«Ревенный цвет и линия прямая
Вот идеал изящества для нас.
Наследники Батыя и Мамая
Командовать мы приучили глаз»
А.К. Толстой
Место ослабевающего и теряющего единство дворянства активно занимает купечество.
Умножаются и дробятся типы культурных потребностей (расширение типологии зданий и сооружений: магазины, выставочные павильоны, доходные дома, развлекательные сооружения, вокзалы, промышленная архитектура т.п.)
Ордерная композиция теряет роль сословного знака.
Романтики открыли для себя историю, постигая её как процесс непрерывного становления.
Историзм мышления означал признание равнозначности всех эпох в архитектуре и равную ценность их художественных языков
Сфера бытования художественного распространилась на обыденность; комфортность и уют вошли в число целей архитектуры.
Ассоциации с византийской
или средневековой русской
архитектурой считались
уместными для православного
храма.
Для дворца приличествовали
формы стиля барокко.
Для купеческого особняка
естественными воспринимались
формы народного русского зодчества
«Наш век эклектический – во всём у него умный выбор»
Нестор Кукольник
«Готическая башня достойна особого
внимания как одно из прекраснейших
созданий нашего воображения»
П.Чаадаев
Царицино.
Фигурные ворота
(1775-1785)
Арх. В.И. Баженов
Церковь Петра и Павла.
С.-Петербург (1830)
Арх. А. П.Брюллов.
К.А. Тон (1794-1881)
Возникает ряд профессиональных и любительских обществ, члены которых наряду с археологией занимаются исследованием древних архитектурных памятников Отечества:
Русское археологическое общество;
Общество истории и древностей российских С.-Петербург);
Московское археологическое общество
Императорская Академия художеств так же включается в процесс изучения русской старины и организует ряд экспедиций по сбору материалов связанных с историей русского искусства и культуры.
Экспедиция Г.Ф. Солнцева.
Древнехристианский музей Г.Г. Гагарина
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
И.Е. Репин
Портрет В.В. Стасова
В.Г. Перов
Портрет М.П. Погодина
«Погодинская изба».
Москва. (1856).
Арх. В.Н. Никитин
Арсенал архитектурных форм сформирован поспешно и поверхностно.
Наряду с подлинными образцами древнего зодчества в архитектурный обиход попадают произвольно интерпретированные детали памятников, мотивы народных вышивок и кружев – без учёта специфики материала и орнаментации.
Главная ошибка состояла в самом методе освоения древнего наследия, когда основное внимание обращалось на внешние формы, без учёта конструктивных особенностей.
И.Е. Репин.
Портрет И.Е. Забелина
В.О. Шервуд. Исторический музей.
Москва. 1875-1883
Собор Александа Невского
В Нижнем Новгороде (1868-1881)
Л.В. Даль
АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК
В абрамцевской церкви не воспроизводятся какие-либо «мотивы» или приёмы композиции. Её решение основано на эмоционально-образном восприятии определённого круга явлений: новгородско-псковское зодчество, с его обобщённостью, живописной «неправильностью».
Это не имитация старины или коллекция мотивов, а импровизация на старинные темы, не скрывающая принадлежность своему собственному времени.
При окончании академического курса, в 1827 году, за картину «Воздадите rесарево Кесарю, а Божия Богови» награждён большую золотой медалью.
В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства.
Принимал участие в росписи и реставрации многих Храмов.
В.Бобров.
Портрет Князя Г.Г.Гагарина. 1867
Обложка журнала
«Вестник изящных
искусств» (ИАХ)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть