Разделы презентаций


Русские народные сказки - Виды сказок

Содержание

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами; развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;привить любовь к чтению;систематизировать знания учащихся.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русской словесности
в 5 классе

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
ВИДЫ СКАЗОК.
Подготовили: учителя

русского языка

Сарсенова А.М.
Урок русской словесности в 5 классеРУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.ВИДЫ СКАЗОК.Подготовили: учителя русского языка

Слайд 2Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
познакомить учащихся

с истоками сказки и её основными видами;
развить и укрепить

стремление к чтению фольклорных произведений;
привить любовь к чтению;
систематизировать знания учащихся.

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.Задачи: познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;

Слайд 3Русские сказительницы
Орина Федосова
Мария Кривополенова
До нас дошли имена сказителей:
Мария Кривополенова,

Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали

всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Русские сказительницыОрина ФедосоваМария КривополеноваДо нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев –

Слайд 4Возникли сказки в глубокой древности.

Возникли сказки в глубокой древности.

Слайд 5Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера,

имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.

Определение жанра сказкиСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.Словарь русской литературы.

Слайд 6Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор

коллективен

Отличительные черты сказкиСказочные событияСказочные героиСказочные существаНеобычность обстановкиОсобая манера повествованияВариативность текстаАвтор коллективен

Слайд 7Какие сказки прочитали?

Какие сказки прочитали?

Слайд 8Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки

Виды русских народных сказокВолшебныесказки  Сказки о животныхБытовыесказки

Слайд 9Волшебные сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий

Волшебные сказкиОбщие особенностиГероиПримеры названий

Слайд 10Общие особенности
Волшебных сказок
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание

Общие особенностиВолшебных сказокНаличие чудаСтолкновение с волшебной силойВолшебные персонажиВолшебные предметыОписание

Слайд 11
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные

персонажи
Обычные люди

Герои волшебных сказокДеление на положительных и отрицательныхБорьба с волшебной силойВымышленные персонажиОбычные люди

Слайд 12Что можно прочитать
«Никита Кожемяка»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Иван Царевич и

Серый волк»
«По щучьему веленью»

Что можно прочитать«Никита Кожемяка»«Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Иван Царевич и Серый волк»«По щучьему веленью»

Слайд 14Сказки о животных
Общие особенности
Герои
Примеры названий

Сказки о животныхОбщие особенностиГероиПримеры названий

Слайд 15
Общие особенности
сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция














































Общие особенностисказок о животныхИносказательностьЯсность оценки героевАнтропоморфизмБыстродействиеДиалогОблегчённая композиция

Слайд 16
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц -

трусливый

Герои сказок о животныхТрадиционные типыЛиса – хитраяВолк – глупыйЗаяц - трусливый

Слайд 17Что можно прочитать
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Волк и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух

и лиса»

Что можно прочитать«Заюшкина избушка»«Теремок»«Волк и лиса»«Волк и семеро козлят»«Кот, петух и лиса»

Слайд 19Социально-бытовые сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Разновидности

Социально-бытовые сказкиОбщие особенностиГероиПримеры названийРазновидности

Слайд 20Общие особенности
бытовых сказок
Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор

Общие особенностибытовых сказокОтсутствие фантастикиРеальные конфликтыСказочное разрешениеСмысловой акцент-развязкаЖестокий юмор

Слайд 21Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки

Разновидности бытовых сказокСказка-анекдотДокучные сказкиСказка-загадкаСказки-насмешки

Слайд 22Герои бытовых сказок
Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден

Герои бытовых сказокГерой хитёрГерой удачливДурак в глазах другихГерой благороден

Слайд 23Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»

Что можно прочитать«Иванушка-дурачок»«Солдатская сказка»«Каша из топора»«Репка»«Как мужик гуся делил»

Слайд 24Каша из топора

Каша из топора

Слайд 25Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза

Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты

Изобразитель-выразительные средстваРусских народных сказокАнтитезаСказочныеформулыГиперболаПостоянныеэпитеты

Слайд 26Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса

– мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса - заяц

АнтитезаПриём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.Василиса – мачехаИванушка – царьКрестьянин – баринЛиса -

Слайд 27Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин –

помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.

СказочныеформулыПрисказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.Концовка

Слайд 28Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое

выражение.
«Сине море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»

ПостоянныеэпитетыКрасочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.«Сине море»«Добрый молодец»«Красна девица»«Ясный сокол»

Слайд 29Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а

по часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»

ГиперболаЧрезмерное преувеличение действий и поступков героев.«Рос не по дням, а по часам.»«И возник вдруг мост кольцом, да

Слайд 30Композиция сказки

Композиция сказки

Слайд 31Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию

к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки,

приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементыприсказкизачиныконцовкиЦель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовитьаудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя

Слайд 32Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит

древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн,

вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
ПрисказкиБыло это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу

Слайд 33Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь

лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве,

в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
ЗачиныЗа далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве

Слайд 34Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво

пил, по усам текло, а в рот не попало.
А удалец

на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
КонцовкиУстроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот

Слайд 35В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было

у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
(Русская народная сказка«Царевна-лягушка».)
В

некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
(Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет.
(В.А.Жуковский «Спящая царевна».)
Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна села ждать его одна.
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

Назовите сказку (Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Слайд 36Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях».)
Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Княгиня – диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)

Кто это? (Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.)

Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива,  Своенравна и ревнива.(Царица, «Сказка

Слайд 37Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька

Черномор.
(33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
На крыльце стоит его… В дорогой

собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин)
Высока, стройная, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)

Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.(33 богатыря, «Сказка о

Слайд 38Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою, С дубовыми,

тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке»)
В

светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»)
Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

Кто в тереме живет? (Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в какой сказке живет в этом доме.)

Перед ним изба со светелкой,  С кирпичною беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами.(Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка

Слайд 39 Тест

.
1. Сказка (жанровое определение)
а) сказание

о богатырях.
б) краткое изречение, содержание
правила житейской мудрости.
в) небольшая

история
фантастического характера.

2. Виды народных сказок:
а) волшебные, бытовые, о
животных, растительном мире
и о неживой природе.
б) волшебные, реалистические,
сентиментальные
в) волшебные, бытовые, о
животных

3.Композиция народной сказки:
а) зачин, основная часть, концовка.
б) зачин, основные события,
присказка, концовка.
в) зачин, присказка, концовка

4.Особенности сказок о животных:
а) волшебные силы, помогающие
героям.
б) главные герои похожи на людей
( разговаривают, одеты, как люди)
в) герои ведут себя естественно как
в природе.

5. Укажите постоянный эпитет:
а) красна девица;
б) зеленая трава;
в) серое небо.

Тест .1. Сказка (жанровое определение)а) сказание о богатырях.б) краткое изречение, содержание  правила

Слайд 40
В и к т о р и н а.
1.Почему

сказка называется «народная»?

(Сказку придумал народ).
2.К какому виду сказок относится сказка «Царевна лягушка»?
(К волшебным сказкам).
3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу ?
(Из топора).
4.К какому виду сказок относится сказка «Колобок»?
(К сказкам о животных).
5.В каких сказках впервые появляется священник?
(В социально – бытовых сказках).
6.В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой?
(В болоте).

В и к т о р и н а.1.Почему сказка называется «народная»?

Слайд 419.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина?

(Социально – бытовые сказки).
10.Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет
несколько голов?
(Змей Горыныч).
11.Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается
домой после 25-летней службы. Кто это?
(Солдат).

7.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть - самобранка).

8.Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его?
(Кощей).

9.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина?

Слайд 42
Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего

детства мы слышим сказки.
Когда вы были маленькими, вам рассказывали

сказки мамы и папы ,а потом пошли
в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете
в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые
невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то
яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.

Пришла пора сказать «До новой встречи» Окончен сказочный наш карнавал В гостях мы были у гостей сердечных, В чудесной сказке каждый побывал».

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу Своих любимых сказочных героев В заветный час они тебе помогут Сделать жизнь светлей.

Подведение итогов– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были

Слайд 43

Спасибо за работу!
Урок окончен!

Спасибо за работу! Урок окончен!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика