Разделы презентаций


Русская культура XVI века

Содержание

ЛитератураВ 1542 г. в Новгороде по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.Четьи-минеи. XVI в. Минеи – книги, предназначенные для церковной службы или чтения в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская культура XVI века

Русская культура XVI века

Слайд 2Литература
В 1542 г. в Новгороде по повелению архиепископа Макария (с

1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.
Четьи-минеи. XVI в.
Минеи

– книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения.
ЛитератураВ 1542 г. в Новгороде  по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих

Слайд 3Литература
Популярный в XVI в. жанр – воинская повесть.


О взятии Казани

рассказывает «Сказание вкратце от начала царства Казанского».
«Сказание вкратце от начала

царства Казанского».
Сокращенное название – «Казанская история».
Список XVI в.
ЛитератураПопулярный в XVI в. жанр  – воинская повесть.О взятии Казани рассказывает «Сказание вкратце от начала царства

Слайд 4Литература
В «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков», написанной

уже после смерти Ивана Грозного, рассказывается об осаде Пскова польским

войском в 1581 г.
Автор придерживается традиционной манеры: польский король изображен «лютым зверем», он «высокогорделив», а Литва «гордонапорна», в то время как русское воинство «христолюбиво».
Автору «Повести» неважно, каков реальный Стефан Баторий.
Традиция велит изображать врага сугубо отрицательно – таким и выглядит Баторий в «Повести».
ЛитератураВ «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков», написанной уже после смерти Ивана Грозного, рассказывается об

Слайд 5Письменность
В XVI в., как и прежде, книги писали гусиным пером,

используя чернила и киноварь, а также растворенное золото и серебро

для украшения текстов.
Но если раньше книги писали преимущественно на пергамене, то в XVI в. – в основном на бумаге (итальянской, французской и немецкой).

Евангелие рукописное XVI в. Полуустав.
Мордовский краеведческий музей, Саранск.

ПисьменностьВ XVI в., как и прежде,  книги писали гусиным пером, используя  чернила и киноварь,

Слайд 6Письменность
На смену полууставу пришла скоропись.
Буквы скорописи имели удлиннения. Сначала буквы

состояли в основном из прямых линий, но со 2-й половины

XVI в. стали преобладать полукруглые штрихи.
Слова часто сокращались, вводились различные надстрочные значки.

Вкладная грамота 1592 г. Образец скорописи конца XVI в.

Письменность На смену полууставу  пришла скоропись.Буквы скорописи имели удлиннения.  Сначала буквы состояли  в основном

Слайд 7Начало книгопечатания
В 1563 г. на средства казны в Москве была

основана типография. Во главе ее встал дьякон одной из кремлевских

церквей Иван Фёдоров, скорее всего, уроженец Белоруссии или Южной Польши, учившийся в Краковском университете. Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол», в 1565 г. – «Часословец».
В настоящее время в мире известны около 70 экз. «Апостола» 1564 г. Треть из них – в России.

«Апостол» Ивана Федорова. Москва, 1564 г.

Начало книгопечатанияВ 1563 г. на средства казны в Москве была основана типография.  Во главе ее встал

Слайд 8Начало книгопечатания
Вскоре после издания «Часослова» Иван Федоров и Петр Мстиславец

перебрались в Литву, а затем во Львов.
По одной версии причиной

его отъезда из Москвы стал поджог, устроенный переписчиками, по другой – обвинение в ереси, вызванное тем, что первопечатник вносил в тексты изменения, заменяя старославянские слова русскими.

Букварь, изданный Иваном Федоровым во Львове в 1574 г.

Начало книгопечатанияВскоре после издания «Часослова»  Иван Федоров  и Петр Мстиславец перебрались в Литву,  а

Слайд 9Начало книгопечатания
В 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь».

В

70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил типографией в Александровой слободе.

Всего в

XVI в. русские печатники издали ок. 20 книг.
Тираж «Апостола» 1597 г. достиг 1500 экземпляров.

Псалтырь. Москва, 1568 г.
Издание Невежи Тимофеева и Никифора Тарасиева.

Начало книгопечатанияВ 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь».В 70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил

Слайд 10Архитектура
В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь,

к вертикали.
Самым ярким его выражением стала первый на Руси каменный

шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.
Декоративность храму придавало сочетание красного и белого цветов.
Архитектор – Петр Фрязин

Церковь Вознесения в Коломенском.

АрхитектураВ архитектуре XVI в.  как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали.Самым ярким его выражением

Слайд 11Архитектура
Церковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58

м. Почти половина высоты храма – восьмигранный шатер.
Внутри храм невелик,

т.к. сложная задача поддержания каменного шатра решена за счет утолщения стен в нижней части здания (2/3 площади).

Церковь Вознесения в Коломенском.

АрхитектураЦерковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58 м. Почти половина высоты храма – восьмигранный

Слайд 13Архитектура
Неподалеку от Коломенского, в селе Дьякове, в 1547 г. по

приказу Ивана IV был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Вокруг

центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного и шатрового зодчества.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

АрхитектураНеподалеку от Коломенского,  в селе Дьякове,  в 1547 г. по приказу Ивана IV  был

Слайд 14Архитектура
Большинство историков считает, что Дьяковский храм явился предшественником собора Покрова,

что на Рву, и даже полагает, что его строили те же

мастера.

Но есть и иная версия, относящая храм Усекновения главы Иоанна Предтечи к 50-м гг. XVI в. и считающая его упрощенной версией Покровского собора.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

АрхитектураБольшинство историков считает,  что Дьяковский храм явился предшественником  собора Покрова, что на Рву, и даже

Слайд 15Архитектура
Собор Покрова что на Рву был построен в честь взятия

Казани в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлевы.
(По другой

версии, один человек – псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра расположены восемь приделов: четыре больших расположены по концам креста, еще четыре меньших – по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое целое девять церквей.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).

АрхитектураСобор Покрова что на Рву  был построен в честь взятия Казани  в 1555–1561 гг.Зодчие –

Слайд 16Архитектура
Первоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным железом.

Нынешний пестрый

(«восточный») облик храм приобрел в XVII в., тогда же изменилось

покрытие глав.
В 1588 г. пристроен придел в честь Василия Блаженного (1460–1552), давший храму обиходное название.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).

АрхитектураПервоначально собор был белым, купола были покрыты  побеленным железом.Нынешний пестрый («восточный») облик храм приобрел в XVII

Слайд 20Архитектура
Во второй половине XVI в. строились и традиционные пятиглавые храмы.
Софийский

собор в Вологде возведен в 1568–1570 гг. по распоряжению Ивана

IV в подражание Успенскому собору Московского Кремля.

Первоначально он тоже именовался Успенским, а Софийским стал в 1612 г.

Софийский собор в Вологде.

АрхитектураВо второй половине XVI в. строились и традиционные пятиглавые храмы.Софийский собор в Вологде возведен в 1568–1570 гг.

Слайд 21Архитектура

Вологодский Софийский собор – кирпичный прямоугольный, шестистолпный пятикупольный храм с

тремя высокими, сильно выступающими апсидами.
Хотя вологодский Успенский собор строился в

подражание московскому, по плану и декору он ближе к новгородским и ростовским храмам.

Софийский собор в Вологде.

АрхитектураВологодский Софийский собор – кирпичный прямоугольный, шестистолпный пятикупольный храм с тремя высокими, сильно выступающими апсидами.Хотя вологодский Успенский

Слайд 22Архитектура
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на

вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору Московского

Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью.

Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче.

Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря.

АрхитектураУспенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен  в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV. Также явно подражает

Слайд 23Архитектура
В XVI в. сооружались не только храмы, но и крепостные

укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене Глинской были выстроены укрепления Китай-города:

2,6 км, 12 башен.

Спасские (Водяные) ворота Китай-города. Худ. А.М. Васнецов.

Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» – связки жердей, использовавшихся при строительстве.

АрхитектураВ XVI в. сооружались  не только храмы, но и крепостные укрепления.В 1535–1538 гг., при Елене Глинской

Слайд 24Архитектура


В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел

укрепления Белого города: 9 км стен, 29 башен, 11

проездных ворот.
Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.


Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.

АрхитектураВ 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел укрепления   Белого города:  9

Слайд 25Архитектура
В 1591 г. выстроена деревянно-земляная крепость Скородом: 15 км стен,

50 башен, в т.ч. 34 проездные.


Серпуховская и Калужская башни

были каменными.
Так сложилась кольцевая планировка Москвы.

План Москвы, составленный Маттеусом Мерианом (1638 г.).
Жёлтым цветом выделен Белый город. Он окружает Кремль и Китай-город. Вокруг него – Земляной город.

АрхитектураВ 1591 г. выстроена деревянно-земляная крепость Скородом:  15 км стен, 50 башен,  в т.ч. 34

Слайд 26Архитектура
В 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска: 6,5 км стен,

38 башен на расстоянии 150–160 м друг от друга.
Современники считали крепость

неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал атаки польских войск, а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г.

Смоленский Кремль. Угловая башня.
Арх. Федор Конь.

АрхитектураВ 1596–1600 гг.  Федор Конь  построил  укрепления Смоленска: 6,5 км стен, 38 башен

Слайд 28Живопись


Монументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками Благовещенского собора

Московского Кремля.
Стенопись собора выполнена в середине XVI в., после московского

пожара 1547 г.

Апокалипсис. Снятие пятой печати.
Фреска южной стены Благовещенского собора Московского Кремля.

ЖивописьМонументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками Благовещенского собора  Московского Кремля.Стенопись собора  выполнена в

Слайд 29Живопись


Фрески перегружены деталями, их композиции многослойны, архитектурные формы дробны.
На фресках

много русских святых – князей и деятелей церкви.
Так воплощалась идея

богоизбранности Московского государства и происхождения московских государей от римских кесарей.

Апокалипсис. Блаженство праведных в раю.
Фреска южной стены Благовещенского собора Московского Кремля.

ЖивописьФрески перегружены деталями,  их композиции многослойны, архитектурные формы дробны.На фресках много русских святых – князей и

Слайд 30Живопись
Икона написана в ознаменование взятия Казани. Воины направляются от горящего

города к «Горнему Сиону». Две крайние колонны – небесное воинство

(в нимбах). Впереди (в кругу небесной сферы) – Архангел Михаил.

Икона «Церковь воинствующая». Середина XVI в. Третьяковская галерея.

ЖивописьИкона написана в ознаменование взятия Казани.  Воины направляются от горящего города к «Горнему Сиону». Две крайние

Слайд 31Живопись
Впереди средней (земной) колонны изображен царь.
В центре колонны – предположительно

Владимир Мономах, или император Константин Мономах.
Сзади – три всадника, предположительно

Владимир Святой с сыновьями Борисом и Глебом.
ЖивописьВпереди средней (земной) колонны изображен царь.В центре колонны – предположительно Владимир Мономах,  или император Константин Мономах.Сзади

Слайд 32Живопись


В чем особенности иконы «Церковь воинствующая»?
Икона посвящена актуальному политическому событию.
Она

прославляет государство и монарха, но истолковывает их победу как победу

православия.
На иконе изображены неканонизированные исторические персонажи и даже живые люди
(Разрешение писать их на иконах принял Стоглавы собор в 1551 г.).
Икона крайне перегружена персонажами и деталями.

?

?

С каким литературным произведением идейно перекликается икона «Церковь воинствующая»?

Со «Сказанием о князьях Владимирских».

ЖивописьВ чем особенности иконы «Церковь воинствующая»?Икона посвящена актуальному политическому событию.Она прославляет государство и монарха,  но истолковывает

Слайд 33Живопись
Во второй половине XVI в. в иконографии становится популярен мотив

Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос будет судить живых и мертвых,

причем праведные будут удостоены райского блаженства, а грешные окончательно ввергнуты в ад.


Почему именно во второй половине XVI в. иконописцы особенно часто обращались к этому сюжету?

Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова. ГТГ.

?

ЖивописьВо второй половине XVI в.  в иконографии становится популярен мотив Страшного Суда.Во втором пришествии Христос будет

Слайд 34Живопись
В конце XVI в. сложилось особое направление иконописи, сосредоточившее внимание

на живописной технике.
Оно именуется «строгановской школой» по имени купцов Строгановых,

которые ему покровительствовали.
Главной задачей мастеров строгановской школы стало изображение утонченной внешней красоты, изящества фигур и облачений. Внутренний мир персонажей уходит на второй план.

Никита-воин.
Икона Строгановской школы.
Прокопий Чирин.

ЖивописьВ конце XVI в. сложилось особое направление иконописи, сосредоточившее внимание  на живописной технике.Оно именуется «строгановской школой»

Слайд 35Живопись
На развитии русской живописи в XVI в. отрицательно сказалась жесткая

регламентация, установленная церковью.
Стоглавый собор 1551 г. ввел лицевые иконописные трафареты

для изображения святых и целых композиций.
За соблюдением канонов должны были следить особые старосты из числа «нарочитых мастеров».
Иконописцам предписывалось писать «с древних образцов, а от самомышления бы своими догадками Божества не описывали».
Собор 1554 г. разделил живопись на «письмо бытейное» (библейские и евангельские сюжеты) и «письмо притчам» (композиции на темы притч, житий, литургии).
Иные сюжеты не допускались.
И все же полностью остановить развитие изобразительного искусства было невозможно.
ЖивописьНа развитии русской живописи в XVI в. отрицательно сказалась жесткая регламентация, установленная церковью.Стоглавый собор 1551 г. ввел

Слайд 36Прикладное искусство
В XVI в. получило новое развитие оружейное дело. Русские

мастера научились отливать огромные пушки («затинные пищали»).
В 1586 г.

пушечный мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 т, с каналом ствола 89 см
Пушку украшал львиная голова и богатый орнамент, а также фигура царя Федора на коне.

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.

Вопреки известному заблуждению Царь-пушка могла стрелять!

Прикладное искусствоВ XVI в. получило новое развитие оружейное дело.  Русские мастера научились отливать огромные пушки («затинные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика