Разделы презентаций


РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Содержание

Питирим Сорокин(21.01.1889-10.02.1968)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Тема:”Питирим Сорокин”




Выполнил студент
Группы ТАОП-312
Сажнев Никита
Проверил преподаватель
Васильева Т.В.
Тамбов, 2020 год.
РОСЖЕЛДОР Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей

сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС) Тамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ-филиал РГУПС)
Тема:”Питирим Сорокин”Выполнил студентГруппы ТАОП-312Сажнев НикитаПроверил преподавательВасильева Т.В.Тамбов, 2020 год.РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский

Слайд 2Питирим Сорокин(21.01.1889-10.02.1968)

Питирим Сорокин(21.01.1889-10.02.1968)

Слайд 3Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турьян Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжепогодский район, Республика

Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья

будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

Рождение

Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турьян Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжепогодский район, Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища

Слайд 4Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась

после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его

старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него бывали приступы белой горячки. В один из таких приступов он жестоко избил сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон

Молодость

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти

Слайд 5Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима

было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район),

он окончил школу грамоты. Вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Пройдя все вступительные испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
Благодаря рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской семинарии деревни Хреново (в Костромской губернии), где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым.

Обучение

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе

Слайд 6В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в

процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он

был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара». Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.
Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью.

Революционная деятельность

В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого

Слайд 7Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу

в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге

старый приятель Фёдор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тот же день Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определённые трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такого экзамена Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты. В сложившейся ситуации Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы. Для поступления на курсы Питирим решил воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Жакова, своего земляка. В своём автобиографическом романе «Долгий путь» он передаёт рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии: «Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми-народа и хотел бы видеть коми-профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: „Всё здесь“. На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: „Да, у меня ещё осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю“». За свою смелость молодой человек был вознаграждён. Каллистрат Фалалеевич действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать в своём доме. На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции, — Н. И. Кареев, В. И. Бауман, Н. Е. Введенский, С. А. Венгеров, П. Л. Мальчевский, К. Ф. Жаков, С. А. Золотарёв,А. К. Ксенофонтов, М. М. Ковалевский, М. К. Линген, Г. С. Смирнов, И. Л. Сербинов, Г. В. Флейшер и др. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вёл просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжается и дружба с профессором Жаковым. В 1908 году они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печорского края.

Прибытие в Питербург

Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд

Слайд 8После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к

родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного

экзамена за гимназический курс. В мае 1909 года он успешно сдаёт этот экзамен и после летнего отдыха, в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу — в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала XX века — М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. Однако деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий и вместе со своим товарищем по несчастью Н. Д. Кондратьевым уехал в село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета, которое было удовлетворено в середине июля того же года. В конце августа Питирим возвращается в Санкт-Петербург, чтобы начать учёбу. Следует отметить, что юридический факультет был выбран им не случайно. Большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читается в то время именно на этом факультете. Среди профессоров факультета — М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий, М. И. Туган-Барановский, Н. Н. Розин, А. А. Жижиленко, И. А. Покровский и Д. Д. Гримм. В 1910 году появляются первые публикации Питирима, в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. Это вышедшая в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статья «Пережитки анимизма у зырян» и художественный рассказ «Рыт-пукалом» (Вечерние посиделки), опубликованный в «Архангельских губернских ведомостях».
Питирим окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1915 года — редактор газеты «Народная мысль» (вместе с П. Витязевым и А. Гизетти). С 1916 года— приват-доцент.

Унверситет

После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится

Слайд 9В условиях НЭПа В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического

контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам. Руководство страной решило

отстранить от преподавания и от руководства наукой «буржуазную профессуру». Летом 1922 года в Советской России прошли аресты научной и творческой интеллигенции.
Против Питирима Сорокина по вопросу статистики разводов населения Петрограда выступил В. И. Ленин. Объясняя появление публикаций Сорокина неопытностью тогдашних работников газет, Ленин указывал, что профессоров и писателей, которые для воспитания масс «годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста», революционный пролетариат «вежливо выпроводил» бы из страны.
По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 году выслан за границу из Петрограда на поезде, став одним из тех, кого позднее стали ассоциировать с «философским пароходом». Подписал документ о невозвращении в Россию под страхом применения к нему высшей меры наказания[. Первоначально выехал в Берлин. Проживал в Праге, (Чехословакия), редактировал журнал «Крестьянская Россия».
В октябре 1923 году приглашен в США американскими социологами для чтения курса лекций по истории русской революции, с которыми Сорокин выступал в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931—1959 годах — профессор Гарвардского университета, первый профессор социологии в этом университете. В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации. В круг общения П. А. Сорокина входил известный юрист-адвокат М. Я. Лазерсон.

Изгнание

В условиях НЭПа В. И. Ленин поставил вопрос о необходимости продолжения жёсткого идеологического контроля над содержанием обучения по общественным дисциплинам.

Слайд 10Питирим Сорокин создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней

общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре

раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука). Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Теория Сорокина

Питирим Сорокин создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял

Слайд 11Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция

представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества,

реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства. Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Развитие общества

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное

Слайд 12Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество

социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и

т. п.
Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.
Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Другие идеи Питирима Сорокина

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства,

Слайд 13Питириму Сорокину принадлежат множество работ, таких как:
Человек. Цивилизация. Общество;
Социалогия Революции;
Социалогия

и культурная динамика;
Дальняя дорога;
Долгий путь;
Социальная мобильность;
Преступление и кара, подвиг и

награда.

Работы Питирима Сорокина

Питириму Сорокину принадлежат множество работ, таких как:Человек. Цивилизация. Общество;Социалогия Революции;Социалогия и культурная динамика;Дальняя дорога;Долгий путь;Социальная мобильность;Преступление и

Слайд 14Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии.
Опираясь на психологическую

школу права своего учителя Л. И. Петражицкого, Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на

основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Это принципиально отличалось от позиции французского социолога Э. Дюркгейма, считавшего, что поступок преступен, когда «он оскорбляет сильные и определённые состояния коллективного сознания». Сорокин считал, что подход Дюркгейма ставит индивида в полное подчинение коллективному сознанию. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.
Правила поведения индивида Сорокин разделял на дозволенные, запрещённые и рекомендованные.
Более сильная часть общества, считал он, навязывает остальным свои шаблоны поведения, посредством двоякого рода стимулов — положительных (награды) и отрицательных (кара). На основе анализа исторического опыта разных народов, Сорокин пришёл к выводу, что с усложнением общественного развития, с ростом социальной дифференциации и с расширением социального взаимодействия возрастает скорость изменения шаблонов поведения.
Они становятся более гибкими, легче поддаются изменению и, как следствие этого, уже не требуют применения жёстких стимулов (в виде жёсткой кары и значительной награды), характерных для ранних эпох. Таким образом, по мере культурного развития общества значение кары и награды как регулятора поведения и фактора снижения социальных конфликтов снижается

Социология уголовного права и криминалогии

Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии.Опираясь на психологическую школу права своего учителя Л. И. Петражицкого, Сорокин предлагал квалифицировать деяние

Слайд 15В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи

разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство»

написанная в российский период жизни Питирима Сорокина. Анализируя понятие национальность, Сорокин пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.). Развивая мысль о том, что любое объединение людей может считаться социальным, «когда это соединение по своим социальным функциям или социальной роли представляет нечто единое, когда его части действуют в одном направлении и представляют единое целое», он отмечал, что проблема национальной идентичности имеет социальный характер. Рассматривая эту проблему в правовой плоскости, Сорокин обосновывает мысль о том, что национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. «Поэтому, продолжает он, тот, кто хочет бороться против первого, должен бороться против второго, выступающего в тысяче форм нашей жизни, и сплошь и рядом гораздо более ощутимых и тяжёлых». «Полное правовое равенство индивида»,- вот исчерпывающий лозунг. Кто борется за него — тот борется против национальных разграничений". Говоря о принципах построения будущей Европы, Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы. «Спасение не в национальном принципе, — утверждал он, — а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей, — а поскольку они образуют сходную группу, — и народов».

Наследство Сорокина в Социологии

В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос

Слайд 16Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности

власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с

демократическим устройством страны.
В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Кроме того, он, совместно с Н. С. Тимашевым стал одним из авторов своеобразной концепции конвергенции России и США периода Второй мировой войны. Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили в частности А. Токвиль и И. Тэн), Сорокин высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. Современная эпоха кризиса, считал Сорокин, закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX—XXI веков переместится в Россию. Найти выход из кризиса поможет распространение в мире идей альтруистической любви, изучению и пропаганде которой учёный посвятил последние годы своей жизни.
Развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и этике любви, Сорокин выступил с программой спасения человечества на базе альтруистической любви и поведения и основал в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.
Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности учёный не принял.
Лекции Питирима Сорокина в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым впоследствии Питирим Сорокин состоял в переписке.

Питирим Сорокин и политика

Политические интересы Питирима Сорокина концентрировались главным образом на проблемах легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи

Слайд 17Питирим Александрович Сорокин- оставил огромный вклад в социологическую науку не

только своей родины( где, к слову, его не так радушно

приняли, как за границей). В США Сорокин известен как основатель социологии в принципе. Его идеи до сих пор живы. Так, к примеру, в Гарвардском университете его социологические принципы до сих пор преподаются на факультете, который он сам и основал.

Заключение

Питирим Александрович Сорокин- оставил огромный вклад в социологическую науку не только своей родины( где, к слову, его

Слайд 18Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин,_Питирим_Александрович#Научное_наследие_Питирима_Сорокина
Livelib: https://www.livelib.ru/author/29501/top-pitirim-sorokin

Источники

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин,_Питирим_Александрович#Научное_наследие_Питирима_СорокинаLivelib: https://www.livelib.ru/author/29501/top-pitirim-sorokinИсточники

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика