Слайд 1Русская культура конца 17века- 1 пол.18 века. Архитектура.
1. Нарышкинское барокко
Слайд 2«московское» или «нарышкинское» барокко.
Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное
название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца 17- начала
18 веков, начального этапа в развитии архитектуры русского барокко
Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Церковь Св. Сергия в Могутове
Слайд 3Предпосылки к возникновению
Примерно со второй трети 17 века начинается формирование
и развитие новой, светской культуры. Постепенный отход от средневековой простоты
и строгости, стремление к внешней живописности и нарядности.
Влияние светской культуры на русское зодчество усиливалось, проникали некоторые западноевропейские элементы.
После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 году это явление приобрело больший размах.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлениюиярусных храмов.
Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре
Слайд 4Заказчиками строительства церквей чаще становились купцы и посадские общины, что
играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведен ряд
светских нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые не одобряли проникновение в русское зодчество светского начала
Храм Воскресения Христова в Кадашках
Слайд 5Для московского барокко характерны:
Симметричность композиции;
Многоярусность;
Цветной декор и дробность элементов;
Разнообразие декоративного
убранства;
Контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора
Сложность плана;
Овальные или
полигональные, то есть многоугольные , окна.
Слайд 6Лев Кириллович Нарышкин
Один из первых шедевров в этом стиле построен
родственником Петра Первого по материнской линии Львом Нарышкиным. История этого
деятеля петровской эпохи очень увлекательна и поучительна.
Как гласит предание, во время Стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович, которому на тот момент было всего 14 лет, спрятался в комнате, в которой висела икона Спаса Нерукотворного. Пав на колени, он молился Господу о спасении и дал обет - построить храм в честь этой иконы, если останется жив. Лев Нарышкин выжил и сдержал свое обещание.
По приказу Льва Нарышкина в 1690-1694 годах. была построена Каменная церковь Покрова. Когда-то на этом месте стояла деревянная Покровская церковь(сооружённая в 1619 году). Именно она и дала имя новому каменному храму.
1664-1705гг.
Слайд 7Церковь Покрова в Филях
К сожалению, все документы, связанные с постройкой
церкви Покрова, сгорели при пожаре в доме Нарышкиных в 1712
году, поэтому нам никогда не узнать имена мастеров, строивших церковь. Церковь Покрова в Филях является двухпрестольной: нижний ярус занимает храм в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви Филей, а в верхнем ярусе находится главный храм в честь Спаса Нерукотворного, который переходит в колокольню. В верхний храм ведут три белокаменные лестницы. На кирпичных стенах церкви четко выделяются резные белые украшения. Вся церковь как будто окутана морской пеной, и кажется, что она тянется вверх, к самому небу.
Внутри церковь Покрова намного меньше, чем снаружи. В нижнем храме сохранился дубовый престол из старой деревянной Покровской церкви, а также храмовый образ Покрова Богородицы, который считается чудотворным. А вот икона Спаса Нерукотворного, перед которой молился Лев Кириллович Нарышкин, к сожалению, не сохранилась.
Церковь Покрова пережила множество невзгод. В ней устраивали и конюшню, и лазарет, в нее попадали зажигательные бомбы. Но все же удалось сохранить и отреставрировать эту красоту. Сейчас нижняя церковь открыта для прихожан, а вот верхний храм является филиалом музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Слайд 9Церковь Бориса и Глеба в Зюзине
Имение, в котором располагалось село
Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство ныне существующего храма с нижней,
теплой церковью во имя благоверного князя Владимира и летней, во имя благоверных князей Бориса и Глеба велось в 1698—1704 годах. Предыдущий деревянный храм был построен и освящён в 1688 году.
Изначально на этом месте располагался старый деревянный храм. Новый храм был построен в стиле московского (нарышкинского) барокко. Архитектура церкви близка к храму Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове, архитектором которого ошибочно считается Яков Бухвостов, в действительности бывший подрядчиком. Все основные храмы в нарышкинском стиле, в том числе и Борисоглебскую церковь в Зюзине, одно время приписывали ему.
Церковь построена на высоком арочном подклете, размер алтаря и притвора одинаковы. В украшении храма отсутствуют традиционные для московского барокко наличники. Для подъёма в верхний летний храм построены нарядные лестницы.
В 1879 году к церкви пристроили колокольню, увенчанную шпилем. До наших дней колокольня не сохранилась
Слайд 10Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
В самом центре
Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был
двор Льва Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Церковь Знамения на Шереметевом дворе считается одним из первых образцов храмовой архитектуры в стиле нарышкинского барокко.
Главный нижний объём представлен двухсветным четвериком, над которым поставлены три яруса уменьшающихся восьмериков. Над трапезной и алтарями возвышаются четыре небольших главки с лепестковыми куполами. Трапезная и трёхчастная апсида расположены на высоком сводчатом подклете, вокруг которого обустроили гульбище на арках. Перпендикулярно ему с западной стороны изначально располагалась широкая лестница на ползучих арках. Но при реконструкции Разумовским её разобрали, обустроив новый двухэтажный переход.
Во время ремонта середины XIX века отдельные входы приделов Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского заложили, объединив помещения с главным алтарём арочными проходами. Фасады церкви обильно декорированы гребнями-фронтонами, узорчатыми пинаклями, колонками с капителями и белокаменными наличниками.
Слайд 11Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине
Храм выполнен в стиле московского
барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено
кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862—1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.
Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них — световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний — барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго — пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.
Слайд 12Расцвет нарышкинского, или московского барокко
Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится
на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же
годы - лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, "на глазок", чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.
Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села - "У бора"),
Слайд 13Спасская церковь в Уборах
В 1673 г. здесь построен деревянный храм
во имя Спаса Нерукотворного Образа, и село какое-то время называлось
Спасским. В 1694 г. Петр Васильевич Шереметев решил построить в своей усадьбе новый каменный храм и вручил подряд на строительство известному зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, который был крепостным окольничьего Татищева.
Слайд 14Во время Войны 1812 г. храм был разорен и длительное
время находился в запустении. В советское время власти разграбили церковь.
Был уничтожен единственный в своем роде 25-метровый позолоченный резной иконостас в девять ярусов. Колокола, отлитые из чистого серебра, сняты на переплавку. Храм пустовал много лет, в нем хранили сено.
Летом 1995 г. его вернули верующим. Тогда же его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление и приход храма. В настоящее время он практически восстановлен и вновь радует прихожан своей красотой и величием.
Спасская церковь считается одним из лучших образцов московского барокко. Она близка по своей архитектуре к храму в Филях. Фасады ее богато украшены белокаменными резными наличниками и витыми колоннами с капителями. Церковь состоит из трех ярусов, нарядность храму придает сочетание белых резных украшений с красным кирпичом, из которого она сложена. Удачно также выбрано место постройки — она удивительно красиво вписана в окружающий ландшафт, особенно величественной и парадной кажется со стороны Москвы-реки.
Спасская церковь в Уборах
Слайд 15Троицкая церковь в Троице-Лыково.
Но одним из самых ярких произведений Бухвостова
стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу
Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях
Слайд 16Троицкая церковь в Троице-Лыково.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове была
построена в 1698-1703 гг. в имении стольника Мартемьяна Кирилловича Нарышкина
и по его заказу
По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля.
Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой и ажурным крестом.
С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.
внизу ансамбль окружает гульбище с балюстрадой.
Слайд 17Троицкая церковь в Троице-Лыково
Слайд 18Троицкая церковь в Троице-Лыково
Внутри церковь разделена на трапезную, храм и
алтарь, объединённые арками. Изначально их стены были раскрашены под мрамор.
С трёх сторон главного помещения протянули двойные хоры, в западной части которых устроили царское место, увенчанное императорской короной. Окна декорировали ажурными наличниками с позолотой, над ними располагались образы канонизированных членов царской семьи вплоть до царевича Димитрия. В церкви сохранились фрагменты позолоченного резного иконостаса. При Карзинкиных за алтарём храма обустроили семейную часовню-склеп.
Слайд 192. Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к
архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному
для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.
Слайд 20Петровское барокко
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость
членений и сдержанность убранства, высокие кровли "с переломом" голландского типа,
башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, плоскостная трактовка фасадов с упрощенным использованием ордерной системы за счет кирпичной кладки "с напуском". Историк русской архитектуры А. И. Некрасов назвал этот период развития русской архитектуры "пилястровым". В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.
Слайд 21Петровское барокко
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон,
Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и
Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Слайд 22Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до
начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве
(1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.
Меншикова башня
Слайд 23Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко:
• Меншиковский дворец;
• Здание Двенадцати
коллегий;
• Петропавловский собор;
• Александро-Невская лавра;
• Кикины палаты.
Слайд 24 Меншиковский дворец
Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни
Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных
работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.
Дворец представляет собой яркий пример петровского барокко. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями и завершается аттиком, в то время, как боковые ризалиты — вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Венчает строение высокая Мансарда «с изломом». Парадная акцентирована портиком из деревянных колонн, искусно имитирующих камень или мрамор. Над портиком — лоджия для оркестра, из года в год встречавшего прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и садовых строений, здание в плане стало замкнутым четырёхугольником.
Слайд 25Здание Двенадцати коллегий
12 коллегий — это 12 объединений, представляющих собой переходную
форму от московских приказов к современным министерствам.
Здание 12 коллегий - здание
на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета.
Здание Двенадцати коллегий (гравюра 1753 года)
Слайд 26Все сооружение разделено на 12 однотипных частей, выделенных выступающими вперед
ризалитами. Каждая часть имела собственную высокую крышу (отсюда и название-Двенадцать
коллегий). Строительство велось двадцать лет. Во внешнем облике здания ярко выражены черты архитектуры Петровского барокко: окраска в два цвета, рустовка нижнего этажа, использование пилястр, мелкая расстекловка окон, а так же высокие крыши. В духе барокко и сложные по форме венчания ризалитов. А главное простота и рациональность во всем.
Слайд 27Петропавловский собор
Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов
Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости,
усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко
С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.
В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.
Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.
Слайд 28Петропавловский собор
По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор не
похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой
вытянутое с запада на восток прямоугольное здание — базилику «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.
Слайд 29Петропавловский собор
Его экстерьер прост и выразителен. Стены оформлены лишь плоскими
пилястрами — и маскаронами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде
размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен барабан с куполом. Главенствующая часть собора — колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Верхняя часть башни увенчана золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг. Колокольня, помимо прочего, является одним из главных высотных ориентиров города. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.
Слайд 30 Александро-Невская лавра;
Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра — мужской православный монастырь на восточной оконечности
Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города.
С 1797 года имеет статус лавры.
Слайд 31Кикины палаты
Постройка палат Кикина началась в 1714 году и велась
в два этапа. Первоначально здание было одноэтажным на подвалах с
двухэтажной центральной частью. В 1720-х годах над боковыми одноэтажными крыльями был надстроен второй этаж. Особенностью палат Кикина является тождество их планировки с центральной частью Большого Петергофского дворца. Совпадали внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры обоих зданий.
В палатах Кикина фасады декорированы во втором этаже парными пилястрами, в первом — одинарными. На фасаде, обращенном к Неве, окна на боковых ризалитах обрамлялись сложными фигурными наличниками.
При постройке в районе Шпалерной улицы казарм для полка Конной гвардии палаты Кикина в 1733 году были приспособлены под полковой лазарет. Большой зал использовали для полковой церкви.
Б. Растрелли возвел над средней частью палат колокольню с куполом и крестом. В дальнейшем палаты подверглись новым переделкам, сделавшим их неузнаваемыми. Вслед за разборкой надстройки Растрелли были срублены пилястры, и стены гладко оштукатурены. В 1874 году к зданию со стороны Невы пристроили два симметричных лестничных помещения
Слайд 32Елизаветинское барокко
Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения
архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого
направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское».
Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Слайд 33Франческо-Бартоломео Растрелли
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств
(1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего
итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
В 1716 году семья Растрелли поселилась на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.
Портет Растрелли. Художник Пфантсельт Люкас Конрад
Слайд 34Франческо-Бартоломео Растрелли
Екатериненский дворец в Царском селе
Слайд 35Франческо-Бартоломео Растрелли. Зимний дворец
Слайд 36Смольный моностырь
Франческо-Бартоломео Растрелли
Смольный Воскресенский собор
Слайд 37Ф.-Б. Растрелли. Летний дворец Елизаветы Петровны
Несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге.
В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся строительством дворца в
Летнем саду, но со сменой власти строительство замерло. Этот проект стал одним из первых, который Растрелли позволили закончить, и вскоре в нем уже жила новая императрица.
Слайд 38Ф.-Б. Растрелли. Строгановский дворец
придворный архитектор крайне редко брал частные заказы,
но для близкой к императорской фамилии семье Строгановых было сделано
исключение. С 1752 по 1754 года Растрелли строил для графа Строганова роскошный дворец на месте и фундаменте сгоревшего прежнего дворца. В нем праздновала свой день рождения Елизавета Петровна. Строганов единственный из всех заказчиков архитектора сделал ему щедрый подарок. Когда в Петербург приехал художник П. Ротари для создания портретов императорской фамилии, граф заказал у него портрет Растрелли. Этот портрет висел в Белом зале вплоть до 1917 года.
Слайд 39Ф.-Б. Растрелли. Большой Петергофский дворец
по желанию Елизаветы Петровны Растрелли в
1745-1755 гг. перестроил. Он добавил еще один этаж, расширил центральный
объем и добавил к нему боковые галереи, которые завершались Корпусом под гербом и Церковным корпусом.
Слайд 40Ф.-Б. Растрелли. Воскресенский девичий Смольный монастырь
проект женского монастыря, который мог
бы создать пару мужскому монастырю Александро — Невской лавры начал
разрабатываться в 1748 году. Заказ поручили Растрелли, его модель будущей обители до сих пор хранится в Академии Художеств. Главный собор монастыря — Воскресенский — по просьбе Елизаветы Петровны сделали пятиглавым. Императрица посчитала, что так собор будет отвечать православным традициям наилучшим образом. Здания келий располагаются по четырем сторонам собора, а на четырех углах комплекса находятся четыре церкви.
Слайд 41Используемые термины
Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для
барокко и нарышкинского барокко.
Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного
завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.
Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.
Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец,
Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике").
Слайд 42Используемые термины
Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки,
украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.
Гульбище –
в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Слайд 43Используемые термины
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн,
объединённых горизонтальным перекрытием.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое
помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и так далее, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Слайд 44Используемые термины
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный
выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и
капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.
Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.