Разделы презентаций


Русская культура XIV–XV вв

Содержание

Литература: 1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура XIV–XV вв.

Русская культура XIV–XV вв.

Слайд 2Литература: 1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения; 6.

хронограф.

Литература:   1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4.житийная литература (агиография); 5. хождения;

Слайд 3Устное народное творчество
Былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и

заговоры, обрядовые сказы.

Устное народное творчествоБылины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовые сказы.

Слайд 4Устное народное творчество
Былины о Василии Буслаеве и Садко.

Устное народное творчествоБылины о Василии Буслаеве и Садко.

Слайд 5Устное народное творчество
Былины о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце и

других богатырях.

Устное народное творчествоБылины о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце и других богатырях.

Слайд 6Устное народное творчество
Песня о Щелкане Дудентьевиче.
Восстание в Твери
в 1327 году.



Устное народное творчествоПесня о Щелкане Дудентьевиче.Восстание в Тверив 1327 году.

Слайд 7
«Сказание о невидимом граде Китеже»

«Сказание о невидимом граде Китеже»

Слайд 8Летописание:
Возрождаются при дворах князей и митрополитов;
Патриотизм, единства русских земель,

после Куликовской битвы под главенством Москвы.
Общерусский характер летописания.

Летописание: Возрождаются при дворах князей и митрополитов;Патриотизм, единства русских земель, после Куликовской битвы под главенством Москвы.Общерусский характер

Слайд 9Летописание:
Троицкая летопись (1408) – общерусский летописный свод. (погиб в

московском пожаре 1812 г.)
Московский летописный свод (1480), обосновывал историческую роль

Москвы.
Летописание: Троицкая летопись (1408) – общерусский летописный свод. (погиб в московском пожаре 1812 г.)Московский летописный свод (1480),

Слайд 10Исторические повести
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской

земли»,
«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Исторические повести«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»,«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Слайд 11«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Слайд 12Исторические повести

«О побоище на Дону»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
«Сказание о нашествии

хана Тохтамыша на Москву»

Исторические повести«О побоище на Дону»«Сказание о Мамаевом побоище»«Задонщина»«Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву»

Слайд 13Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».

Слайд 14Повесть «Задонщина».
Боярин Сафоний Рязанец. Вторая часть повести воспевает согласованные действия

русских князей (в т.ч. засадного полка Боброк - Волынца) во

главе с московским князем Дмитрием Ивановичем. Написана в 1380 — начале 1390‑х гг.
Повесть «Задонщина».Боярин Сафоний Рязанец. Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в т.ч. засадного полка Боброк

Слайд 15Повесть о разорении Москвы …
«Кто бо не восполачется таковыя погибели

славного града сего»
«плач и рыдание, и вопль мног, и слёзы,

и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасна, и горесть смертная, страх, ужас и трепет»
Повесть о разорении Москвы …«Кто бо не восполачется таковыя погибели славного града сего»«плач и рыдание, и вопль

Слайд 16Агиография
Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый авторы жизнеописания Сергия Радонежского.

,Широкое распространение

получили жития Святого Александра Невского; митрополитов Петра и Алексея; святого

Довмонта.

АгиографияПахомий Лагофет и Епифаний Премудрый авторы жизнеописания Сергия Радонежского.,Широкое распространение получили жития Святого Александра Невского; митрополитов Петра

Слайд 17Хож(д)ения
Записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывают

трехлетнее путешествие в Индию (моря Каспийское, Аравийское, Черное).

Хож(д)енияЗаписки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывают трехлетнее путешествие в Индию (моря Каспийское, Аравийское,

Слайд 18Хронограф
- своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных

государств того времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442

году.
Хронограф- своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных государств того времени.Первый Хронограф был создан Пахомием

Слайд 19Архитектура
1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного

строительства в Москве: - храмы Кремля. - Грановитая

Палата.
Архитектура1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного строительства в Москве:

Слайд 20Новгородское зодчество
Строились на средства бояр и купцов.
Массивные и монолитные храмы,

но с обилием декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась

одна.
Новгородское зодчествоСтроились на средства бояр и купцов.Массивные и монолитные храмы, но с обилием декоративных украшений. Вместо традиционных

Слайд 21Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Слайд 22Церковь Спаса Преображения

на Ильине улице в Новгороде (1374 г.)

с фресками Феофана Грека (1378 г.)
Церковь Спаса Преображения           на Ильине улице в

Слайд 23Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)

Слайд 24Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)

Слайд 25Троице -Сергиева лавра (1337)

Троице -Сергиева лавра (1337)

Слайд 26Тро́ицкий собо́р —воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и

похвалу» Сергию Радонежскому. Главная святыня обители - святые мощи преподобного Сергия в серебряной

раке.
Тро́ицкий собо́р —воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» Сергию Радонежскому. Главная святыня обители - святые мощи преподобного

Слайд 27Троицкий собор Троице –Сергиевой лавры

Троицкий собор  Троице –Сергиевой лавры

Слайд 28Рождественнский собор Саввино-сторожевского монастыря. Звенигород. Нач. XV века

Рождественнский собор Саввино-сторожевского монастыря. Звенигород. Нач. XV века

Слайд 29Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря XV века.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря XV века.

Слайд 30Новгородский Кремль

Новгородский Кремль

Слайд 32Грановитая палата – 1433

Грановитая палата – 1433

Слайд 33Грановитая палата

Грановитая палата

Слайд 34История Московского Кремля
1156 г. – при Ю.Долгоруким на Боровицком холме

построена деревянная крепость.
13390-1340-е гг. Иван Калита воздвиг новый дубовый Кремль.


1367 г. – при Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка.
История Московского Кремля1156 г. – при Ю.Долгоруким на Боровицком холме построена деревянная крепость.13390-1340-е гг. Иван Калита воздвиг

Слайд 35История Московского Кремля
1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные

стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой.
XVI в. при

капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца).
Шатры на башнях появились в XVII веке.


История Московского Кремля1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили

Слайд 36А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.

А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.

Слайд 37Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов

Слайд 40Московский кремль
Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен -

2500 м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен -

до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м
Московский кремльГоды постройки - 1482-1495Площадь - 27,7 гаПротяженность стен - 2500 мКоличество башен - 20Количество ворот -

Слайд 41Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.

Успенский собор  в Московском Кремле.1326–1333 гг. Реконструкция.

Слайд 42Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти
1479 г.

Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти1479 г.

Слайд 44Успенский собор Московского Кремля
Успе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией

Матери) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I.
4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III обветшавший собор был перестроен. Был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Успенский собор Московского КремляУспе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией Матери) — православный храм, расположенный на Соборной

Слайд 45Домовая церковь московских князей
Благовещенский собор московского кремля
Псковские мастера
1484-1489 гг.

Домовая церковь московских князейБлаговещенский собор московского кремляПсковские мастера1484-1489 гг.

Слайд 48Шедевры Благовещенского собора
Спас Вседержитель
Богоматерь Заступница

Шедевры Благовещенского собораСпас ВседержительБогоматерь Заступница

Слайд 49Усыпальница московских князей
Архангельский собор Московского кремля

Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да

Монтаньяна)
1503-1508 гг.

Усыпальница московских князейАрхангельский собор Московского кремляАрхитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна)1503-1508 гг.

Слайд 52Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, 1484-1486 гг.
Церковь московских митрополитов

Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, 1484-1486 гг.Церковь московских митрополитов

Слайд 53Колокольня «Иван Великий».
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.

Колокольня «Иван Великий».Бон Фрязин,1505-1508 гг.

Слайд 55Грановитая палата Московского Кремля


Грановитая палата Московского Кремля

Слайд 56Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари

Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Слайд 58 Живопись: 1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись: -

Новгородская иконописная школа; - Псковская иконопись;

- Московская школа; 3. Фреска; 4. Формирование авторского стиля: - Феофан Грек; - Андрей Рублёв.
Живопись:  1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись:    - Новгородская иконописная школа;

Слайд 59 Основные тенденции в развитии:
развитие местных школ на основе традиций;
начало

слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;
решающее влияние

церкви на развитие живописи.
Основные тенденции в развитии:развитие местных школ на основе традиций;начало слияния местных художественных школ в единую общерусскую

Слайд 60Новгородская школа иконописи

Характерные особенности:
Лаконичные композиции,
Четкость рисунка,
Высокая техника, чистота красок.

Новгородская школа иконописиХарактерные особенности:Лаконичные композиции,Четкость рисунка,Высокая техника, чистота красок.

Слайд 61«Сошествие Христа во ад».

«Сошествие Христа во ад».

Слайд 62Авторский стиль. Феофан Грек.
Монументальность, выразительность образов, смелая и свободная

живописная манера.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве

Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
Авторский стиль. Феофан Грек. Монументальность, выразительность образов, смелая и свободная живописная манера.Лики с фресок Феофана выглядят суровыми

Слайд 63Феофан Грек
«Спас-Вседержитель»
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан

Грек. 1378 г.

Феофан Грек«Спас-Вседержитель» Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.Феофан Грек. 1378 г.

Слайд 64
«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.
Феофан

Грек. 1405 г.

«Архангел Гавриил».Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.Феофан Грек. 1405 г.

Слайд 65Псковская школа
Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми

фигурами.
Святые Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.

Псковская школаОтличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами.Святые Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.

Слайд 66Псковская иконопись. 15 век
Успение.
Святые Владимир, Борис и Глеб.

Псковская иконопись.  15 векУспение. Святые Владимир, Борис и Глеб.

Слайд 67Московская школа
Фреска - усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился

психологизм изображения.

Московская школаФреска - усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился психологизм изображения.

Слайд 68Авторский стиль. Андрей Рублёв.
Инок Троице-Сергиева, позднее - Спасо-Андроникова монастыря.
Произведения Рублева

отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с

мягкостью и лиризмом.
Авторский стиль. Андрей Рублёв.Инок Троице-Сергиева, позднее - Спасо-Андроникова монастыря.Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов

Слайд 69Спас Вседержитель. Андрей Рублёв.

Спас Вседержитель. Андрей Рублёв.

Слайд 70Андрей Рублев
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405

Андрей РублевПреображение Господне.Икона Праздничного ряда иконостаса  Благовещенского собора.А. Рублёв. 1405 г.

Слайд 71Благовещение.
Икона Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Благовещение.Икона Благовещенского собора.А. Рублёв. 1405 г.

Слайд 72Троица Ветхозаветна.
Икона Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев.

1422-1427 гг.

Троица Ветхозаветна.Икона Троице-Сергиева монастыря.Андрей Рублев.1422-1427 гг.

Слайд 73Выводы:
Монгольское нашествие существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало

его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры.
Русская культура сохранила

национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
Выводы:Монгольское нашествие существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской

Слайд 74Видение отроку Варфоломею.
М.В. Нестеров. 1889- 1890 гг.

Видение отроку Варфоломею. М.В. Нестеров. 1889- 1890 гг.

Слайд 75Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже.
Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже. Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.

Слайд 76Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор О.К.Комов.

1985 г.

Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор О.К.Комов. 1985 г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика