Слайд 1Русская иконопись
Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни
в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде
в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Слайд 2Богоматерь Владимирская
Это одна из самых древних и самых чтимых чудотворных икон Русской церкви,
сохранившихся до наших дней.
По церковному преданию она была написана
евангелистом Лукой и находилась в Иерусалиме до 450 г., а затем попала в Византию, в Константинополь. В 12 веке патриарх Константинопольский отправил ее в дар великому князю Мстиславу (1131). Так икона обрела свою вторую родину – Русь. В наше время она находится в ГТГ в храме-музее святителя Николая в Толмачах. А название свое – «Владимирская» - икона получила еще в 12 веке (1160), когда Андрей Боголюбский перенес ее в Успенский собор во Владимире.
Слайд 3Богоматерь Владимирская
В 1164 икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход
на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав
же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.
После победы на поле брани был совершен молебен перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.
Слайд 4Богоматерь Владимирская
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В 1395
году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа
христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.
Слайд 5Богоматерь Владимирская
И Богородица вняла молению уповавших на
Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану
во сне было видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Женщина; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее…
Слайд 6Богоматерь Владимирская
Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные
им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им
во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда грозный завоеватель велел своим полчищам повернуть назад .
И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Слайд 7Богоматерь Владимирская
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной иконы 26
августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут люди дел
Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе.
Слайд 8Богоматерь Владимирская
Не единожды наше Отечество было спасаемо молитвой народной перед
чудотворным образом Владимирской. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от
набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Слайд 9Богоматерь Владимирская
Чем же покоряет этот образ?
Эту удивительную икону трудно описать
словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который
смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
Мария бережно держит младенца Иисуса, который нежно и доверчиво прижимается к ней. Но это не обычная мать. Мария знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, знает уготованную ему судьбу, и при всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Слайд 10Богоматерь Владимирская
Неразрывно и навечно слиты Москва и чудотворный образ Божией
Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ
этот связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.