Слайд 1РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XXI ВЕКА
Слайд 2В.С. Соловьев
(1853-1900)-
русский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик
Слайд 3Основные сочинения
Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)
Россия и
Вселенская церковь (1889)
Оправдание добра (1895)
Три разговора о войне, прогрессе и
конце всемирной истории (1899-1900)
Избран почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900).
Слайд 4Основные идеи
и идеалы философии
В.С. Соловьева:
ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА – объединения
и гармонии всех сторон бытия;
ИДЕЯ НРАВСТВЕННОСТИ как главного аспекта жизни
человека;
ИДЕЯ ПРОГРЕССА как всеобщей связи поколений;
ИДЕЯ ВОСКРЕШЕНИЯ как главная цель человечества;
ИДЕЯ БОГА как выражения Добра;
ИДЕЯ «БОГОЧЕЛОВЕКА» - жизненного пути личности;
ИДЕЯ СОФИИ – всеобщей Божественной мудрости;
РУССКАЯ ИДЕЯ, включающая три идеи: «Святая Русь» (Москва – Третий Рим) - «Великая Русь» (реформы Петра I) – «Свободная Русь» (дух декабристов и Пушкина)
Слайд 5Понятие всеединства в философии Соловьева выступает центральным и Оно обозначает
всеохватность бытия; цельное знание;
соборность человека (то есть его родовую,
общественно-историческую и вселенскую сущность).
Всеединство предполагает , что все элементы множества
не сливаются в неразличимое и единство,
а образуют особый полифонический строй.
«Положительное Всеединство» реализуется в Боге и соединяет Истину, Добро и Красоту
Философия В.С. Соловьева:
Всеединство
Слайд 6Историософия
Богочеловеческий процесс
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу,
развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей
исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Слайд 7Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и
критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если
бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Слайд 8Органическая логика
Переход к софиологии
В. С. Соловьёв.
«Чтения о
Богочеловечестве».
Три идеи или три
всеобщие единства,
будучи лишь различными сторонами
или положениями одного и того же,
образуют
вместе
в своём взаимном проникновении
новое конкретное единство,
представляющее полное осуществление
божественного содержания,
всецелость абсолютной сущности,
реализацию Бога как всеединого,
«в котором обитает
вся полнота Божества телесно».
Слайд 9Софиология
Понятие Софии
Во всяком организме
(как множестве, сведённом к единству)
необходимо содержатся два
единства:
с одной стороны,
единство действующего
начала, сводящего
множественность элементов
к себе как единому, –
с
другой стороны,
эта множественность
как сведённая к единству,
как определенный образ
этого начала –
единство производящее
или единство как начало,
единство произведённое
или единство в явлении.
Логос
София
Слайд 10Софиология
Нетварная и тварная София
Слайд 11Софиология
Нетварная и тварная София
Бог
Мир
С
о
ф
и
я
Мир
в
Боге
Бог
в
мире
Слайд 12София (Мировая Душа) –
центральный персонаж
теокосмического процесса.
Нетварная София –
это материально-телесная
осуществлённость самого
абсолюта,
отличная от него,
но субстанциально
от него неотделимая.
Тварная София –
это разумная
благоустроенность Космоса,
либо
разумная
благоустроенность
в человечестве.
София выступает, таким образом,
посредником между Богом и миром
и в этом качестве оказывается
Церковью или человечеством.
Софиология
Слайд 13Разделение церквей и его последствия
Положительный смысл истории заключается в свободном
вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества.
Но этот
положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Слайд 14«Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез
жертву эгоизма»
«Смысл любви»
«Спасающий спасется. Вот тайна прогресса, -
другой нет и не будет»
«Тайна прогресса»
В.С. Соловьев
Слайд 15Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
- отрыв интеллектуального просвещения
от абсолютных оснований бытия;
- отрыв свободы от истины как её
положительной цели;
- отрыв знания от жизни;
- разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
- разрыв между национальным и вселенским;
- разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.
В.С. Соловьев
Слайд 16Теократическая утопия
Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой,
свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия.
Россия
обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».
Слайд 17Основные работы
«Новое религиозное сознание и общественность», 1907;
«Философия свободы»,
1911;
«Смысл творчества», 1916;
«Духовные основы русской революции» (сборник статей),
1918;
«Самопознание (опыт философской автобиографии)», 1940;
«Русская идея», 1946.
Слайд 18Вехи жизни
1874- Родился в Киеве в дворянской семье
Конец 1880-х –
учеба в кадетском корпусе, и на естественном факультете Киевского университета.
Увлечение русской классической литературой, а затем –марксизмом
1890-1900-й гг.–начало политической активности Бердяева, ссылка в Вологду
1900-е гг. – «богоискательство», идейный переход к экзистенциализму
1910-е-1922 гг. – «зрелый» период творчества Бердяева, эмиграция из Советской России
Слайд 19Представление о человеке
Человек и его существование занимают центральное место в
философии Бердяева.
Рассматривается с точки зрения свободы, понимаемой более в
духовном аспекте, нежели в природном или социальном.
Человек становится личностью тогда, когда приобретает свободу духа, утраченную в момент первоначального грехопадения.
Слайд 20СВОБОДА
Свобода онтологизирована. Она существует до бытия – как природного, так
и божественного. Она «вкоренена в ничто, в небытие». Именно там
источник зла, за которое Бердяев снимает ответственность и с Бога, и с человека.
Слайд 21Как преодолеть зло?
С помощью творчества, которое, являясь порождением свободы, способствует
гармонизации бытия. Творчество создает новый мир, приближает человека к Высшему
Творцу (Богу) и продолжает дело Его творения
Слайд 22Почему человек теряет свободу?
Как результат объективации, когда направленность духа (творчества)
– не «вовнутрь» - к свободе, а «вовне» - к
порождению объектов.
Так возникают природный и социальный миры несвободы, которые человек принимает за первичный необъектированный мир
Подчинение или бунт против нереального вторичного мира имеют единый результат – отсутствие свободы
Слайд 23Как вернуть свободу?
Следовать за Богом (Христом)
и развивать в себе
божественную способность творчества. Творчество разрушает мир «объективации», несет в него
одухотворение и свободу.
Однако творчество противоречиво, его оборотная сторона связана с распадом на отдельные акты «объективации», что опять может привести к потере свободы.
Слайд 241. Идея кризиса культуры
Она трансформируется в цивилизацию. Силы духа вытесняются
силами природы и общества, которые кульминируют в технике. Бездушная техника
подавляет и подчиняет человека. Личность растворяется в массе. Духовная культура вытесняется низшими инстинктами или экономикой. Начало духовного разложения при техническом процветании.
Слайд 252. Антиномии свободы
1. Невозможность полной свободы в условиях социального мира.
Это неразрешимое противоречие (указание Бердяева на иллюзии коммунистов и буржуазных
демократов)
2. Провозглашение безусловности идеалов духовной свободы и непреходящей ценности человеческой личности
Слайд 26«Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою
жизнь, - существование Божие…»
Икона Святая троица
Слайд 27Н.Ф. Федоров,
К.Э. Циалковский,
В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский
Русский космизм - мировоззренческое
направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца ХIХ-начала XX
в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему.
Русский космизм
Слайд 28Характерные черты Космизма:
1) рассмотрение мира, космоса, человека как
единого целого;
2) понимание космоса как живого, активно-эволюционирующего целого, в
развитии которого решающую роль играет творческая активность человека;
3) идея совершенствования духа и сознания человека как факторов единой эволюции природы;
4) высокая оценка разума и науки в преобразовании Земли и космоса;
5) признание необходимости соединения усилий (соборности) человечества на пути развития взаимодествий общества и природы.
Слайд 29Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе,
взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и
макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства
Слайд 30Космизм
Основная проблема - преодоление смертности, освоение космоса.
Два направления в
космизме: религиозно-философский и научный.
Слайд 31Николай Федорович Федоров (1828-1903)
Автор концепции общего дела.
Основной задачей
видел поиск смысла жизни, который состоит в восстановлении братства между
людьми на Земле.
Главное с чем надлежит бороться - это смерть как торжество слепых сил, а не нравственных. В результате победы над ней осуществится воскрешение предков, создание Царства божьего на Земле.
Но нужно тогда воскресить и мертвых. Для полноты бытия. Как это возможно? Благодаря научному прогрессу.
Слайд 32 Главная задача - поиск смысла жизни, который состоит в восстановлении
единства между людьми на земле, утратившими братские отношения между собой.
Но нужно тогда воскресить и мертвых. Для полноты человечества. Как? Вопрос открытый – управление молекулами или духовный путь – силой веры и науки.
Николай Федорович Федоров (1828-1903)
Слайд 33Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935)
Константин Эдуардович Циолковский является одним из основоположников
космонавтики. Рассматривал космос как живое, одухотворенное целое, населенное высокоразвитыми живыми
существами.
Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека понимается как орудие развития.
Слайд 34Обосновывает идею заселения человеком космоса.
Предвосхитил анализ многих глобальных проблем, в
частности экологической.
Одним из возможных путей предотвращения гибели человечества он
считал освоение космического пространства.
В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
Константин Эдуардович Циолковский
Слайд 35Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945)
Выдающийся ученый и философ, создатель целого
комплекса наук о Земле.
Вернадский автор термина Биосфера, под которой
он понимал совокупность живого вещества, покрывающего землю. Жизнь он понимал как космическое явление
Ноосфера – сфера разума, новая сфера Земли, управляемая разумом на основе наук о природе
Слайд 36В.И. Вернадский много внимание уделял Пространству и Времени. Время и
пространство необратимы, а значит нет ничего устоявшегося во вселенной, все
постоянно меняется. Из этого Вернадский выводит теорию Третьего синтеза космоса, где живое существо является не подчиненным природным сущностям, а равной с ними силе эволюции
Владимир Иванович Вернадский
Слайд 37 В философии космизма отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и
космоса:
- человек – неотъемлемая часть меняющегося космоса;
- человек –
фактор развития и эволюции космоса;
Космизм призывает к целостному видению мира как единства человека и космоса
Слайд 39«Философский пароход» -
символ драматического раскола единой культуры России на Русское
Зарубежье и Россию Советскую.
В 1922-1923 гг высланы за границу и
сосланы в отдаленные районы страны более 200 известных философов, ученых, политиков, инженеров, литераторов
Слайд 40Советский период русской философии
(1917-1991)
Период до 1930-х гг.
Работы В.И.
Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (2-е изд. 1920 г.); «О значении
воинствующего материализма» (1922); «Философские тетради» (опубликованы в 1929-1930 гг)
Слайд 41 Философские дискуссии
Первая по книге Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма
(1921);
В 1920-е гг – по вопросам соотношения филос. мировоззрения и
естествознания, всеобщего филос. метода и частных методов познания;
Спор между «механистами» и «диалектиками»
Слайд 42Сталинский период марксизма в СССР – догматизация философии
(начало 1930гг.
– 1953 г)
полная политизация советской философии;
(работа И.В. Сталина)
«О диалектическом
и историческом материализме» - глава в «Кратком курсе истории ВКП(б) – (1938), который сразу же был канонизирован);
философия становится служанкой идеологии
Слайд 43«Философия за колючей проволокой»:
П.А. Флоренский
(1882-1937)
Работы: «Смысл идеализма» (1914); «Столп
и утверждение истины: Опыт православной теодицеи»(1914);
«Сочинения в 4 т.» (1994-2004)
+ 2 дополнительных тома
Слайд 44Михаил Нестеров.
Философы (С.Н. Булгаков и П. Флоренский).
1917. Холст, масло. 123
x 125.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Слайд 45ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ АНДРЕЕВ
(1906-1959)
Книги: Русские боги (1989); «Железная мистерия» (1990); «Роза
Мира» (1991)
Слайд 46Д. Андреев:
«Главная социально-политическая цель человечества – образование Всемирной федерации
государств, управляемой этической инстанцией»
Слайд 47Л.Н. Гумилев (1908-1992)
Книги: «Древняя Русь и Великая степь» (1989); «Этногенез
и биосфера Земли» (1990); ««От Руси к России: Очерки этнической
истории» (1992); Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» (1993);
Слайд 48- обосновывал принцип культурного полицентризма, согласно которому, в истории были
и есть иные центры развития, кроме европейского;
Две базовые идеи: 1)
«этнос»,
2) «пассионарность»
Л.Н. Гумилев:
Теория этногенеза
Слайд 49Алексей Федорович Лосев
(1893-1988)
Работы: «Эрос у Платона» (1916); «Диалектика мифа»
(1930); «История античной эстетики» (1963-1994); «Дерзание духа» (1989); «Владимир Соловьев
и его время» (1990); «Философия, Мифология. Культура» (1991); «Очерки античного символизма и мифологии» (1993); «Бытие – Имя – Космос»(1993); «Миф – Число – Сущность» (1994).
Слайд 50Советская философия периода
1950-1980 гг.
смерть Сталина (1953), осуждение культа личности
на XX съезде КПСС (1956);
начало «хрущевской оттепели»;
Слайд 51Постепенное ослабление жесткого идеологического контроля;
Оживление философии и стремление к философскому
плюрализму;
Начало 1960-х гг – обращение к изучению «раннего Маркса»;
Начинается реабилитация
генетики и кибернетики;
Переосмысление проблемы отчуждения;
Усиливается внимание к диалектической логике;
Формирование новых школ: методология науки, гносеология, аксиология, социальная философия;
Становление философской антропологии.
Развитие философии в СССР
Слайд 5270-е гг. – дискуссия по проблеме сознания
(Э.В. Ильенков –
Д.И. Дубровский)
Э.В. Ильенков (1924-1979)
Работы: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале
Маркса» (1960); «Идеальное» // ФЭ. Т.2. (1962); «Об идолах и идеалах» (1968); «Диалектическая логика» (1974, 1984); «Философия и культура» (1991)
Слайд 53Д.И. Дубровский (1929)
Работы: «О природе идеального» // ВФ. 1971, №4);
«Информация, сознание, мозг» (1980); «Обман. Философско-психологический анализ» (1994); «Восточные и
боевые искусства в контексте взаимодействия западной и восточной культур» // Полигнозис. 1998. № 3.
Слайд 54«Перестройка» (начало - 1985г) – раскрепощение философии
1. Открытие заново
русской
религиозной философии, творчества современных зарубежных философов;
2. Отказ от доминирования марксизма:
дискуссия по формационному и цивилизационному подходу;
3. Переход к плюрализму (множественности) философских направлений
Слайд 55Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990)
Книги: «Картезианские размышления» (1981); «Символ и сознание.
Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке». [В соавт. с
А.М. Пятигорским] (1997); «Кантианские вариации» (1997); «Мой опыт нетипичен» (2000); «Сознание и цивилизация» (2004).
= «Философия – это сознание вслух»;
= Культура создана для открытого существования и существует только на открытом пространстве»
Слайд 56Философские исследования в современной России
Иван Тимофеевич Фролов
(1929-1999)
Книги: «Современная наука
и гуманизм» (1975); «Перспективы человека» (1979, 1983); «Сущность и значение
глобальных проблем» (1981); «Глобальные проблемы и будущее человечества» (1982); «О смысле жизни, смерти и бессмертии» (1985); «О человеке и гуманизме. Работы разных лет» (1989); «Введение в философию» (1990)–рук. коллектива авторов
Слайд 57Вячеслав Семенович Степин (1934):
философия науки и техники
Книги: «Философская антропология и
история науки» (1992); «Философия науки и техники» (1996) – в
соавт.; «Эпоха перемен и сценарии будущего» (1996).
Слайд 58Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (1939)
Книги: «Золотое правило нравственности» (1979, 1982,1988); «Этика
ненасилия» (1991); «Этика» (1999) – в соавторстве; «Античная этика» (2003)
Слайд 59Михаил Александрович Маслин (1947)
Книги: Словарь «Русская философия» (1995, 1999) –
под его редакцией; «История русской философии (2008) – под его
редакцией.
Слайд 60Философское осмысление проблем глобализации
«Глобалистика»- Энциклопедический справочник (2012).
Редакторы:
И.И. Мазур,
А.Н.
Чумаков.
Глобальные проблемы человечества:
Экологическая
Проблема мировой войны
Проблема терроризма и безопасности
Энергетический кризис
Демографическая
Глобализация
Слайд 61
Самые актуальные исследования современности: философское осмысление проблем информационного общества