Слайд 1РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
Розничная торговля - реализация товаров и услуг конечным
покупателям, которые приобретают их в целях потребления.
Могут осуществлять предприятия
розничной торговли, товаропроизводители, предприятия оптовой торговли, предприятия сферы услуг (в парикмахерских можно приобрести различные товары парфюмерии и косметики).
Слайд 2Основные функции розничной торговли
• определяет реальные нужды и потребности в
товарах;
• с учетом реальных потребностей формирует ассортимент товаров и
оказываемых услуг, организуя поставки от широкого круга поставщиков;
• производит оплату поступивших товаров;
• осуществляет различные операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
• оказывает поставщикам и покупателям транспортно-экспедиционные, консультационные, информационные и другие услуги;
• участвует в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается благодаря рекламе, стимулированию продаж, а также непосредственной работе работников торговли с покупателями.
• создает наиболее благоприятные условия для продажи товаров (удобное место расположения торговой точки; благожелательное отношение продавцов к покупателям).
Слайд 3Формы предприятий розничной торговли:
Факторы для классификации предприятий розничной торговли:
предлагаемый
товарный ассортимент;
политика цен;
уровень концентрации торговой сети;
форма собственности;
уровень предоставляемых услуг;
специфика обслуживания.
Слайд 4А) Предприятия торговли с учетом предлагаемого ими товарного ассортимента
• специализированные
магазины;
• универмаги;
• универсамы;
• супермаркеты;
• магазины товаров
повседневного спроса.
Слайд 5Специализированный магазин
Розничные торговые предприятия, осуществляющие торговлю соответствующей ассортиментной группой товаров
определенной глубины.
Магазин одежды - специализированный магазин полного ассортимента -.
Только женская одежда - специализированный магазин с ограниченным ассортиментом.
Только женские юбки – узкоспециализированный магазин.
Наличие специализированных магазинов позволяет более полно учитывать реальные потребности покупателей.
Слайд 6Универмаг
Крупное предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент различных товаров.
Товары
с учетом ассортиментных групп рассредоточены по отделам, каждый из которых,
по существу, представляет специализированный магазин полного ассортимента.
Организация работы универмага строится по принципу пирамиды: заведующий универмагом, заведующие секциями, заведующие отделами, продавцы.
В универмагах, как правило, продаются наиболее модные высококачественные изделия.
В большинстве случаев обеспечивается приятная атмосфера покупок, оказываются различные услуги: продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров, индивидуальное обслуживание.
Слайд 7Универсам
Крупное предприятие розничной торговли, рассчитанное на первоочередное удовлетворение нужд покупателей
в продовольственных товарах и товарах домашнего обихода.
Является розничным предприятием
самообслуживания, имеет довольно низкий уровень издержек, невысокие цены и характеризуется большим объемом продаж.
Слайд 8Супермаркет
Предприятие розничной торговли, имеющее большую торговую площадь и вместе с
полным набором продовольственных товаров предлагающее товары, не требующие больших затрат
труда торгового персонала.
Примерно в два раза больше универсама. Наряду с отделами самообслуживания имеет отделы с полным обслуживанием.
В супермаркете могут продаваться товары, имеющие известные торговые марки, товары с частными торговыми марками, а также немаркированные товары.
Слайд 9Магазины товаров повседневного спроса
Невелики по размерам и торгуют товарами ограниченного
ассортимента, в основном (или только) продовольственными товарами.
Расположены недалеко от
потенциальных покупателей и предлагают ходовые товары массового спроса.
Слайд 10Б) Классификация магазинов с учетом политики цен
• магазины, устанавливающие высокие
цены на предлагаемые ими товары и оказывающие на высоком уровне
широкий круг услуг (продаются престижные товары);
• магазины умеренных цен, оказывают наиболее широко распространенные услуги;
• магазины низких (доступных) цен, оказывают минимальный набор услуг;
• магазины, продающие нестандартные или не пользующиеся спросом товары по ценам ниже обычных розничных цен (магазины сниженных цен).
Слайд 11Магазины доступных цен
Возможность продавать товары по более низким ценам объясняется:
• магазины торгуют товарами, пользующимися повышенным спросом, что обеспечивает высокий
уровень оборачиваемости;
• в магазинах имеется возможность свободного выбора непродовольственных товаров и покупки продовольственных товаров методом самообслуживания;
• основными функциями торгового персонала являются получение денег, упаковка купленных товаров, а также обеспечение нормального процесса совершения покупок;
• магазины организуют закупки товаров по выгодным для себя ценам (приобретают большие партии товаров по более низким оптовым ценам).
Слайд 12В) Классификация магазинов по количеству владельцев
Независимый розничный торговец
Корпоративные сети магазинов
(совокупность нескольких розничных предприятий, принадлежащих одному владельцу, который осуществляет единую
политику в области закупок и продажи товаров)
Розничные конгломераты (корпорация, в состав которой входит несколько предприятий розничной торговли, находящихся в едином владении, но в которой функции управления централизованы лишь частично)
Кооперативы (объединения независимых торговых предприятий, осуществляющие единую политику как в сфере продаж, так и управления ими)
Слайд 13Торговые центры
Новая концепция развития розничной торговли.
В центрах можно
приобрести продовольственные и непродовольственные товары, посетить физкультурно-оздоровительные комплексы, парикмахерские, кинотеатры,
библиотеки.
Торговый центр имеет один или несколько крупных магазинов, мелкие магазины их дополняют.
В некоторых странах на долю торговых центров приходится более одной трети розничного товарооборота.
Слайд 14Четыре основные группы торговых центров:
• торговый центр центрального делового
района;
• региональный торговый центр;
• районный торговый центр;
•
торговый центр микрорайона.
Основным фактором, характеризующим каждый из перечисленных центров, является число предприятий розничной торговли, входящих в данное образование, а также величина этих предприятий.
Слайд 15Г) Классификация розничных магазинов с учетом уровня обслуживания
• магазины самообслуживания;
• магазины с ограниченным обслуживанием;
• магазины с полным обслуживанием.
Слайд 16Внемагазинная розничная торговля
Основные формы :
• пересылка товаров по
почте;
• продажа товаров на дому;
• рыночная распродажа товаров;
• продажа товаров через торговые автоматы;
• передвижная распродажа товаров;
• продажа через Интернет.
Слайд 17Пересылка товаров по почте
продавцы рассылают своим потенциальным покупателям каталоги
(раздаются бесплатно);
объявления с описанием предлагаемых к пересылке по почте товаров
в газетах, журналах, передачах радио и телевидения;
листовки, письма, проспекты, рассылаемые по почте продавцом и адресованные потенциальным покупателям;
по Интернету.
Посылочная торговля наиболее часто обеспечивает удовлетворение потребностей населения в таких товарах, как книги, аудио- и видеозаписи, лекарственные средства.
Слайд 18Продажа товаров на дому
Товары на дому чаще всего продаются товаропроизводителями.
Они создают свой торговый аппарат и устанавливают прямые контакты с
потенциальными покупателями.
Торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий приходят к покупателю домой и, если есть необходимость и возможность, представляют товар и демонстрируют его использование.
Так наиболее часто реализуется бытовая электротехника, печатная и косметическая продукция.
Слайд 19Рыночная торговля
Коммерсанты, не имеющие своих постоянных помещений, вынуждены переезжать с
одного места в другое, стараясь таким образом привлечь к себе
внимание как можно большего числа потенциальных покупателей.
Торговлю, осуществляемую ими, принято считать рыночной.
Такая торговля наиболее актуальна для небольших городов и сельской местности, где небольшая численность населения не позволяет открывать стационарные магазины с широким ассортиментом товаров.
Слайд 20Передвижная торговля
- передвижение товаров к непосредственным потенциальным покупателям.
Такая доставка
товаров может осуществляться как с использованием определенного транспорта, например автолавок,
так и с применением лотков или других подобных устройств (торговля вразнос).
Используется главным образом для продажи продовольственных товаров.
Довольно широко распространена в сельской местности, где обеспечивается прежде всего продажа хлебобулочных, мясных, молочных и бакалейных изделий.
Слайд 21Основные решения, принимаемые розничными торговцами
• установление целевого рынка, т. е.
выбор отдельной группы или групп покупателей предлагаемых товаров;
• определение широты
и глубины ассортимента товаров, наиболее полно отвечающих запросам выбранного целевого рынка;
• установление цены, наиболее приемлемой как для розничного торговца, так и для отдельных сегментов целевого рынка;
• обеспечение эффективной политики продвижения товара на рынок, включая рекламу, стимулирование продаж, личную продажу и создание благоприятного общественного мнения;
• выбор наиболее приемлемого места расположения магазина с точки зрения удобства его посещения;
• создание удобного для покупателей предложения товаров;
• выбор приемлемого как для продавца, так и для покупателей набора услуг, позволяющего продавцу стать наиболее привлекательным с данной точки зрения.
Слайд 22РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
• аукционы;
• товарные
биржи;
• оптовые ярмарки.
Слайд 23АУКЦИОНЫ
публичные торги, которые проводятся в специальном месте в заранее оговоренное
время.
Аукционная торговля может быть как оптовой, так и розничной.
Организация
аукциона включает:
• осмотр товара потенциальными покупателями;
• непосредственное проведение торгов, во время которых благодаря конкуренции между покупателями за право покупки товара обеспечивается наибольшая прибыль продавцу;
• оформление и исполнение совершенных во время торгов сделок.
Слайд 24ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
Товарные биржи представляют собой рыночные структуры, осуществляющие куплю
и продажу контрактов на поставку товаров.
Такие сделки заключаются только
профессиональными посредниками - брокерами.
Конкретные поручения на совершение сделок брокеры получают от покупателей. Эти поручения определяют:
• конкретный товар;
• сроки поставки товара;
• цену товара.
Слайд 25На биржах осуществляется продажа товаров:
• цветные (медь, олово, цинк, свинец,
никель, алюминий) и драгоценные (серебро, золото, платина) металлы;
• зерновые
(пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);
• текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
• пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, соевое масло, сироп).
Слайд 26ОПТОВЫЕ ЯРМАРКИ
Оптовые ярмарки представляют собой периодические встречи производителей товаров,
покупателей и посредников в целях совершения покупок по выставленным образцам.
Слайд 27Логистика
Занимается физическим распределением, то есть физическим перемещением товаров к потребителю.
Слайд 28ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
• прогнозирование объемов будущих продаж;
• создание
системы управления запасами;
• создание системы обработки заказов;
• выбор
места хранения запасов и способа складирования;
• определение способа транспортировки товаров.