Слайд 1Русские писатели
на сцене домашних театров
В XIX веке домашние спектакли
были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещиков. Во
многих из них участвовали писатели.
Слайд 2В усадьбе Приютино всегда собиралось много творческой молодежи. Ее хозяином был
президент Академии художеств Алексей Оленин, он питал слабость ко всякого рода искусствам
и любил окружать себя одаренными людьми. В 1817 году в доме Оленина стал часто бывать юный Пушкин. Его приглашали слушать басни Ивана Крылова и играть в «шарады в живых картинах». Ставились на домашней сцене оленинского дома и любительские спектакли. Однажды Пушкин сыграл здесь роль мичмана Альнаскарова в комедии «Воздушные замки» молодого драматурга Ивана Хмельницкого.
Александр Пушкин и Иван Крылов в усадьбе Приютино.
Слайд 3Иван Крылов был звездой оленинского кружка, а по мнению Александра
Пушкина — «шутником бесценным». Оленинский домашний театр стал для Крылова
местом для бесстрашного выражения своих взглядов. Здесь он не стесняясь высмеивал чиновников и человеческие пороки. Он много раз участвовал в спектаклях, сам ставил пьесы, исполнял собственные басни «в лицах». Однажды Крылов так выразительно читал басню «Осел и мужик», что слушающая его Анна Керн не обратила внимания на наблюдавшего за ней Александра Пушкина. Этот вечер поэт описал в первых строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье...». Оно появилось летом 1825 года, когда Пушкин и Керн встретились вновь.
Слайд 4Иван Тургенев на вилле в Баден-Бадене
Увлечение любительскими спектаклями не обошло
и Ивана Тургенева. Когда писатель жил в Баден-Бадене, он работал над
комическими пьесами и опереттами для домашних постановок вместе со своей близкой подругой и композитором Полиной Виардо. Писатель создавал текст на французском языке, а Виардо — музыку. Одна из их известных совместных опер — «Последний колдун» — была с политическим подтекстом: семьи Виардо и Тургеневы были настроены оппозиционно к режиму императора Наполеона III.
Слайд 5Для постановки «Последнего колдуна» на вилле Ивана Тургенева соорудили сцену,
повесили зеленый занавес, в Париже заказали костюмы и декорации. Писатель
вспоминал, как готовились к спектаклю: «С утра до вечера — дым коромыслом: ставятся балетные сцены, примеряются костюмы. Шум, гам, хохотня, веселость!»
На спектакль пригласили только тех, кто разделял политические взгляды авторов. Иван Тургенев сам исполнил главную роль — Кракамиша. В финале публика рукоплескала. Музыка Виардо понравилась многим известным гостям-композиторам — Иоганнесу Брамсу, Шарлю Камилю Сен-Сансу, Антону Рубинштейну. Позже по рекомендации Ференца Листа оперу «Последний колдун» поставили в городах Веймар и Карлсруэ. Она стала первой сыгранной на большой сцене оперой, музыку для которой написала женщина.
Слайд 6Лев Толстой в усадьбе Ясная Поляна
Семья Льва Толстого очень любила устраивать представления.
Толстые готовили для крестьян праздники и маскарады с угощениями и
конкурсами, придумывали интересные программы для крестьянских детей. В Ясной Поляне часто ставили домашние спектакли, причем писатель приглашал сыграть на сцене «актеров» из народа. На выступлениях они превращались в маркитанток и карликов, поваров и шутов с горбами, а иногда — в маркизов и царей.
Слайд 7Одной из самых ярких постановок стала комедия «Плоды просвещения», исполненная
в 1889 году. На представлении было много публики: прибыли гости
из Тулы и Москвы, приехали на повозках соседи, целыми семьями пришли местные жители. Присущий любительским театрам дилетантизм проявился в яснополянском спектакле в полной мере. Играющие на сцене чувствовали себя раскованно и свободно, смеялись невпопад, а забыв реплики — импровизировали. Несмотря на это, публика приняла спектакль на ура. Ведь Лев Толстой создал пьесу для своих домашних, списав персонажей с них же самих. Зрители словно погрузились в очередной эпизод из жизни семьи Толстых в Ясной Поляне. Так проявилось отношение писателя к усадьбе как к загородному дому, где не нужно было быть зажатым в рамки жесткого церемониала.
Слайд 8Антон Чехов дома в Алексине, в Таганроге и в Москве
Антон
Чехов рано увлекся творчеством, и большую роль в этом сыграл Таганрогский
театр. Впервые юный Чехов оказался на галерке в 13-летнем возрасте — это была оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Позднее в одном из своих писем он написал: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре».
Слайд 9Вдохновленный игрой актеров Таганрогского театра, Чехов вместе с братьями Александром
и Михаилом ставил спектакли «для своих» в домашней обстановке. В
1873 году он поставил «Ревизора» — и сам сыграл в пьесе роль Городничего.
«В домашних спектаклях Антон был главным воротилой. Устраивали спектакли и на украинском языке про Чупруна и Чупруниху, причем роль Чупруна играл Антон. Одной из любимых его импровизаций была сцена, в которой градоначальник приезжал в собор на парад в табельный день и становился посреди храма на коврике, в сонме иностранных консулов». Михаил Чехов
Слайд 10 Свою любовь к камерным домашним постановкам Чехов не утратил и
в зрелом возрасте.
В 1891 году, в гостях у помещика
Былим-Колосовского, Чехов поставил домашний спектакль — нечто вроде «Ревизора». Актерами были Вагнер (зоолог) и Киселев (знаменитый художник-пейзажист), а также жена и две дочери Киселева. Сам Чехов участия в постановке не принял, но написал на нее шуточную рецензию.
В 1895 году Чехов задумал поставить в столице любительский благотворительный спектакль. В письме к своему другу журналисту Алексею Суворину он написал: «Играть будут только одни литераторы и дамы, имеющие отношение к литературе. Это моя затея… Поставим, вероятно, «Плоды просвещения», я буду играть мужика. Когда-то я хорошо играл, теперь же, кажется, у меня не хватит голоса».
Многие герои первых произведений А. П. Чехова были театралами.
Слайд 11В дореволюционной России плата за посещение домашнего представления была распространенной
практикой. Вырученные деньги обычно отдавали в богадельню, школу или больницу.
Слайд 12ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИК:
Портал Культура РФ - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/182400/russkie-pisateli-na-scene-domashnikh-teatrov