Разделы презентаций


Русская архитектура XVI века

Содержание

Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь крещения Иоанна IV Построена в первой трети XVI в. Считается уникальным памятником архитектуры — первым каменным шатровым храмом на Руси. Включена в Список Всемирного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская архитектура XVI века

Русская архитектура XVI века

Слайд 2Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь крещения Иоанна IV Построена

в первой трети XVI в. Считается уникальным памятником архитектуры —

первым каменным шатровым храмом на Руси. Включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь крещения Иоанна IV Построена в первой трети XVI в. Считается

Слайд 3Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского

монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все

было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.
Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения.

Слайд 4Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее

очертаниями внутренний свод.
Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний

свод.
Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.
Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.
Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

Характерные черты древнерусского православного храмаЗакомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.Кокошники ― ложная закомара, не

Слайд 5«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и

светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался

в летописи современник.
«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в

Слайд 6Тайны и легенды церкви Вознесения

Место
Храм построили на берегу, где, по

преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была

стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время
Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.
Тайны и легенды церкви ВознесенияМестоХрам построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская

Слайд 8Церковь Вознесения в Коломенском: шатёр

Церковь Вознесения в Коломенском: шатёр

Слайд 9Церковь Вознесения в Коломенском: кокошники на восьмерике

Церковь Вознесения в Коломенском: кокошники на восьмерике

Слайд 10Церковь Вознесения в Коломенском: галереи

Церковь Вознесения в Коломенском: галереи

Слайд 11Другие каменные шатровые церкви, построенные в XVI веке

Другие каменные шатровые церкви, построенные в XVI веке

Слайд 12Шатры в оформлении ворот

Шатры в оформлении ворот

Слайд 13Храм Покрова Богоматери на Красной площади

Храм Покрова Богоматери на Красной площади

Слайд 14Пропорции Храма
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на

одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери.

Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.
Пропорции Храма Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику

Слайд 15План Покровского собора
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного

Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане

образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
План Покровского собораЗамысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого

Слайд 16Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь

к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь

как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.
Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует

Слайд 17Куполов всего 10.
Девять куполов над храмом (По числу престолов:

Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.),

Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).
Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа

Слайд 19Собор Покрова на Рву сверху

Собор Покрова на Рву сверху

Слайд 20Строительство собора

История строительства Покровского собора хранит немало тайн даже для

историков-профессионалов. Замысел возведения обетного храма в знак благодарения за одержанную

победу над Казанским ханством принадлежал царю Ивану IV.
Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора в 1555 г., сохранившегося до наших дней.
Сообщая о закладке Покровского собора, летопись, к сожалению, не называет имена его строителей. Они известны по другим, более поздним источникам – это Постник и Барма.
Строительство собора История строительства Покровского собора хранит немало тайн даже для историков-профессионалов. Замысел возведения обетного храма в

Слайд 21Покровский собор в XVII в. Из «Книги об избрании на царство»

1672-1673 гг.

Первым изменением в архитектурном облике Покровского собора стала пристройка

к нему в 1588 г. церкви Василия Блаженного. В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара. Во второй половине XVII в. во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. Арки под галереей были заложены.
Эти обновления завершили к 1683 г. и включили сведения о них в надпись на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Покровский собор в XVII в. Из «Книги об избрании на царство» 1672-1673 гг.Первым изменением в архитектурном облике

Слайд 22Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году

Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а

под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и

Слайд 23Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного)

Собор Покрова на Рву  (Василия Блаженного)

Слайд 24Церковь Покрова Богоматери

Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова

Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана

Грозного 1 (14 н.ст.) октября 1552 г. Высота церкви — 47,50 м.
Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение.
Церковь Покрова БогоматериЦентральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма

Слайд 25Иконостас
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового»

иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились

иконы вплотную друг к другу).
Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
ИконостасНа основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами,

Слайд 26«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее

древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины

Слайд 27Иконостас

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора

Александра Невского Московского Кремля.
Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками,

которые придают легкость четырехъярусной конструкции.
В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
ИконостасСуществующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.Он богато украшен ажурными

Слайд 28Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя

обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в.

застекленная галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют ее с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей.

Во второй половине XVII в. галерею расписали растительным орнаментом. Выполненные темперой пышные цветы символизируют райский сад, образом которого является каждый храм.
Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно поновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Галереи и крыльцаПо периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В

Слайд 29Крыльцо Покровского собора

Крыльцо Покровского собора

Слайд 30Росписи галерей и крылец

Росписи галерей и крылец

Слайд 31Росписи галерей и крылец

Росписи галерей и крылец

Слайд 32Церковь Святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в

1588 г. над захоронением св. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого,

московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV.
Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Церковь Святого Василия БлаженногоНижняя церковь была пристроена к собору в 1588 г. над захоронением св. Василия Блаженного,

Слайд 33Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью.

Это одна из почитаемых московских святынь.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

Слайд 34Покровский собор

Покровский собор

Слайд 35Вид на покровский собор с Васильевского спуска

Вид на покровский собор с Васильевского спуска

Слайд 36Колокольня Покровского собора

Колокольня Покровского собора

Слайд 37http://saintbasil.ru/saints.html - Покровский собор

http://utahch.blogspot.ru/ - Искусство – зеркало истории

https://www.cul
ture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom

http://saintbasil.ru/saints.html - Покровский соборhttp://utahch.blogspot.ru/ - Искусство – зеркало историиhttps://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика