Слайд 1Российский государтсвенный социальный университет
Тема презентации: разбор документального фильма «икар»
Составитель: студентка
Лапкина Ю.Ю.
Преподаватель: Кочнева М.Э.
Учебное заведение: РГСУ
Слайд 2Сценарий
Жанр: документальный, триллер, спорт.
Тема: Биография Григория Родченкова. Применение допинга в
российском спорте.
Конфликт: Внешний конфликт. Все обманывают, выиграть нельзя. Большая беда
мирового спорта. Спортсмены находятся внутри системы и видят, что один обманывает и остается безнаказанным, другого оправдывают, третьего покрывают. Тренд – на всех закрыть глаза и центром мирового допинга сделать Россию.
Главный герой: Григорий Родченков, Брайан Фогель.
Второстепенные герои: Дон Кетлин, Томас Бах.
Слайд 3сценарий
Идея:
Понять, какое влияние оказывает на спортсменов допинг, а также не
попасться на его применении.
Фильм о человеке, а не о допинге.
Икар в фильме – именно Родченков: доблестный, храбрый профессор-идеалист, который пожертвовал собственной безопасностью ради идеи и свободы.
Действия: интервью с героями, монологи главных героев, общение по «скайпу» и телефону, репортажная съемка, архивные видео- и фотоматериалы.
Слайд 4Сценарий
Фабула:
Рассказ начинается о велогонщике-любителе Фогеле, который пытается выиграть
любительскую велогонку с помощью допинга. Он обращается за консультативной помощью
к главе Московской антидопинговой лаборатории Григорию Родченкову. События фильма происходят на фоне разгорающегося международного скандала.
Режиссёр Брайан Фогель в 2014 году планировал снять документальный фильм о стероидах, используемых спортсменами. Будучи велосипедистом-любителем, он решил использовать препараты, повышающие работоспособность, во время тренировок для участия в гонке Haute Route. Для консультации по поводу способов обойти тест на допинг он обратился к Дону Кетлину, который является директором антидопинговой лаборатории Олимпийского комитета США. Дон Кетлин отказался участвовать в подобном эксперименте. Однако он познакомил Фогеля с главой Московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым, который согласился помочь. С его помощью Фогель начал экспериментировать с гормональными инъекциями и образцами мочи, которые впоследствии будут использоваться для тестирования.
Слайд 5сценарий
Сюжет:
Фильм рассказывает о спортсмене, который решил детально разобраться в системах
допинга и обратился за помощью к известному российскому специалисту. Вместе
они проводили свои эксперименты и выясняли, как можно обмануть различные тесты на допинг, пока не оказались в самом центре глобального скандала, последствием которого стало исключение российских спортсменов из Олимпийских игр в Рио. За ними медленно развернулась охота.
Слайд 6сценарий
Композиция:
Фогель стремился доказать, что с помощью допинга может намного больше
тренироваться, но Лэнсом Армстронгом никогда в плане результатов не станет.
Об этом – первая часть почти двухчасового фильма. Инъекции, переливания крови, таблетки и всё такое. Чтобы не показаться зрителям профаном, режиссёр обратился к эксперту USADA Дону Кэтлину, а тот посоветовал проконсультироваться с Григорием Родченковым.
Из обычного консультанта Родченков превратился в главного поставщика фактуры для фильма. Да и в главного героя тоже. Фогель вовремя сообразил, что нужно сместить акценты. И во второй части Родченков предстаёт тем, кем его описывают многочисленные критики: «аморальным доктором», «невероятно коррумпированным персонажем», «создателем допинговой программы».
Слайд 7Сценарий
3. Россия, в которой была придумана и осуществлена на государственном
уровне допинговая программа, совсем скоро примет чемпионат мира по футболу,
а также отправит команду на ближайшие Олимпийские игры.
Те, кто увидит фильм и не будет пытаться анализировать, будут думать, что в российском спорте вообще нет чистых атлетов. Этим людям выйти бы за рамки того, что навязывается, и понять: если так говорить про российский спорт, то же самое можно сказать и спорте мировом. И ещё. Если отбросить в сторону все попытки представить Родченкова как человека, оказавшегося в тяжёлой ситуации, жизни которого угрожает опасность, то показан-то он преступником.
Тем человеком, который подставил сотни и тысячи спортсменов, жизни и карьеры которых тоже оказались под угрозой.
Слайд 8Съёмка
В 2014 году, когда работа над документальным фильмом только началась, Джейк
знал, что будет не только снимать динамичные велогонки, но и
создавать материалы при слабом освещении. В качестве главных камер были выбраны Canon EOS C300 и ее новое поколение Canon EOS C300 Mark II; помимо них в список оборудования вошла Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) за возможности съемки с малой глубиной резкости и создания общих планов интервью. Также они с Брайаном использовали видеокамеру Canon LEGRIA HF G30 в качестве второй или третьей камеры, когда возникала такая необходимость.
Слайд 9съёмка
Оператор-постановщик Джейк Свантко снимает на видео Брайана Фогеля, режиссера фильма
Netflix «Икар». Джейк использовал камеру Canon EOS C300, а впоследствии и
Canon EOS C300 Mark II для съемки целого ряда материалов — от динамичных сцен до интервью — и говорит, что это единственная камера, на которую он мог положиться в работе над столь разнообразными видео.
Слайд 10Съёмка
Камера Canon EOS 5D Mark II использовалась для съемки целого ряда интервью.
Слайд 11съёмка
Компактная видеокамера Canon LEGRIA HF G30, с которой ради компактности были сняты
все аксессуары, использовалась для незаметной съемки. «Камера Canon LEGRIA HF G30 — это
лучшая в своем классе камера с точки зрения портативности и простоты использования; мы искали именно такое решение, — говорит Джейк. — Она обеспечивает правильное соотношение сторон и необходимый уровень детализации, а также располагает функциями автоматической экспозиции и автофокусировки. Это дает возможность снимать с позиции наблюдателя, что и требовалось нам для съемки некоторых эпизодов фильма».
Слайд 12съёмка
Григорий Родченков пригласил Брайана и Джейка в свою антидопинговую лабораторию
в Москве. Чтобы снимать видео и не привлекать лишнего внимания,
Джейк выбрал Canon LEGRIA HF G30 за «лучшую в своем классе» портативность и возможность съемки с позиции наблюдателя, которая и требовалась создателям фильма.
Слайд 13съёмка
Григорий помогал Брайану проходить допинг-тесты незамеченным и однажды признался, что
делает то же самое для спортсменов из России. Фильм состоит
из динамичных материалов, созданных на компактную камеру, и более кинематографичных материалов, созданных на камеры Cinema EOS с гаммой C-Log для максимального динамического диапазона.
Слайд 14съёмка
Для съемки Брайана в движении Джейк использовал различные объективы Canon
EF.
«Главное в объективах EF — это их малый вес, компактность
и возможность создавать действительно качественные изображения. Мне нравится немного заметный эффект "дыхания" при фокусировке Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM; это добавляет естественности. На более широкоугольных объективах "дыхание" в принципе отсутствует».
Слайд 15съёмка
Съемочная группа поддержки использовала третью камеру — Canon EOS 5D Mark II — для съемки
живописных пейзажей Альп. Поскольку структура меню на всех трех камерах
Canon практически одинакова и включает множество идентичных параметров, кинематографистам было легко переключаться между устройствами.
Слайд 16съёмка
«Самая первая сцена, на которой Брайан выходит из внедорожника после
переезда в Колорадо, была снята именно на Canon LEGRIA HF G30. Многие
редакторы утверждают, что поначалу им не нравились эти кадры, но ближе к концу фильма они даже искали дополнительные кадры, созданные на LEGRIA HF G30, поскольку в них есть особая атмосфера».
Слайд 19Монтаж
На протяжении всего фильма используется L-переход. Кадр меняется, но мы
все еще слышим звук из предыдущего кадра.
Слайд 20Монтаж
в фильме фрагменты сменяются без перехода(склейка встык).
Слайд 21Монтаж
в фильме много интервью. Без резкой смены кадра не обошлось.
Переход от одного ракурса съёмки к другому.
Слайд 22монтаж
Монтаж по направлению движения главного объекта в кадре. Съёмку Брайна
во время велогонки вёл оператор-постановщик Джейк Свантко, сидя на мотоцикле.
Слайд 23Журналистская рецензия
На 90-й церемонии «Оскара» фильм «Икар» (2017), посвященный
доппингу в России, завоевал статуэтку в категории «Лучший документальный фильм».
Режиссером
фильма-победителя стал американский велогонщик-любитель Брайн Фогель.
Главный герой ленты – бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. Он рассказывет свою историю и раскрывает детали допинговой системы в России.
Сюжет строится на откровениях и переживаниях профессора.
Слайд 24Журналистская рецензия
Фильм производит очень мощное впечатление. Пожалуй, это первое художественное
произведение о российском допинге, которое два часа держит в напряжении
даже неподготовленного зрителя.
Думаю, «Икар» станет сигналом к пробуждению. Да, он о России, но, кроме того, о том, как важно говорить правду.