Разделы презентаций


Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х

Содержание

Письменный ответ на вопросы:1.Какие ценности утрачены героями? На что они их обменяли?2.(Практикум.Чтение эпизода стр.311)Каким смыслом наполняется слово «олукьяниваться» в этом эпизоде?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х

— 1970-х гг .
ТРИФОНОВ Юрий Валентинович
28 августа 1925 —

28 марта 1981
Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х гг .ТРИФОНОВ Юрий Валентинович 28

Слайд 2Письменный ответ на вопросы:
1.Какие ценности утрачены героями? На что они

их обменяли?
2.(Практикум.Чтение эпизода стр.311)Каким смыслом наполняется слово «олукьяниваться» в этом

эпизоде?
Письменный ответ на вопросы:1.Какие ценности утрачены героями? На что они их обменяли?2.(Практикум.Чтение эпизода стр.311)Каким смыслом наполняется слово

Слайд 3Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который

участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и каторгу),

в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в одна тысяча девятьсот восемнадцатый спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека.

 Мальчик из Дома на Набереженой

Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел

Слайд 4Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого

он был уверен, и в 1937, когда это случилось, и

позже. В 1938 была арестована и мать. Сын врага народа после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен, и в 1937, когда

Слайд 5Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им.

М. Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел после выхода

в свет романа Студенты (1950).
Весной 1952 уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю. Трифонова оказалась связанной с Туркменией.
Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1949. Известность

Слайд 6В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра»,

в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает

образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В книге Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.
История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»).
В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со

Слайд 7Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать – тут скрыта

единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».
В 1966

-1969 написал ряд рассказов:
« Вера и Зойка», «В грибную осень» и др.


Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать – тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен,

Слайд 8В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии,

работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил

в Литературный институт им. Горького.
Первая повесть «Студенты» – дипломная работа начинающего прозаика. Повесть напечатал журнал «Новый мир»
А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 автор получил за нее Сталинскую премию.


В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В

Слайд 9Литературный дебют
Сам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести

холодно. Повесть несла в себе зачатки главных качеств трифоновской прозы

— достоверность жизни, постижение психологии человека через обыденное.
Литературный дебютСам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести холодно. Повесть несла в себе зачатки главных

Слайд 10Принято  считать,  что  основная  тематика  писателя  –  быт,  затягивания  бытом. 


Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».

Принято  считать,  что  основная  тематика  писателя  –  быт,  затягивания  бытом.  Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я

Слайд 11    В 1963 вышел роман «Утоление жажды», материалы

для которого он собирал в Средней Азии на строительстве Большого

Туркменского канала. Но самого автора этот роман не удовлетворил до конца.
      В 1963 вышел роман «Утоление жажды», материалы для которого он собирал в Средней Азии

Слайд 12 «Московские повести»
В 1969 появилась первая повесть этого цикла «Обмен»,

в который вошли также «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971)

и «Другая жизнь» (1975). Стало понятно, что писатель Трифонов вышел на новый уровень
 «Московские повести» В 1969 появилась первая повесть этого цикла «Обмен», в который вошли также «Предварительные итоги» (1970),

Слайд 13«Московские повести»
  В этих повестях

рассказывалось о любви и семейных отношениях, вполне тривиальных, но вместе

с тем очень характерных, обнаженно узнаваемых. Однако читатель узнавал не только свою жизнь с ее общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро ощущал свое время и свое место в этом времени. В фокусе художественных исканий Трифонова постоянно вставала проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых житейских ситуациях.
«Московские повести»       В этих повестях рассказывалось о любви и семейных отношениях, вполне

Слайд 14«Московские повести»
  В период сгущавшейся густоты брежневского безвременья писатель сумел

показать, как задыхается в этой ядовитой атмосфере умный, талантливый человек

(герой повести «Другая жизнь» историк Сергей Троицкий), не желающий поступаться собственной порядочностью. Официальная критика обвинилa автора в мелкотемье, в отсутствии позитивного начала и вообще в том, что проза Трифонова стоит «на обочине жизни», вдали от великих свершений и борьбы за идеалы светлого будущего.
«Московские повести»  В период сгущавшейся густоты брежневского безвременья писатель сумел показать, как задыхается в этой ядовитой атмосфере

Слайд 15 Обитатели Дома на Набережной
  В 1976 в журнале «Дружба народов»

была опубликована повесть Трифонова «Дом на Набережной», одно из самых

заметных острых произведений 1970-х гг. В повести был дан глубочайший психологический анализ природы страха, природы деградации людей под гнетом тоталитарной системы.
 Обитатели Дома на Набережной   В 1976 в журнале «Дружба народов» была опубликована повесть Трифонова «Дом на Набережной»,

Слайд 16 Обитатели Дома на Набережной
   «Времена были такие, пусть с

временами и не здоровается», — думает Вадим Глебов, один из

«антигероев» повести. Оправдание временем и обстоятельствами характерно для многих трифоновских персонажей. Трифонов подчеркивает, что Глебовым двигают мотивы, столь личностные, сколь и несущие на себе печать эпохи: жажда власти, верховенства, что связано с обладанием материальными благами, зависть, страх и т. п.
 Обитатели Дома на Набережной    «Времена были такие, пусть с временами и не здоровается», — думает Вадим

Слайд 17 Обитатели Дома на Набережной
   Причины его предательства и нравственного

падения автор видит не только в опасении, что может прерваться

его карьера, но и в страхе, в который была погружена вся страна, замордованная сталинским террором.
 Обитатели Дома на Набережной    Причины его предательства и нравственного падения автор видит не только в опасении,

Слайд 18  Огненная лава
 Несмотря на то, что в течение трех лет

«Дом на Набережной» не включался ни в один из книжных

сборников, Трифонов продолжал «раздвигать рамки» (его собственное выражение). Он работал над романом «Старик», который был давно задуман, романом о кровавых событиях на Дону в 1918.

С. Баруздин

  Огненная лава  Несмотря на то, что в течение трех лет «Дом на Набережной» не включался ни в

Слайд 19  Огненная лава
  «Старик» появился в 1978 в журнале «Дружба

народов» и появился благодаря исключительным знакомствам и лукавству главного редактора

журнала С. А. Баруздина.

С. Баруздин

  Огненная лава   «Старик» появился в 1978 в журнале «Дружба народов» и появился благодаря исключительным знакомствам и

Слайд 20Огненная лава
 Главный герой романа Павел Евграфович Летунов держит ответ перед

собственной совестью. За его плечами — «громадные годы», трагические события,

величайшие напряжение революционных и послереволюционных лет, огненный поток исторической лавы, сметавшей все на своем пути.
Огненная лава Главный герой романа Павел Евграфович Летунов держит ответ перед собственной совестью. За его плечами — «громадные

Слайд 21Огненная лава
 Растревоженная память возвращает Летунова к пережитому. Он снова решает

вопрос, который не дает ему покоя много лет: был ли

действительно изменником комкор Мигулин. Летунова мучает тайное чувство вины.
Огненная лава Растревоженная память возвращает Летунова к пережитому. Он снова решает вопрос, который не дает ему покоя много

Слайд 22Огненная лава
 Он когда-то ответил на вопрос следователя, что допускает участие

Мигулина в контрреволюционном мятеже и и тем самым повлиял на

его судьбу.
Огненная лава Он когда-то ответил на вопрос следователя, что допускает участие Мигулина в контрреволюционном мятеже и и тем

Слайд 23   Последние вещи
Самый глубокий, самый исповедальный роман Трифонова «Время и

место», в котором история страны постигалась через судьбы писателей, был

отвергнут редакцией и при жизни напечатан не был. Он появился уже после смерти писателя в 1982 с очень существенными цензурными изъятиями.
   Последние вещи Самый глубокий, самый исповедальный роман Трифонова «Время и место», в котором история страны постигалась через

Слайд 24   Последние вещи
Роман был отвергнут «Новым миром» и цикл рассказов

«Опрокинутый дом», в котором Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал

о своей жизни (повесть также увидела свет после смерти ее автора, в 1982).
   Последние вещи Роман был отвергнут «Новым миром» и цикл рассказов «Опрокинутый дом», в котором Трифонов с нескрываемым

Слайд 25 Последние вещи
Трифоновская проза обрела в последних вещах новое качество,

большую художественную концентрацию и в то же время стилевую свободу.

«Время и место» сам писатель определил как «роман самосознания».
 Последние вещи Трифоновская проза обрела в последних вещах новое качество, большую художественную концентрацию и в то же

Слайд 26 Последние вещи
Герой, писатель Антипов, испытывается на нравственную стойкость всей

своей жизнью, в которой угадывается нить судьбы, выбранной им самим

в разные эпохи, в различных сложных жизненных ситуациях. Писатель стремился собрать воедино времена, свидетелем которых был сам: конец 1930-х,
война, послевоенное время, оттепель, современность.
 Последние вещи Герой, писатель Антипов, испытывается на нравственную стойкость всей своей жизнью, в которой угадывается нить судьбы,

Слайд 27 Творчество и личность Трифонова занимают особое место не только в

русской литературе 20 века, но и в общественной жизни. И

это место остается пока незанятым. Трифонов, помогая осмыслить время, протекающее сквозь всех нас, был личностью, которая заставила оглянуться на себя, кого-то лишая душевного комфорта, кому-то помогая жить.
 Творчество и личность Трифонова занимают особое место не только в русской литературе 20 века, но и в

Слайд 29Смысл заглавия повести «Обмен» (1969 г.)
Обмен — акт получения объекта

с передачей чего-либо взамен.


Смысл заглавия повести «Обмен» (1969 г.) Обмен — акт получения объекта с передачей чего-либо взамен.

Слайд 30Экранизация повести «Обмен» Литовская к/с, 1977 г.

Экранизация повести «Обмен» Литовская к/с, 1977 г.

Слайд 31Конфликт в повести

Конфликт в повести

Слайд 32 Проблематика повести
 Ю. Трифонова «Обмен».
Сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева,

работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток

– за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене.
Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».Сюжет произведения.Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь

Слайд 33Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса,

завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и

составляют содержание небольшой повести.

– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно сказать, что это и метафора, которую использует автор.
Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью

Слайд 34Характеристика главных героев повести

Характеристика главных героев повести

Слайд 35Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.

Виктор Георгиевич

Дмитриев

Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых. Виктор Георгиевич Дмитриев

Слайд 36И вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается».


Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция раскрываются в диалоге

Ксении Федоровны с сыном об обмене:
«Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой…
– Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».

– В чем смысл этих слов?
И вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция

Слайд 37Оценку Виктору Георгиевичу Дмитриеву мы узнаем от матери и от

деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
В

праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными.
Оценку Виктору Георгиевичу Дмитриеву мы узнаем от матери и от деда: «Ты человек не скверный. Но и

Слайд 38Оценка Виктора дедом
«Дед сказал: «Мы с Ксеней ожидали, что

из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло.

Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
Оценка Виктора дедом «Дед сказал: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного,

Слайд 39Портрет Лены Дмитриевой

Портрет Лены Дмитриевой

Слайд 40Лене в праве называться личностью отказано автором: «…она вгрызалась в

свои желания, как бульдог.

Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала

до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон*
 миловидная женщина-бульдог 
подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Лене в праве называться личностью отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог…

Слайд 41 «И никому, кроме Лены, было бы не под

силу. Ибо она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая

миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть. Великое свойство! Прекрасное, изумительное, решающее для жизни. Свойство настоящих мужчин.»
«И никому, кроме Лены, было бы не под силу. Ибо она вгрызалась в свои желания,

Слайд 42Желания Лены
Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условия

Дмитриев станет

кандидатом

Отношения с семьей Дмитриевых нормализуются









Желания Лены Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условияДмитриев станет кандидатомОтношения с семьей Дмитриевых нормализуются

Слайд 43Отношения Лены с мужем Виктором
1. Снисходительность

2. Непоколебимость в решениях

3. Чувство

«собственности»

4. Властность

Отношения Лены с мужем Виктором1. Снисходительность2. Непоколебимость в решениях3. Чувство «собственности»4. Властность

Слайд 44Отношения Лены со свекровью
Неприязнь
Непонимание
Вражда
Раздражение
Презрение

Отношения Лены со свекровьюНеприязньНепониманиеВраждаРаздражениеПрезрение

Слайд 45Мнение психолога
«Лена – это человек,

с большим комплексом неполноценности. Она всегда пыталась делать то, что,

по ее мнению, делает ее лучше. Вскоре это чувство дистрофировалось, и на его месте сложился характер Лены.
Цинизм, эгоизм, скупердяйство, ненормальная целеустремленность – все это стало «защитой» от окружающего мира. Ей присуща жалость к себе: любить и охранять то, что относится только к ней бедной, к ее семье, к ее проблемам. Эти же качества привили ей новое свойство: приспособляемость» .
Афанасьева И.А.
Мнение психолога     «Лена – это человек, с большим комплексом неполноценности. Она всегда пыталась

Слайд 46Как вы понимаете данную цитату?
Сестра сказала как-то: «Витька,

как же ты олукьянился!»

Как вы понимаете данную цитату?  Сестра сказала как-то: «Витька, как же ты олукьянился!»

Слайд 47А что можно сказать о матери героя?

«Ксению Федоровну любят друзья,

уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче,

потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
А что можно сказать о матери героя?«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и

Слайд 48Смысл названия повести
Ксения Федоровна смотрела на него спокойно,

закрыла глаза. Было похоже, что она засыпает. Потом сказала:
— Ты

уже обменялся, Витя. Обмен произошел…

Смысл названия повести  Ксения Федоровна смотрела на него спокойно, закрыла глаза. Было похоже, что она засыпает.

Слайд 49Да, Трифонов явно определил свою позицию. «…за внешней простотой изложения,

спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, –

трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
Да, Трифонов явно определил свою позицию. «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и

Слайд 50Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация

семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства

в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье.
Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.
Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика