изображением монарха, которой могли похвастаться лишь избранные, свидетельствовала не только
об особых заслугах перед страной, но и о личном расположении державного дарителя. К числу таких уникальных памятников относится миниатюрный эмалевый портрет («персона») Петра I.Согласно европейской традиции, юный самодержец изображен оплечно, в стальном рыцарском доспехе и алом плаще, украшенном самоцветами и жемчугом, с вышитым золотными нитями двуглавым орлом. Портрет отличается тонким психологизмом. Есть основания полагать, что его автором является один из лучших западноевропейских миниатюристов того времени Шарль Буат.
Ювелирному и эмалевому искусству Буат учился во Франции, но признания и высокого положения при королевском дворе добился в Англии. Именно Буат создал первые и лучшие эмалевые изображения Петра, который сделал заказы на изготовление нескольких десятков своих «персон»: в Лондоне в 1698 году – с большого парадного портрета Г.Кнеллера и в Париже в 1717 году – с портрета К. Моора.
Миниатюра, хранящаяся в Историческом музее, относится к первым. Она вставлена в изящную золотую оправу работы неизвестного русского мастера. Ажурная, украшенная сверкающими алмазами оправа имеет оглавье в виде императорской короны. На золотой пластине, помещенной с оборотной стороны «персоны», вырезан государственный российский герб и надпись: ЗА ХРАБРОСТЬ. Это дает основание полагать, что портрет был пожалован сподвижнику Петра по ратному делу. Такими драгоценными наградами российский самодержец отмечал как соотечественников, так и иностранцев, послуживших «во благо России».