Слайд 2Архангел Михаил.
Икона Андрея Рублёва.
Ок. 1400 г.
Слово «икона» -
гречес-кого происхождения, дословно означает
«изображение», «образ».
Первые иконы приписываются евангелисту
Луке. Считается, что они были написаны при жизни Богородицы. Богоматерь, глядя на них, произнесла: «Благодать моя с сими иконами да будет».
Слайд 3Отличие древнерусской иконы от итальянской
Итальянские художники писали святого как человека,
достигшего совершенства. Древнерусские же мастера создавали не изображение человека, а
«портрет его души» - лик, образ.
Слайд 4До XVI в. икону от начала до завершения делал один
мастер. Иконописью занимались монахи.
Из дошедших до нас с того времени
имён иконописцев – Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Прохор с Городца. Имена других остались неизвестны – иконопись имперсональна.
Слайд 5С эпохи Ивана Грозного иконы начинают писать и светские художники.
Обычно иконописные мастерские находятся при дворе князей, а позже, с
XVII в, богатых промышленников-меценатов (Строгановы).
Слайд 6Художники начинают делиться на доличников (одежда, фон, предметы, нимбы) и
личников (лица, кисти рук, стопы).
Слайд 7Технология написания Иконы
1. Выбор доски
Иконы писали на липовой доске (лиственница,
ель, сосна, реже – кипарис, бук). Маленькие образки делали из
одного спила, для больших несколько досок соединяли шпонками. В древних иконах в доске делалось углубление – ковчег.
Слайд 82. Грунтовка
Грунтовали иконы поверх слоя ткани (паволока) левкасом – смесью
мела и рыбьего клея.
Слайд 93. Перенос рисунка на икону
Во времена Ивана Грозного ввели иконописные
подлинники. Это «инструкция» для художника, поясняющая, как нужно писать ту
или иную икону. Также использовали «прориси», «налепы», «припорохи».
Слайд 104. Графление, золочение
После переноса рисунка мастер продавливал его контуры, чтобы
их было видно после нанесения краски (графление). Потом некоторые части
икон покрывали тонким слоем сусального золота (золочение). Благодаря этому наложенная сверху краска словно «светилась».
Слайд 115. Роспись
Далее следовала роспись. На Руси иконы писали яичной
темперой (красками на яичном желтке). В XVII в. итальянские мастера
познакомили русских с техникой масляной живописи, появились комбинированные техники. Но классической иконописью осталась темперная роспись.
Слайд 126. Покрытие олифой
Далее икону покрывали олифой. Она не только защищала
изображение, но и делала колорит иконы более цельным. Со временем
олифа темнеет, и сегодня во время реставрации меняют старый слой на новый.
Слайд 137. Украшение иконы
Украшения икон (оклады) могли быть разными: вышитыми золотыми
и серебряными нитями, вырезанными из дерева и позолоченными, но чаще
созданными из металла – золота, серебра и др. Оклад мог украшаться жемчугом и драгоценными камнями. Он закрывал либо небольшую часть иконы, либо всю икону, кроме ликов, кистей рук и ступней.
Слайд 14Виды икон
1. Выносная
Икону выносили на праздники и брали с собой
на войну
Слайд 152. Ковчег
Икона в углублении, на полях – надписи либо житие
святого.
Слайд 163. Складень – раскрывающаяся икона с несколькими створками.
Слайд 174. Таблетка двусторонняя – икона с двойным изображением.
Слайд 185. Житийная икона –
в центре святой, по краям, на
полях – в клеймах – сцены из его жизни.