Слайд 1Русская народная игра как часть общенационального культурного наследия
Слайд 2Игра
Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее
формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему
на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет.
Игровое поведение – форма познания мира. Ребенок играет не потому, что надо, а потому что интересно. Человек часть природы т. о. игровое поведение является первой формой развития человека.
Игра развивает человека: органы чувств, мышление , логику, интеллект, физиологию, координацию и т. д.
Слово «игра» понятие общенаучное, оно входит в самые разные словосочетания: детская игра, биржевая игра, политические игры, игра пианиста, игра волн, игра воображения и другие.
В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования и значения.
Слайд 3Народная игра
У каждого народа есть своя культура (праздники, обряды, ритуалы
народная игровая культура и т. д.) Через народную игру можно
индицифицировать (распознать) народную культуру. У каждого народа свои нормы поведения, своя кухня, инвентарь, одежда и т. д.
Функции народных игр:
коммуникативность- игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих
а) играющих вместе
б) играющие и зрители
2. компинсаторная – в игре человек не только тратит но и восстанавливает свою энергию. н/р: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали тем самым формируя жизненный тонус человека.
3. функция воспитания и обучения- игра позволяет создать для подростка ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.
4. подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.
5. функция прогнозы (моделирование) – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно эксперементировать с собой или с кем то другим ( игры- "дочки-матери", "отец зарабатывает деньги", "мама готовит еду«)
Слайд 4Особенности народной игры
игра создает предпосылки для освоения социально ценных
стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде;
через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;
народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;
игра, будучи социально-досуговым и специфическим явлением процессуально-деятельностной модальности культуры, функционирующим в акте человека с человеком, требует их активности, выступает в роли психокорректора;
народная игра способствует выработке социально-нравственных качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Слайд 5Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры
(бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и
др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа .
Слайд 6Классификация игр
1. Обрядовые игры. Они образуют костяк народного игрового колендаря;
по происхождению – первые. К их числу относятся.
Календарные игры. (колядования,
масленичные)
Семейно – бытовые. (именинные, свадебные)
2 Ритуальные игры. Исполняются на сюжеты, связанные со всякого рода церемониями (ритуал торга, ярмарка, судопроизводство, жеребьевка, "Судья и разбойник"). Такие игры преследуют две цели:
А) познакомить с ходом ритуала;
Б) оценить правила человеческого поведения, общения.
3. Гадальные игры. По существу, тоже являются ритуальными, но с собственной спецификой: испытание судьбы участников игры (подблюдные).
4. Развлекательные игры. Это наибольшая группа народных игр.
По месту проведения они делятся на уличные и домашние (посиделочные).
По характеру исполнения их делят на:
драматические (т.е. с театрализацией, с участием действующих лиц, с диалогами между ними) например: "Коршун", "Гуси-лебеди".
орнаментальные (когда в игре большое место занимают песни и танец). Например: "Заплетися плетень", «Проулочком», «В воротца», «Метелица», «Челноком» Хороводные «Лён», «Кострома» - имитация производственных процессов, обучение.
Слайд 75. Спортивные (состязательные) игры. («Чехарда», «Коза» - догонялки, «Горелки» -
Третий лишний, «Городки», «Лапта», "Перетягивание каната", "Вышибалы")
6. Интеллектуальные игры. ("Шашки",
"Кости", "Шахматы").
7. Азартные игры. Они отражают стремление человека к самоутверждению. Главная цель – удача, выигрыш, но народная этика допускала эти стремления в строгих пределах: ("Чика" в игре участвуют родственники или близкие люди, за пределами семьи не разрешалось играть. Существуют очень маленькие ставки).
8. Пальчиковые для малышей – развивают моторику, учат овладевать телом
В научной литературе существует немало, основанных на различных принципах , классификаций народных игр, но ни одна из них не является исчерпывающей. Как правило все квалификационные системы дополняют друг друга, а выделенные типы игр по многим направлениям пересекаются и наслаиваются друг на друга.
Народными мы называем игры фольклорного происхождения. Их никто специально не придумывал, не разрабатывал, не внедрял, они родились в глубинах народной жизни, выросли на почве сельского и городского быта, выкристаллизовались из народного поэтического творчества. Игра, игровая деятельность вообще присущи фольклору, составляют, чуть ли не главный родовой признак его эстетики.
Слайд 8 Русская народная игра в изучении
русского языка
Изучение истории своего
народа
Приобщение к культуре
Связь поколений
Самопознание
Проявление данных заложенных внутри нас
Расширение кругозора
Народная
игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать ей новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане.
Слайд 9Приобщение к истокам народной культуры
Народная культура и язык
Музейная педагогика
Слайд 10Направления развития личности с помощью русских народных игр
общекультурное
Духовно-нравственное
социальное
интеллектуальное
Спортивно-оздоровительное
Слайд 11Особенности русских народных игр для развития коммуникаций и ценностей у
подростающего поколения
Младшие классы
Игра – ведущий вид деятельности.
Загадки, считалки, и
скороговорки, дочки- матери, казаки –разбойники.
Главное назначение детских игр младшего возраста - овладения правилами. Ведь овладеть правилом - значит овладеть свои поведением.
Так же осваивается такое психологическое качество, как способность ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами эти людей.
Средняя школа
Игры для подросткового возраста в традиционной народной культуре разделяются на девичьи и мальчишеские. Очень много общих игр, но появляется много новых, в которых отыгрываются модели будущей взрослой жизни, как трудовой, так и бытовой
Игры подвижные, праздничные, мистические, рассказы-страшилки
Игры со сверстниками предоставляют подростку широкое поле для интеллектуального развития, опробование себя и своих возможностей, понимая другого человека, сострадание и сопереживание ему. Поэтому в ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь, не обремененный детскими проблемами, обидами и страхами
Слайд 12Основные направления деятельности в подростковом возрасте
Саморазвитие
Формирования дружеских связей
Самовыражение
Народное творчество для
развития подростка
Командные игры
Тематические и дидактические игры
Игры на проявления индивидуальных способностей
Слайд 15Психология использования русской народной игры в учебной деятельности
Психологические особенности народных
игр
Имеют элементы трудовой деятельности
Коллективный характер
Развитие творческого мышления
Развитие организаторских способностей
Приучение к
общению со сверстниками
Слайд 16Русская народная игра как часть национального культурного наследия
Принадлежа к фольклору,
эти игры полностью вобрали в себя перипетии исторической жизни народа.
Они знакомят нас с бытом наших далеких и близких предков, воспроизводят картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, свадеб и богослужений, скромных утех и ярких соревнований. Следовательно, они являются носителями наследия прошлого, а значит их можно рассматривать как часть национального культурного наследия (часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое).
Слайд 17Квест по памятникам русской письменности
Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий
Для средней и старшей школы
Командная игра, смысл которой: изучение истории
своего народа, получение новых интересных знаний, изучение карты местности, разработка умений работать в команде.
Для квеста требуется:
Создание карты маршрута
Подбор интересных заданий
Расчет времени
Разделение на команды
Слайд 18Календарные народные игры
Интересными являются календарные народные игры. Они вызывают
интерес не только как жанр устного народного творчества. В них
заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Календарные народные игры – это буйное и пестрое переплетение языческих и христианских традиций.
Например, основным предназначением весенних календарных игр было ускорить пробуждение от зимнего оцепенения природы, живородящей силы земли-кормилицы. Ведь от этого зависел будущий урожай, и, стало быть, существование и благополучие крестьянского мира.
Чтобы ускорить приход весны, ее нужно было зазвать, пригласить. Для это пели песенки-заклички.
Слайд 19Одним из важнейших для людей был праздник Пасхи. Дети играли
в разные игры, но самыми важными на Пасху были игры
с яйцами. Это тоже отголосок язычества. Наши далекие предки считали, что катая яйцо по земле можно увеличить плодородие, обеспечить обильный урожай. До наших дней дошла в почти неизменном виде только одна игра – разбивание яиц. Два противника зажимают яйцо в руке и «стукаются». Тот чье яйцо разбилось – проиграл, он отдает яйцо победителю.
Еще играли в «Кучку». Из песка делали кучки (по две на каждого участника). Выбирали одного водящего и отдавали ему по одному яйцу. Все игроки отворачивались, а водящий закапывал яйца в кучки песка. Половина кучек были «призовые», а половина – пустые обманки. Затем игроки по очереди указывали на кучку, где, по их мнению, спрятано яйцо. Если угадывали, то забирали его себе. В эту игру играли в основном девушки и девочки.
Слайд 20Игра «Переведи пословицу с русского на русский»
Играющим предлагается русские пословиц,
изложенных научным языком.
Задача игроков перевести их на русский. Для
этого можно воспользоваться подсказкой-картинкой.
Слайд 21«Письмо из прошлого»
Изучить дидактический материал «Славянская азбука. Для детей»
По итогам
изучения попробовать написать небольшое письмо или рассказ на старославянском языке.