Слайд 1Русская архитектура XVI века
Слайд 2Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь крещения Иоанна IV
Построена
в первой трети XVI в. Считается уникальным памятником архитектуры —
первым каменным шатровым храмом на Руси. Включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 3Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского
монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все
было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.
Слайд 4Характерные черты древнерусского православного храма
Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее
очертаниями внутренний свод.
Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний
свод.
Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.
Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.
Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.
Характерные черты шатрового храма
Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.
Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.
Слайд 5«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и
светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался
в летописи современник.
Слайд 6Тайны и легенды церкви Вознесения
Место
Храм построили на берегу, где, по
преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была
стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.
Время
Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.
Слайд 8Церковь Вознесения в Коломенском: шатёр
Слайд 9Церковь Вознесения в Коломенском: кокошники на восьмерике
Слайд 10Церковь Вознесения в Коломенском: галереи
Слайд 11Другие каменные шатровые церкви, построенные в XVI веке
Слайд 13Храм Покрова Богоматери на Красной площади
Слайд 14Пропорции Храма
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на
одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери.
Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.
Слайд 15План Покровского собора
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного
Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане
образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Слайд 16Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь
к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь
как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.
Слайд 17Куполов всего 10.
Девять куполов над храмом (По числу престолов:
Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.),
Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).
Слайд 20Строительство собора
История строительства Покровского собора хранит немало тайн даже для
историков-профессионалов. Замысел возведения обетного храма в знак благодарения за одержанную
победу над Казанским ханством принадлежал царю Ивану IV.
Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора в 1555 г., сохранившегося до наших дней.
Сообщая о закладке Покровского собора, летопись, к сожалению, не называет имена его строителей. Они известны по другим, более поздним источникам – это Постник и Барма.
Слайд 21Покровский собор в XVII в.
Из «Книги об избрании на царство»
1672-1673 гг.
Первым изменением в архитектурном облике Покровского собора стала пристройка
к нему в 1588 г. церкви Василия Блаженного. В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара. Во второй половине XVII в. во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. Арки под галереей были заложены.
Эти обновления завершили к 1683 г. и включили сведения о них в надпись на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Слайд 22Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году
Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а
под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.
Слайд 23Собор Покрова на Рву
(Василия Блаженного)
Слайд 24Церковь Покрова Богоматери
Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова
Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана
Грозного 1 (14 н.ст.) октября 1552 г. Высота церкви — 47,50 м.
Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение.
Слайд 25Иконостас
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового»
иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились
иконы вплотную друг к другу).
Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
Слайд 26«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее
древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.
Слайд 27Иконостас
Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора
Александра Невского Московского Кремля.
Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками,
которые придают легкость четырехъярусной конструкции.
В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
Слайд 28Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя
обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в.
застекленная галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют ее с внутренними переходами.
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей.
Во второй половине XVII в. галерею расписали растительным орнаментом. Выполненные темперой пышные цветы символизируют райский сад, образом которого является каждый храм.
Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно поновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Слайд 32Церковь Святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в
1588 г. над захоронением св. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого,
московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV.
Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Слайд 33Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью.
Это одна из почитаемых московских святынь.
Слайд 35Вид на покровский собор с Васильевского спуска
Слайд 37http://saintbasil.ru/saints.html - Покровский собор
http://utahch.blogspot.ru/ - Искусство – зеркало истории
https://www.cul
ture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom