Разделы презентаций


Русская культура конца 17века- 1 пол.18 века. Архитектура

Содержание

«московское» или «нарышкинское» барокко.Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца 17- начала 18 веков, начального этапа в развитии архитектуры русского бароккоСвоим названием архитектурное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура конца 17века- 1 пол.18 века. Архитектура.
1. Нарышкинское барокко

Русская культура конца 17века- 1 пол.18 века. Архитектура.1. Нарышкинское барокко

Слайд 2«московское» или «нарышкинское» барокко.
Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное

название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца 17- начала

18 веков, начального этапа в развитии архитектуры русского барокко
Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Церковь Св. Сергия в Могутове

«московское» или «нарышкинское» барокко.Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре

Слайд 3Предпосылки к возникновению
Примерно со второй трети 17 века начинается формирование

и развитие новой, светской культуры. Постепенный отход от средневековой простоты

и строгости, стремление к внешней живописности и нарядности.
Влияние светской культуры на русское зодчество усиливалось, проникали некоторые западноевропейские элементы.
После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 году это явление приобрело больший размах.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлениюиярусных храмов.

Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре

Предпосылки к возникновениюПримерно со второй трети 17 века начинается формирование и развитие новой, светской культуры. Постепенный отход

Слайд 4Заказчиками строительства церквей чаще становились купцы и посадские общины, что

играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведен ряд

светских нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые не одобряли проникновение в русское зодчество светского начала

Храм Воскресения Христова в Кадашках

Заказчиками строительства церквей чаще становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек.

Слайд 5Для московского барокко характерны:
Симметричность композиции;
Многоярусность;
Цветной декор и дробность элементов;
Разнообразие декоративного

убранства;
Контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора
Сложность плана;
Овальные или

полигональные, то есть многоугольные , окна.
Для московского барокко характерны:Симметричность композиции;Многоярусность;Цветной декор и дробность элементов;Разнообразие декоративного убранства;Контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного

Слайд 6Лев Кириллович Нарышкин
Один из первых шедевров в этом стиле построен

родственником Петра Первого по материнской линии Львом Нарышкиным. История этого

деятеля петровской эпохи очень увлекательна и поучительна. 
Как гласит предание, во время Стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович, которому на тот момент было всего 14 лет, спрятался в комнате, в которой висела икона Спаса Нерукотворного. Пав на колени, он молился Господу о спасении и дал обет - построить храм в честь этой иконы, если останется жив. Лев Нарышкин выжил и сдержал свое обещание.
По приказу Льва Нарышкина в 1690-1694 годах. была построена Каменная церковь Покрова. Когда-то на этом месте стояла деревянная Покровская церковь(сооружённая в 1619 году). Именно она и дала имя новому каменному храму.

1664-1705гг.

Лев Кириллович НарышкинОдин из первых шедевров в этом стиле построен родственником Петра Первого по материнской линии Львом

Слайд 7Церковь Покрова в Филях
К сожалению, все документы, связанные с постройкой

церкви Покрова, сгорели при пожаре в доме Нарышкиных в 1712

году, поэтому нам никогда не узнать имена мастеров, строивших церковь. Церковь Покрова в Филях является двухпрестольной: нижний ярус занимает храм в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви Филей, а в верхнем ярусе находится главный храм в честь Спаса Нерукотворного, который переходит в колокольню. В верхний храм ведут три белокаменные лестницы. На кирпичных стенах церкви четко выделяются резные белые украшения. Вся церковь как будто окутана морской пеной, и кажется, что она тянется вверх, к самому небу. Внутри церковь Покрова намного меньше, чем снаружи. В нижнем храме сохранился дубовый престол из старой деревянной Покровской церкви, а также храмовый образ Покрова Богородицы, который считается чудотворным. А вот икона Спаса Нерукотворного, перед которой молился Лев Кириллович Нарышкин, к сожалению, не сохранилась. Церковь Покрова пережила множество невзгод.  В ней устраивали и конюшню, и лазарет, в нее попадали зажигательные бомбы. Но все же удалось сохранить и отреставрировать эту красоту. Сейчас нижняя церковь открыта для прихожан, а вот верхний храм является филиалом  музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Церковь Покрова в ФиляхК сожалению, все документы, связанные с постройкой церкви Покрова, сгорели при пожаре в доме

Слайд 8Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Слайд 9Церковь Бориса и Глеба в Зюзине
Имение, в котором располагалось село

Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство ныне существующего храма с нижней,

теплой церковью во имя благоверного князя Владимира и летней, во имя благоверных князей Бориса и Глеба велось в 1698—1704 годах. Предыдущий деревянный храм был построен и освящён в 1688 году.
Изначально на этом месте располагался старый деревянный храм. Новый храм был построен в стиле московского (нарышкинского) барокко. Архитектура церкви близка к храму Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове, архитектором которого ошибочно считается Яков Бухвостов, в действительности бывший подрядчиком. Все основные храмы в нарышкинском стиле, в том числе и Борисоглебскую церковь в Зюзине, одно время приписывали ему.
Церковь построена на высоком арочном подклете, размер алтаря и притвора одинаковы. В украшении храма отсутствуют традиционные для московского барокко наличники. Для подъёма в верхний летний храм построены нарядные лестницы.
В 1879 году к церкви пристроили колокольню, увенчанную шпилем. До наших дней колокольня не сохранилась

Церковь Бориса и Глеба в ЗюзинеИмение, в котором располагалось село Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство ныне существующего

Слайд 10Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
В самом центре

Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был

двор Льва Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Церковь Знамения на Шереметевом дворе считается одним из первых образцов храмовой архитектуры в стиле нарышкинского барокко.
Главный нижний объём представлен двухсветным четвериком, над которым поставлены три яруса уменьшающихся восьмериков. Над трапезной и алтарями возвышаются четыре небольших главки с лепестковыми куполами. Трапезная и трёхчастная апсида расположены на высоком сводчатом подклете, вокруг которого обустроили гульбище на арках. Перпендикулярно ему с западной стороны изначально располагалась широкая лестница на ползучих арках. Но при реконструкции Разумовским её разобрали, обустроив новый двухэтажный переход.
Во время ремонта середины XIX века отдельные входы приделов Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского заложили, объединив помещения с главным алтарём арочными проходами. Фасады церкви обильно декорированы гребнями-фронтонами, узорчатыми пинаклями, колонками с капителями и белокаменными наличниками.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым

Слайд 11Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине
Храм выполнен в стиле московского

барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено

кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862—1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.
Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них — световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний — барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго — пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.
Церковь Смоленской иконы Богоматери в СофринеХрам выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией.

Слайд 12Расцвет нарышкинского, или московского барокко
Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится

на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же

годы - лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, "на глазок", чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.
Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села - "У бора"),

Расцвет нарышкинского, или московского бароккоРасцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII

Слайд 13Спасская церковь в Уборах
В 1673 г. здесь построен деревянный храм

во имя Спаса Нерукотворного Образа, и село какое-то время называлось

Спасским. В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, который был крепостным окольничьего Татищева.
Спасская церковь в УборахВ 1673 г. здесь построен деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, и село

Слайд 14Во время Войны 1812 г. храм был разорен и длительное

время находился в запустении. В советское время власти разграбили церковь.

Был уничтожен единственный в своем роде 25-метровый позолоченный резной иконостас в девять ярусов. Колокола, отлитые из чистого серебра, сняты на переплавку. Храм пустовал много лет, в нем хранили сено.
Летом 1995 г. его вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление и приход храма. В настоящее время он практически восстановлен и вновь радует прихожан своей красотой и величием.

Спасская церковь считается одним из лучших образцов московского барокко. Она близка по своей архитектуре к храму в Филях. Фасады ее богато украшены белокаменными резными наличниками и витыми колоннами с капителями. Церковь состоит из трех ярусов, нарядность храму придает сочетание белых резных украшений с красным кирпичом, из которого она сложена. Удачно также выбрано место постройки — она удивительно красиво вписана в окружающий ландшафт, особенно величественной и парадной кажется со стороны Москвы-реки.

Спасская церковь в Уборах

Во время Войны 1812 г. храм был разорен и длительное время находился в запустении. В советское время

Слайд 15Троицкая церковь в Троице-Лыково.
Но одним из самых ярких произведений Бухвостова

стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу

Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях
Троицкая церковь в Троице-Лыково.Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на

Слайд 16Троицкая церковь в Троице-Лыково.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была

построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина

и по его заказу
По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля.
Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой и ажурным крестом.
С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.
внизу ансамбль окружает гульбище с балюстрадой.
Троицкая церковь в Троице-Лыково.Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была построена в 1698-1703 гг. в имении стольника

Слайд 17Троицкая церковь в Троице-Лыково

Троицкая церковь в Троице-Лыково

Слайд 18Троицкая церковь в Троице-Лыково
Внутри церковь разделена на трапезную, храм и

алтарь, объединённые арками. Изначально их стены были раскрашены под мрамор.

С трёх сторон главного помещения протянули двойные хоры, в западной части которых устроили царское место, увенчанное императорской короной. Окна декорировали ажурными наличниками с позолотой, над ними располагались образы канонизированных членов царской семьи вплоть до царевича Димитрия. В церкви сохранились фрагменты позолоченного резного иконостаса. При Карзинкиных за алтарём храма обустроили семейную часовню-склеп.

Троицкая церковь в Троице-ЛыковоВнутри церковь разделена на трапезную, храм и алтарь, объединённые арками. Изначально их стены были

Слайд 192. Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к

архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному

для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

2. Петровское барокко Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I

Слайд 20Петровское барокко
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость

членений и сдержанность убранства, высокие кровли "с переломом" голландского типа,

башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, плоскостная трактовка фасадов с упрощенным использованием ордерной системы за счет кирпичной кладки "с напуском". Историк русской архитектуры А. И. Некрасов назвал этот период развития русской архитектуры "пилястровым". В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.
Петровское барокко Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, высокие кровли

Слайд 21Петровское барокко
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон,

Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и

Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Петровское барокко К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана,

Слайд 22Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до

начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве

(1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Меншикова башня

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский

Слайд 23Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко: 
• Меншиковский дворец;  • Здание Двенадцати

коллегий; • Петропавловский собор;  • Александро-Невская лавра;  • Кикины палаты.

Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко:  • Меншиковский дворец;  • Здание Двенадцати коллегий; • Петропавловский собор;  • Александро-Невская лавра; 

Слайд 24 Меншиковский дворец 
Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни

Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных

работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.
Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.
 Меншиковский дворец Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K

Слайд 25Здание Двенадцати коллегий
12 коллегий — это 12 объединений, представляющих собой переходную

форму от московских приказов к современным министерствам.
Здание 12 коллегий - здание

на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета. 

Здание Двенадцати коллегий (гравюра 1753 года)

Здание Двенадцати коллегий12 коллегий — это 12 объединений, представляющих собой переходную форму от московских приказов к современным министерствам.Здание

Слайд 26Все сооружение разделено на 12 однотипных частей, выделенных выступающими вперед

ризалитами. Каждая часть имела собственную высокую крышу  (отсюда и название-Двенадцать

коллегий). Строительство велось двадцать лет. Во внешнем облике здания ярко выражены черты архитектуры Петровского барокко: окраска в два цвета, рустовка нижнего этажа, использование пилястр, мелкая расстекловка окон, а так же высокие крыши. В духе барокко и сложные по форме венчания ризалитов. А главное простота и рациональность во всем.
Все сооружение разделено на 12 однотипных частей, выделенных выступающими вперед ризалитами. Каждая часть имела собственную высокую крышу 

Слайд 27Петропавловский собор
Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов

Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости,

усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко
С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.
В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Петропавловский соборПетропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге

Слайд 28Петропавловский собор
По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор не

похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой

вытянутое с запада на восток прямоугольное здание — базилику «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.
Петропавловский соборПо своему плану и внешнему виду Петропавловский собор не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви.

Слайд 29Петропавловский собор
Его экстерьер прост и выразителен. Стены оформлены лишь плоскими

пилястрами — и маскаронами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде

размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен барабан с куполом. Главенствующая часть собора — колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Верхняя часть башни увенчана золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг. Колокольня, помимо прочего, является одним из главных высотных ориентиров города. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.
Петропавловский соборЕго экстерьер прост и выразителен. Стены оформлены лишь плоскими пилястрами — и маскаронами херувимов на наличниках окон.

Слайд 30 Александро-Невская лавра; 
Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра — мужской православный монастырь на восточной оконечности

Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города.

С 1797 года имеет статус лавры.
 Александро-Невская лавра; Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее

Слайд 31Кикины палаты
Постройка палат Кикина началась в 1714 году и велась

в два этапа. Первоначально здание было одноэтажным на подвалах с

двухэтажной центральной частью. В 1720-х годах над боковыми одноэтажными крыльями был надстроен второй этаж. Особенностью палат Кикина является тождество их планировки с центральной частью Большого Петергофского дворца. Совпадали внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры обоих зданий.


В палатах Кикина фасады декорированы во втором этаже парными пилястрами, в первом — одинарными. На фасаде, обращенном к Неве, окна на боковых ризалитах обрамлялись сложными фигурными наличниками.

При постройке в районе Шпалерной улицы казарм для полка Конной гвардии палаты Кикина в 1733 году были приспособлены под полковой лазарет. Большой зал использовали для полковой церкви. Б. Растрелли возвел над средней частью палат колокольню с куполом и крестом. В дальнейшем палаты подверглись новым переделкам, сделавшим их неузнаваемыми. Вслед за разборкой надстройки Растрелли были срублены пилястры, и стены гладко оштукатурены. В 1874 году к зданию со стороны Невы пристроили два симметричных лестничных помещения
Кикины палатыПостройка палат Кикина началась в 1714 году и велась в два этапа. Первоначально здание было одноэтажным

Слайд 32Елизаветинское барокко
Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения

архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого

направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское».
Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Елизаветинское барокко Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны

Слайд 33Франческо-Бартоломео Растрелли
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств

(1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего

итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
В 1716 году семья Растрелли поселилась на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.

Портет Растрелли. Художник Пфантсельт Люкас Конрад

Франческо-Бартоломео РастреллиРусский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского

Слайд 34Франческо-Бартоломео Растрелли
Екатериненский дворец в Царском селе

Франческо-Бартоломео РастреллиЕкатериненский дворец в Царском селе

Слайд 35Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец

Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец

Слайд 36Смольный моностырь
Франческо-Бартоломео Растрелли
Смольный Воскресенский собор

Смольный моностырьФранческо-Бартоломео РастреллиСмольный Воскресенский собор

Слайд 37Ф.-Б. Растрелли. Летний дворец Елизаветы Петровны
Несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге.

В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся строительством дворца в

Летнем саду, но со сменой власти строительство замерло. Этот проект стал одним из первых, который Растрелли позволили закончить, и вскоре в нем уже жила новая императрица. 
Ф.-Б. Растрелли. Летний дворец Елизаветы ПетровныНесохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге. В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся

Слайд 38Ф.-Б. Растрелли. Строгановский дворец
придворный архитектор крайне редко брал частные заказы,

но для близкой к императорской фамилии семье Строгановых было сделано

исключение. С 1752 по 1754 года Растрелли строил для графа Строганова роскошный дворец на месте и фундаменте сгоревшего прежнего дворца. В нем праздновала свой день рождения Елизавета Петровна. Строганов единственный из всех заказчиков архитектора сделал ему щедрый подарок. Когда в Петербург приехал художник П. Ротари для создания портретов императорской фамилии, граф заказал у него портрет Растрелли. Этот портрет висел в Белом зале вплоть до 1917 года.
Ф.-Б. Растрелли. Строгановский дворецпридворный архитектор крайне редко брал частные заказы, но для близкой к императорской фамилии семье

Слайд 39Ф.-Б. Растрелли. Большой Петергофский дворец
по желанию Елизаветы Петровны Растрелли в

1745-1755 гг. перестроил. Он добавил еще один этаж, расширил центральный

объем и добавил к нему боковые галереи, которые завершались Корпусом под гербом и Церковным корпусом.
Ф.-Б. Растрелли. Большой Петергофский дворецпо желанию Елизаветы Петровны Растрелли в 1745-1755 гг. перестроил. Он добавил еще один

Слайд 40Ф.-Б. Растрелли. Воскресенский девичий Смольный монастырь
проект женского монастыря, который мог

бы создать пару мужскому монастырю Александро — Невской лавры начал

разрабатываться в 1748 году. Заказ поручили Растрелли, его модель будущей обители до сих пор хранится в Академии Художеств. Главный собор монастыря — Воскресенский — по просьбе Елизаветы Петровны сделали пятиглавым. Императрица посчитала, что так собор будет отвечать православным традициям наилучшим образом. Здания келий располагаются по четырем сторонам собора, а на четырех углах комплекса находятся четыре церкви.
Ф.-Б. Растрелли. Воскресенский девичий Смольный монастырьпроект женского монастыря, который мог бы создать пару мужскому монастырю Александро —

Слайд 41Используемые термины
Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для

барокко и нарышкинского барокко.
Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного

завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.
Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.
Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец,
Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике").
Используемые терминыВазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.Волюта – архитектурный мотив

Слайд 42Используемые термины
Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки,

украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.
Гульбище –

в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть. 
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.

Используемые терминыГребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с

Слайд 43Используемые термины
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн,

объединённых горизонтальным перекрытием.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое

помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и так далее, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Используемые терминыКолоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое

Слайд 44Используемые термины
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный

выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и

капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна. 
Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.
Используемые терминыПиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика