуда мы знаем,
что они вообще существуют?
Почти нет эффектов научения в ходе экспери-мента
(Перемещение операций (B); Вопросы о правилах (А, B, D))
Суперрешатели (4 успеха) - практически не отличаются от всех прочих
Мораль опять отрицательная
Слайд 36«Вишенка на торте»
Наши испытуемые понимают процесс решения этих задач классически
– «сначала решу «в голове», а потом переложу карандаш». Т.е.
они не чувствуют позитивной роли моторики
Слайд 37Вернемся к репликации
Каким образом моторика может помочь решать обсуждаемые задачи
(особенно тип С)?
Чанки, а что еще? Как реализуется «семантическая»
нагрузка движения?
Кажется, что предшественники искали воплощен-ное познание в решении этих задач не там. И оно не может быть в них одинаковым
Слайд 38«Решающие» движения
Как это может выглядеть? Например, что-то типа свободных радикалов,
имеющих пустые валентности
Решатель поднимает рукой карандаш. И?
Репрезентация «семантической» цели: конкуренция
возможных «новых» значений. Как мы видели, они бывают числовые, операциональные и более сложные.
Траектории движения глаз при поиске и выборе пустых «валентных» мест.
Сравнение новичков и экспертов
- Подсказки мест или конфигураций
Слайд 39Примеры свободных радикалов с пустыми валентностями
III = 0V0 +III
III =
0V0 +III
III = V0 + III
III = V
+ III
Слайд 40
Спасибо за внимание!
vfspiridonov@yandex.ru
Слайд 41Анализ Задач из Knoblich et al., 1999
«Мягкие», промежуточные и «жесткие»
чанки
Слайд 42Анализ Задач из Knoblich et al., 1999
Гипотезы и результаты (%):
1) A>B>C; 2) A>D