Слайд 1
Русская литература первой половины
XIX века.
Романтизм – ведущее направление
русской литературы 1-й половины XIX века.
.
Слайд 219 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской
литературы в мировом масштабе.
Литературный скачок, осуществившийся в 19
веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря
А.С. Пушкину.
Слайд 3Особенности литературы
В литературе первой половины XIX в. закладывались
те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие:
народность;
высокие
гуманистические идеалы;
гражданственность и чувство национального самосознания;
патриотизм;
поиски социальной справедливости.
Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
Слайд 4Литература XIX века
I половина XIX в. :
сентиментализм;
романтизм;
реализм
II половина XIX в.
:
критический реализм
Слайд 5Важнейшие исторические события в России и в Европе
Слайд 6
Начало XIX в. было ознаменовано рядом событий, имевших большое влияние на
развитие русской литературы:
открытие 19 октября 1811 г. в Царском Селе
Лицея;
Отечественная война 1812 г.;
смерть Наполеона и смерть Байрона;
восстание и поражение декабристов (1825 г.);
победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829 гг.);
французская революция (1830 г.);
подавление освободительного восстания в Польше (1831 г.).
Слайд 7 Разработка правил и норм русского языка
Разработка основ русского литературного
языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.
Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".
Слайд 8В I половине XIX получило развитие газетное и журнальное дело
Слайд 9Белинский
Виссарион Григорьевич
(1811-1848)
Одной из главных фигур в литературной критике начала
века был В.Г. Белинский, открывший русскому читателю целую плеяду талантливых поэтов
и прозаиков.
Зарождение нового публицистического жанра — литературно-критической статьи
Слайд 10Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма.
Доминантой
«человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум. Его герой
более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Слайд 11Н.М.Карамзин
(1766-1826)
Крупнейшим представителем сентиментализма
был Н.М. Карамзин. Большое распространение получили такие
жанры, как путешествие, воспитательный роман, роман в письмах, элегия, послание,
идиллия.
Слайд 13Становление романтизма
Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной
почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур.
Интерес к
истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лермонтова.
В.А.Жуковский
(1783-1852)
Слайд 14Баллада В.А.Жуковского
«Светлана»
Слайд 15Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков.
Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь,
и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм
К. Н.Батюшков (1787-1855)
Слайд 16«Натуральная школа»
Термин впервые был употреблен Ф.В.Булгариным как презрительная кличка в
адрес литературной молодежи 1840-х годов.
Термин был переосмыслен В.Г.Белинским:
«натуральное- правдивое изображение
действительности».
Слайд 18Основные принципы «натуральной школы»:
подражание действительности;
создание «энциклопедии русской жизни.
Основные жанры «натуральной
школы» — очерк, социальная повесть, социально-психологический роман.
Писатели этого направления отдавали
приоритет социальной проблематике, развивали темы «маленького человека», «героя времени», «эмансипации женщины».
Слайд 19А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы
А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь
создали художественные типы, над которыми станут работать писатели в течение
всего XIX в.: тип «лишнего человека» и тип «маленького человека».
Слайд 20
Тема «маленького человека в повести
Н.В.Гоголя «Шинель»
Слайд 21Тема «маленького человека в повести
А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Слайд 22Русская литература продолжает изображать пороки и недостатки российского общества
В прозаической
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере
показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков.
Слайд 23Заключение
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в.
позволил назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века
дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Тургенева и Достоевского. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов. Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. В середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.