Разделы презентаций


РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 2-й пол. XIX в. ЭВОЛЮЦИЯ ОТ ВКУСА К СТИЛЮ

Содержание

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.«Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном варианте архитектурной эклектики.«Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная специфика, периодизация.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 2-й пол. XIX в. ЭВОЛЮЦИЯ ОТ ВКУСА К СТИЛЮ.

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА  2-й пол. XIX в.   ЭВОЛЮЦИЯ ОТ ВКУСА К СТИЛЮ.

Слайд 2РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.
«Архитектура умного выбора».

Компромисс идеологии и практики в национальном варианте архитектурной эклектики.
«Русский стиль»

в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная специфика, периодизация.



РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.«Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном варианте

Слайд 31. Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия.
Программное единообразие классицизма,

неукоснительное подчинение единому волевому началу – стержневая идея дворянского абсолютизма.


Однако «стройный, строгий вид» классицистических ансамблей становится всё более стеснителен по мере развития капиталистических отношений и активизации городской жизни, а его символы чужды массовому сознанию.
Стилевые нормы, рождённые нравственным кодексом, основанные на служении государству, воспринимались как выражение политической несвободы.

«Ревенный цвет и линия прямая
Вот идеал изящества для нас.
Наследники Батыя и Мамая
Командовать мы приучили глаз»
А.К. Толстой

Место ослабевающего и теряющего единство дворянства активно занимает купечество.
Умножаются и дробятся типы культурных потребностей (расширение типологии зданий и сооружений: магазины, выставочные павильоны, доходные дома, развлекательные сооружения, вокзалы, промышленная архитектура т.п.)
Ордерная композиция теряет роль сословного знака.

1. Кризис архитектурной эстетики классицизма. Причины и следствия. Программное единообразие классицизма, неукоснительное подчинение единому волевому началу –

Слайд 42. «Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном

варианте архитектурной эклектики.
Начиная с 1830-х гг. классицизм начинает вытесняться «архитектурой

выбора» - эклектикой.
В отличие от классицизма эклектика не опиралась на идею вневременной ценности стилей античности и Ренессанса.
Романтизм с его антинормативностью, отвергая обязательность античных эталонов, утверждал свободу выбора художественных форм и свободу их заимствования.
Вместе с романтическим представлением о единстве искусства и жизни на первый план выдвигались простые человеческие ценности, противостоящие вневременным и вненациональным абстракциям классицизма.

Романтики открыли для себя историю, постигая её как процесс непрерывного становления.
Историзм мышления означал признание равнозначности всех эпох в архитектуре и равную ценность их художественных языков

Сфера бытования художественного распространилась на обыденность; комфортность и уют вошли в число целей архитектуры.

2. «Архитектура умного выбора». Компромисс идеологии и практики в национальном варианте архитектурной эклектики.Начиная с 1830-х гг. классицизм

Слайд 5Однако, это был всего лишь компромисс между запросами жизни и

возможностями архитектуры. По-прежнему сохранялась связь с образцом, культурная ценность которого

была подтверждена временем

Ассоциации с византийской
или средневековой русской
архитектурой считались
уместными для православного
храма.

Для дворца приличествовали
формы стиля барокко.

Для купеческого особняка
естественными воспринимались
формы народного русского зодчества

«Наш век эклектический – во всём у него умный выбор»
Нестор Кукольник

Однако, это был всего лишь компромисс между запросами жизни и возможностями архитектуры. По-прежнему сохранялась связь с образцом,

Слайд 6 Главные новации эклектизма были обращены на отдельное сооружение. Становление новых

систем композиции осуществлялось в типе городского доходного дома, многоэтажного и

многоквартирного, с квартирами сдающимися внаём, сложившийся к концу первой половины XIX века.
Особняк был целостным и обособленным организмом.
Доходный дом являлся суммой множества квартир-ячеек.





Главные новации эклектизма были обращены на отдельное сооружение. Становление новых систем композиции осуществлялось в типе городского доходного

Слайд 7 Фасады доходных домов сливаются в непрерывные фронты, за которыми исчезают

объёмы.
Композиция стала восприниматься как организация плоскостей (фасада и плана).
Растущее

давление буржуазных вкусов вело к тому, что красота стала отождествляться с богатством, точнее с украшениями. Общее здесь преобладало над индивидуальным, монотонная сетка окон господствовала на фасаде независимо от декора.

Фасады доходных домов сливаются в непрерывные фронты, за которыми исчезают объёмы. 	Композиция стала восприниматься как организация плоскостей

Слайд 8Готические образы в архитектуре эклектики
Живой интерес привлекает и история России.

Её восприятие связывалось с мироощущением романтизма. Для архитекторов это сделало

естественным и неизбежным обращение к средневековым прообразам. Разные взгляды на возможные пути развития русской культуры, разделившие позиции западников и славянофилов, сформировались в «готическое» и «русское» направление поисков.
Славянофилы первыми стали указывать на отечественные древности и народное искусство, сохраняющее верность патриархальной традиции, как возможный источник современных творческих идей.

«Готическая башня достойна особого
внимания как одно из прекраснейших
созданий нашего воображения»
П.Чаадаев

Царицино.
Фигурные ворота
(1775-1785)
Арх. В.И. Баженов

Церковь Петра и Павла.
С.-Петербург (1830)
Арх. А. П.Брюллов.

Готические образы в архитектуре эклектики	Живой интерес привлекает и история России. Её восприятие связывалось с мироощущением романтизма. Для

Слайд 93. «Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления,

идейно-художественная специфика, периодизация.
В 1840-50-е годы правительственные круги в поисках выхода

из социального кризиса выдвигают формулу «православие, самодержавие, народность», утверждавшую незыблемость устоев самодержавия и его единение с народом.
В архитектуре эта концепция выразилась в использовании некоторых формальных признаков древнерусского и византийского храмового зодчества.
Начало новому направлению было положено сооружением храма Христа-Спасителя в Москве (арх. К.А. Тон). Этот храм будет служить официально признанным образцом русско-византийского стиля.

К.А. Тон (1794-1881)

3. «Русский стиль» в русской архитектуре XIX в. Причины появления, идейно-художественная специфика, периодизация.В 1840-50-е годы правительственные круги

Слайд 10Поверхностный, эклектический характер «русско-византийского» стиля был в большой степени предрешён

отсутствием серьёзных сведений об архитектурном наследии. Русская историко-архитектурная наука, находившаяся

в стадии становления, только ещё приступала к изучению национального архитектурного наследия.
Постепенно растёт интерес и народному зодчеству.

Возникает ряд профессиональных и любительских обществ, члены которых наряду с археологией занимаются исследованием древних архитектурных памятников Отечества:
Русское археологическое общество;
Общество истории и древностей российских С.-Петербург);
Московское археологическое общество

Императорская Академия художеств так же включается в процесс изучения русской старины и организует ряд экспедиций по сбору материалов связанных с историей русского искусства и культуры.
Экспедиция Г.Ф. Солнцева.
Древнехристианский музей Г.Г. Гагарина

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Поверхностный, эклектический характер «русско-византийского» стиля был в большой степени предрешён отсутствием серьёзных сведений об архитектурном наследии. Русская

Слайд 11РОПЕТОВСКИЙ (ПСЕВДОРУССКИЙ) СТИЛЬ
Второй этап освоения национального архитектурного наследия относится

к 1860-90 гг. Для него характерно использование декоративных приёмов узорочного

русского зодчества XVI-XVII вв.
Новое течение имело более сложную идеологическую основу. Оно было связано со становлением и развитием капитализма и формированием буржуазной идеологии; строительство в национальном духе стимулировалось соображениями национального престижа и коммерческой рекламы.
РОПЕТОВСКИЙ (ПСЕВДОРУССКИЙ) СТИЛЬ Второй этап освоения национального архитектурного наследия относится к 1860-90 гг. Для него характерно использование

Слайд 12 Вместе с тем, «русский стиль» нашёл горячих сторонников среди передовой

русской интеллигенции, - он импонировал её интересу к истории и

судьбе русского народа и воспринимался как воплощение демократических идеалов, которыми были проникнуты музыка, литература и живопись тех лет.
Восторженно приветствовал новое направление критик В.В. Стасов: «В созданиях из коренного народного русского материала – дерева – лежит главная историческая заслуга новой архитектуры».


И.Е. Репин
Портрет В.В. Стасова

В.Г. Перов
Портрет М.П. Погодина

«Погодинская изба».
Москва. (1856).
Арх. В.Н. Никитин

Вместе с тем, «русский стиль» нашёл горячих сторонников среди передовой русской интеллигенции, - он импонировал её интересу

Слайд 13ПРОТИВОРЕЧИЯ ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ:
Осуществляется широкий процесс популяризации русской старины, активно изыскиваются

формы интерпретации её богатого художественного наследия.
Получили распространение характерные приёмы народного

зодчества (сложная компоновка объёмов, красочность и сложность отделки, активное использование забытых материалов: кирпича и изразцов).

Арсенал архитектурных форм сформирован поспешно и поверхностно.
Наряду с подлинными образцами древнего зодчества в архитектурный обиход попадают произвольно интерпретированные детали памятников, мотивы народных вышивок и кружев – без учёта специфики материала и орнаментации.
Главная ошибка состояла в самом методе освоения древнего наследия, когда основное внимание обращалось на внешние формы, без учёта конструктивных особенностей.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ:Осуществляется широкий процесс популяризации русской старины, активно изыскиваются формы интерпретации её богатого художественного наследия.Получили распространение

Слайд 14Критическое переосмысление опыта псевдорусского стиля
К концу XIX в. в отечественной

науке всё шире утверждается мнение о самобытности русского зодчества.
Существенный

вклад в этот процесс внесли труды историка И.Е. Забелина. Опираясь на факты из истории, этнографии и лингвистики он стремился доказать, что формы русской архитектуры обусловлены природой, климатом и развитием самой жизни.

И.Е. Репин.
Портрет И.Е. Забелина

В.О. Шервуд. Исторический музей.
Москва. 1875-1883

Критическое переосмысление опыта псевдорусского стиляК концу XIX в. в отечественной науке всё шире утверждается мнение о самобытности

Слайд 15Совершенно новое понимание задач изучения художественного наследия прошлого было представлено

и в трудах архитектора Л.В. Даля.
«Мы не позаботились поискать

в отечественном зодчестве не только нечто цельное, но даже каких бы то ни было признаков осмысленности».


внимание к рациональным началам народного зодчества: «Эти начала вовсе не исследованы нами. Без внимательного их изучения мы будем постоянно впадать в ошибки… Уразумение логического происхождения частей в целом произведении зодчества возможно только при серьёзном историческом его изучении. Вот почему нам необходимо историческое изучение наших памятников».

Собор Александа Невского
В Нижнем Новгороде (1868-1881)

Л.В. Даль

Совершенно новое понимание задач изучения художественного наследия прошлого было представлено и в трудах архитектора Л.В. Даля. «Мы

Слайд 16НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
В архитектурной практике на рубеже XIX-XX вв. начинается третий

этап использования национальных традиций: развивается «неорусский стиль»; на смену копированию

деталей, типичного для «русского стиля» 1870-х гг. приходит воспроизведение эмоционально-образного строя древних памятников – лаконичных, монументальных и живописных.


Массовое изучение памятников архитектуры; их систематизация и анализ; составление последовательной картины развития русской архитектуры складываются в зрелое, научное представление об отечественном зодчестве.
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬВ архитектурной практике на рубеже XIX-XX вв. начинается третий этап использования национальных традиций: развивается «неорусский стиль»;

Слайд 17Меценат С.И. Мамонтов в имении Абрамцево объединяет вокруг идеи возрождения

национального наследия целую группу видных представителей русской художественной культуры (В.М.

Васнецов, В.Д. Поленов, В.М. Нестеров, М.А. Врубель, Н.А. Римский-Корсаков).
Не скованные профессиональными стереотипами художники предложили новые эстетические ценности и критерии «русского стиля», основанные на образах фольклора, искусства средневековой Руси и народного ремесленного творчества.
В искусстве средневековья их привлекали не мотивы а сам способ видения.

АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК

Меценат С.И. Мамонтов в имении Абрамцево объединяет вокруг идеи возрождения национального наследия целую группу видных представителей русской

Слайд 18«Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без

показной роскоши Абрамцевскую церковь. Для нас, работников её, - она

трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и живом творческом порыве, о дружной работе художественных друзей» В. Васнецов

В абрамцевской церкви не воспроизводятся какие-либо «мотивы» или приёмы композиции. Её решение основано на эмоционально-образном восприятии определённого круга явлений: новгородско-псковское зодчество, с его обобщённостью, живописной «неправильностью».
Это не имитация старины или коллекция мотивов, а импровизация на старинные темы, не скрывающая принадлежность своему собственному времени.

«Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши Абрамцевскую церковь. Для нас, работников

Слайд 19Султанов Н.В. (1850-1908)
Теоретик и педагог
Ф.Ф. Суслов (1857-1921)
Историк архитектуры,
реставратор
Ф.Ф. Суслов
Очерки

по истории
древнерусского зодчества
Новая придворная церковь
В Петергофе (1895-1905)

Султанов Н.В. (1850-1908)Теоретик и педагогФ.Ф. Суслов (1857-1921)Историк архитектуры, реставраторФ.Ф. СусловОчерки по истории древнерусского зодчестваНовая придворная церковьВ Петергофе

Слайд 20Солнцев Фёдор Григорьевич
Родился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне

Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных

крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина.
Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило юноше поступить в Академию художеств в 1815 году.

При окончании академического курса, в 1827 году, за картину «Воздадите rесарево Кесарю, а Божия Богови» награждён большую золотой медалью.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства.
Принимал участие в росписи и реставрации многих Храмов.

Солнцев Фёдор ГригорьевичРодился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области),

Слайд 21Григорий Григорьевич Гагарин
Состоял на дипломатической службе в Италии, Франции и

Германии.
В 1841 г. был причислен в военную службу. Будучи

в 1848 г. прикомандирован в Тифлис. Кроме военных и административных обязанностей, Гагарин много работал для нужд города. Он построил там театр, также восстанавливал фрески в старых грузинских монастырях.
В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне, как президент Академии художеств.
Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нём любви к искусству. Брал уроки у К. П. Брюллова. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментики. В бытность свою на Кавказе расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе, а потом, будучи вице-президентом Академии художеств, основал при ней Древнехристианский музей и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам

В.Бобров.
Портрет Князя Г.Г.Гагарина. 1867

Григорий Григорьевич ГагаринСостоял на дипломатической службе в Италии, Франции и Германии. В 1841 г. был причислен в

Слайд 22РОПЕТ ИВАН ПЕТРОВИЧ
Постройки и проекты Ропета И.П. оказали большое влияние

на творчество современных ему архитекторов и дизайнеров. Учился в Академии

художеств (1861-1871) у Горностаева А.М. Ещё решительней, чем Тон К.А., отойдя от классицизма к декоративным приёмам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев А.М. увлёк за собой целую плеяду молодых архитекторов (Горностаев И.И., Гартман В.А., Богомолов И.С., Харламов Ф.С. и др.), среди которых Ропет И.П. занял видное место.
Активно сотрудничал в периодически выходившем альманахе "Мотивы русской архитектуры" (1874-1880). Вместе с Ф.С. Харламовым создал Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке в Москве (1872; выставка открылась 30 МЙ 1872), более близкий к мавританскому стилю. Всецело в "русском народном вкусе" выстроена баня в Абрамцево ("теремок", 1877-1878) с крыльцом, перекрытым сводом-"бочкой". В его творчестве получила предвосхищение орнаментально-синтетическую органика стиля модерна.
РОПЕТ ИВАН ПЕТРОВИЧПостройки и проекты Ропета И.П. оказали большое влияние на творчество современных ему архитекторов и дизайнеров.

Слайд 23На Всемирной выставке в Париже (1878) мастер оформил отведённые России

площади выставки в виде теремного дворца XVII в., поражавшего воображение

зрителей своим прихотливым декором. По его проектам были возведены русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго (1893) и павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Н.Новгороде (1896). Наиболее значительной из его городских построек было здание русского посольства в Токио (1890-е).
Занимался также графическим дизайном (афиша для парижского павильона с надписью "Здесь говорят по-русски") и книжным оформлением (альбом "Византийские эмали. Собрание Звенигородского", 1879; обложки журнала "Вестник изящных искусств", 1880-е), изготовил несколько эскизов "славянской" мебели, и здесь являя виртуозный дар соединения разнородных элементов (взятых из средневековой книжной живописи, крестьянской вышивки и резьбы) в нарядных синтетических зрелищах.
Узорчатая "ропетовщина" не раз вызывала острую критику со стороны ревнителей классики. С др.стороны, Стасов В.В. (в своем отзыве о парижской выставке 1878) приветствовал такого рода стилистику как "будущее нашей архитектуры".

Обложка журнала
«Вестник изящных
искусств» (ИАХ)

На Всемирной выставке в Париже (1878) мастер оформил отведённые России площади выставки в виде теремного дворца XVII

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика