Слайд 2Литература:
1. устное народное творчество;
2. летописание;
3. исторические повести;
4.житийная литература (агиография);
5. хождения;
6.
хронограф.
Слайд 3Устное народное творчество
Былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и
заговоры, обрядовые сказы.
Слайд 4Устное народное творчество
Былины о Василии Буслаеве и Садко.
Слайд 5Устное народное творчество
Былины о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце и
других богатырях.
Слайд 6Устное народное творчество
Песня о Щелкане Дудентьевиче.
Восстание в Твери
в 1327 году.
Слайд 7
«Сказание о невидимом граде Китеже»
Слайд 8Летописание:
Возрождаются при дворах князей и митрополитов;
Патриотизм, единства русских земель,
после Куликовской битвы под главенством Москвы.
Общерусский характер летописания.
Слайд 9Летописание:
Троицкая летопись (1408) – общерусский летописный свод. (погиб в
московском пожаре 1812 г.)
Московский летописный свод (1480), обосновывал историческую роль
Москвы.
Слайд 10Исторические повести
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской
земли»,
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Слайд 11«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Слайд 12Исторические повести
«О побоище на Дону»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
«Сказание о нашествии
хана Тохтамыша на Москву»
Слайд 13Миниатюра из «Сказания
о Мамаевом побоище».
Слайд 14Повесть «Задонщина».
Боярин Сафоний Рязанец. Вторая часть повести воспевает согласованные действия
русских князей (в т.ч. засадного полка Боброк - Волынца) во
главе с московским князем Дмитрием Ивановичем. Написана в 1380 — начале 1390‑х гг.
Слайд 15Повесть о разорении Москвы …
«Кто бо не восполачется таковыя погибели
славного града сего»
«плач и рыдание, и вопль мног, и слёзы,
и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасна, и горесть смертная, страх, ужас и трепет»
Слайд 16Агиография
Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый авторы жизнеописания Сергия Радонежского.
,Широкое распространение
получили жития Святого Александра Невского; митрополитов Петра и Алексея; святого
Довмонта.
Слайд 17Хож(д)ения
Записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», описывают
трехлетнее путешествие в Индию (моря Каспийское, Аравийское, Черное).
Слайд 18Хронограф
- своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных
государств того времени.
Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442
году.
Слайд 19Архитектура
1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество.
2. Зодчество Великого Новгорода;
3. Начало каменного
строительства в Москве:
- храмы Кремля.
- Грановитая
Палата.
Слайд 20Новгородское зодчество
Строились на средства бояр и купцов.
Массивные и монолитные храмы,
но с обилием декоративных украшений.
Вместо традиционных трех апсид осталась
одна.
Слайд 21Церковь Федора Стратилата
на Ручью. Новгород.
1360-1361 гг.
Слайд 22Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде
(1374 г.)
с фресками Феофана Грека (1378 г.)
Слайд 23Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406)
Слайд 24Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345)
Слайд 26Тро́ицкий собо́р —воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и
похвалу» Сергию Радонежскому. Главная святыня обители - святые мощи преподобного Сергия в серебряной
раке.
Слайд 27Троицкий собор
Троице –Сергиевой лавры
Слайд 28Рождественнский собор Саввино-сторожевского монастыря. Звенигород. Нач. XV века
Слайд 29Спасский собор
Спасо-Андроникова монастыря
XV века.
Слайд 34История Московского Кремля
1156 г. – при Ю.Долгоруким на Боровицком холме
построена деревянная крепость.
13390-1340-е гг. Иван Калита воздвиг новый дубовый Кремль.
1367 г. – при Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка.
Слайд 35История Московского Кремля
1485 – 1495гг. при Иван III построены кирпичные
стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой.
XVI в. при
капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца).
Шатры на башнях появились в XVII веке.
Слайд 36А.М.Васнецов. Московский кремль при Дмитрии Донском. 1922 год.
Слайд 37Московский кремль при Иване Третьем. Художник А.Васнецов
Слайд 40Московский кремль
Годы постройки - 1482-1495
Площадь - 27,7 га
Протяженность стен -
2500 м
Количество башен - 20
Количество ворот - 4
Высоты башен -
до 80 м
Толщина стен башен - 24 м
Высота стен - от 5 до 19 м
Толщина стен - от 3,5 до 6,5 м
Слайд 41Успенский собор
в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.
Слайд 42Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти
1479 г.
Слайд 44Успенский собор Московского Кремля
Успе́нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией
Матери) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I.
4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. При Иване III обветшавший собор был перестроен. Был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Слайд 45Домовая церковь московских князей
Благовещенский собор московского кремля
Псковские мастера
1484-1489 гг.
Слайд 48Шедевры Благовещенского собора
Спас Вседержитель
Богоматерь Заступница
Слайд 49Усыпальница московских князей
Архангельский собор Московского кремля
Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да
Монтаньяна)
1503-1508 гг.
Слайд 52Церковь Ризоположения
Московского кремля.
Псковские мастера,
1484-1486 гг.
Церковь московских митрополитов
Слайд 53Колокольня «Иван Великий».
Бон Фрязин,
1505-1508 гг.
Слайд 55Грановитая палата Московского Кремля
Слайд 56Архитекторы Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари
Слайд 58 Живопись:
1. Основные тенденции развития;
2. Иконопись:
-
Новгородская иконописная школа;
- Псковская иконопись;
- Московская школа;
3. Фреска;
4. Формирование авторского стиля:
- Феофан Грек;
- Андрей Рублёв.
Слайд 59 Основные тенденции в развитии:
развитие местных школ на основе традиций;
начало
слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;
решающее влияние
церкви на развитие живописи.
Слайд 60Новгородская школа иконописи
Характерные особенности:
Лаконичные композиции,
Четкость рисунка,
Высокая техника, чистота красок.
Слайд 62Авторский стиль. Феофан Грек.
Монументальность, выразительность образов, смелая и свободная
живописная манера.
Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными.
В творчестве
Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский.
В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
Слайд 63Феофан Грек
«Спас-Вседержитель»
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан
Грек. 1378 г.
Слайд 64
«Архангел Гавриил».
Деталь иконы из иконостаса
Благовещенского собора.
Феофан
Грек. 1405 г.
Слайд 65Псковская школа
Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми
фигурами.
Святые Борис и Глеб. Икона 14-15 вв.
Слайд 66Псковская иконопись.
15 век
Успение.
Святые Владимир, Борис и Глеб.
Слайд 67Московская школа
Фреска - усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился
психологизм изображения.
Слайд 68Авторский стиль. Андрей Рублёв.
Инок Троице-Сергиева, позднее - Спасо-Андроникова монастыря.
Произведения Рублева
отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с
мягкостью и лиризмом.
Слайд 69Спас Вседержитель. Андрей Рублёв.
Слайд 70Андрей Рублев
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405
Слайд 71Благовещение.
Икона Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.
Слайд 72Троица Ветхозаветна.
Икона Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев.
1422-1427 гг.
Слайд 73Выводы:
Монгольское нашествие существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало
его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры.
Русская культура сохранила
национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV – XV вв. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
Слайд 74Видение отроку Варфоломею.
М.В. Нестеров. 1889- 1890 гг.
Слайд 75Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже.
Скульптор В.М.Клыков. 1988 год.
Слайд 76Памятник Андрею Рублеву в Спасо – Андрониковом монастыре. Скульптор О.К.Комов.
1985 г.