Слайд 1 Русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х
— 1970-х гг .
ТРИФОНОВ Юрий Валентинович
28 августа 1925 —
28 марта 1981
Слайд 2Письменный ответ на вопросы:
1.Какие ценности утрачены героями? На что они
их обменяли?
2.(Практикум.Чтение эпизода стр.311)Каким смыслом наполняется слово «олукьяниваться» в этом
эпизоде?
Слайд 3Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который
участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и каторгу),
в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в одна тысяча девятьсот восемнадцатый спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека.
Мальчик из Дома на Набереженой
Слайд 4Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого
он был уверен, и в 1937, когда это случилось, и
позже. В 1938 была арестована и мать. Сын врага народа после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
Слайд 5Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им.
М. Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел после выхода
в свет романа Студенты (1950).
Весной 1952 уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю. Трифонова оказалась связанной с Туркменией.
Слайд 6В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра»,
в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает
образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В книге Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.
История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»).
Слайд 7Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать – тут скрыта
единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».
В 1966
-1969 написал ряд рассказов:
« Вера и Зойка», «В грибную осень» и др.
Слайд 8В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии,
работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил
в Литературный институт им. Горького.
Первая повесть «Студенты» – дипломная работа начинающего прозаика. Повесть напечатал журнал «Новый мир»
А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 автор получил за нее Сталинскую премию.
Слайд 9Литературный дебют
Сам писатель в дальнейшем относился к своей первой повести
холодно. Повесть несла в себе зачатки главных качеств трифоновской прозы
— достоверность жизни, постижение психологии человека через обыденное.
Слайд 10Принято считать, что основная тематика писателя – быт, затягивания бытом.
Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».
Слайд 11 В 1963 вышел роман «Утоление жажды», материалы
для которого он собирал в Средней Азии на строительстве Большого
Туркменского канала. Но самого автора этот роман не удовлетворил до конца.
Слайд 12 «Московские повести»
В 1969 появилась первая повесть этого цикла «Обмен»,
в который вошли также «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971)
и «Другая жизнь» (1975). Стало понятно, что писатель Трифонов вышел на новый уровень
Слайд 13«Московские повести»
В этих повестях
рассказывалось о любви и семейных отношениях, вполне тривиальных, но вместе
с тем очень характерных, обнаженно узнаваемых. Однако читатель узнавал не только свою жизнь с ее общечеловеческими радостями и трагедиями, но и остро ощущал свое время и свое место в этом времени. В фокусе художественных исканий Трифонова постоянно вставала проблема нравственного выбора, который человек вынужден делать даже в самых простых житейских ситуациях.
Слайд 14«Московские повести»
В период сгущавшейся густоты брежневского безвременья писатель сумел
показать, как задыхается в этой ядовитой атмосфере умный, талантливый человек
(герой повести «Другая жизнь» историк Сергей Троицкий), не желающий поступаться собственной порядочностью. Официальная критика обвинилa автора в мелкотемье, в отсутствии позитивного начала и вообще в том, что проза Трифонова стоит «на обочине жизни», вдали от великих свершений и борьбы за идеалы светлого будущего.
Слайд 15 Обитатели Дома на Набережной
В 1976 в журнале «Дружба народов»
была опубликована повесть Трифонова «Дом на Набережной», одно из самых
заметных острых произведений 1970-х гг. В повести был дан глубочайший психологический анализ природы страха, природы деградации людей под гнетом тоталитарной системы.
Слайд 16 Обитатели Дома на Набережной
«Времена были такие, пусть с
временами и не здоровается», — думает Вадим Глебов, один из
«антигероев» повести. Оправдание временем и обстоятельствами характерно для многих трифоновских персонажей. Трифонов подчеркивает, что Глебовым двигают мотивы, столь личностные, сколь и несущие на себе печать эпохи: жажда власти, верховенства, что связано с обладанием материальными благами, зависть, страх и т. п.
Слайд 17 Обитатели Дома на Набережной
Причины его предательства и нравственного
падения автор видит не только в опасении, что может прерваться
его карьера, но и в страхе, в который была погружена вся страна, замордованная сталинским террором.
Слайд 18 Огненная лава
Несмотря на то, что в течение трех лет
«Дом на Набережной» не включался ни в один из книжных
сборников, Трифонов продолжал «раздвигать рамки» (его собственное выражение). Он работал над романом «Старик», который был давно задуман, романом о кровавых событиях на Дону в 1918.
С. Баруздин
Слайд 19 Огненная лава
«Старик» появился в 1978 в журнале «Дружба
народов» и появился благодаря исключительным знакомствам и лукавству главного редактора
журнала С. А. Баруздина.
С. Баруздин
Слайд 20Огненная лава
Главный герой романа Павел Евграфович Летунов держит ответ перед
собственной совестью. За его плечами — «громадные годы», трагические события,
величайшие напряжение революционных и послереволюционных лет, огненный поток исторической лавы, сметавшей все на своем пути.
Слайд 21Огненная лава
Растревоженная память возвращает Летунова к пережитому. Он снова решает
вопрос, который не дает ему покоя много лет: был ли
действительно изменником комкор Мигулин. Летунова мучает тайное чувство вины.
Слайд 22Огненная лава
Он когда-то ответил на вопрос следователя, что допускает участие
Мигулина в контрреволюционном мятеже и и тем самым повлиял на
его судьбу.
Слайд 23 Последние вещи
Самый глубокий, самый исповедальный роман Трифонова «Время и
место», в котором история страны постигалась через судьбы писателей, был
отвергнут редакцией и при жизни напечатан не был. Он появился уже после смерти писателя в 1982 с очень существенными цензурными изъятиями.
Слайд 24 Последние вещи
Роман был отвергнут «Новым миром» и цикл рассказов
«Опрокинутый дом», в котором Трифонов с нескрываемым прощальным трагизмом рассказывал
о своей жизни (повесть также увидела свет после смерти ее автора, в 1982).
Слайд 25 Последние вещи
Трифоновская проза обрела в последних вещах новое качество,
большую художественную концентрацию и в то же время стилевую свободу.
«Время и место» сам писатель определил как «роман самосознания».
Слайд 26 Последние вещи
Герой, писатель Антипов, испытывается на нравственную стойкость всей
своей жизнью, в которой угадывается нить судьбы, выбранной им самим
в разные эпохи, в различных сложных жизненных ситуациях. Писатель стремился собрать воедино времена, свидетелем которых был сам: конец 1930-х,
война, послевоенное время, оттепель, современность.
Слайд 27 Творчество и личность Трифонова занимают особое место не только в
русской литературе 20 века, но и в общественной жизни. И
это место остается пока незанятым. Трифонов, помогая осмыслить время, протекающее сквозь всех нас, был личностью, которая заставила оглянуться на себя, кого-то лишая душевного комфорта, кому-то помогая жить.
Слайд 29Смысл заглавия повести «Обмен» (1969 г.)
Обмен — акт получения объекта
с передачей чего-либо взамен.
Слайд 30Экранизация повести «Обмен»
Литовская к/с, 1977 г.
Слайд 32 Проблематика повести
Ю. Трифонова «Обмен».
Сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева,
работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток
– за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене.
Слайд 33Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса,
завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и
составляют содержание небольшой повести.
– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно сказать, что это и метафора, которую использует автор.
Слайд 34Характеристика главных героев повести
Слайд 35Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.
Виктор Георгиевич
Дмитриев
Слайд 36И вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается».
Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция раскрываются в диалоге
Ксении Федоровны с сыном об обмене:
«Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой…
– Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
– В чем смысл этих слов?
Слайд 37Оценку Виктору Георгиевичу Дмитриеву мы узнаем от матери и от
деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
В
праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными.
Слайд 38Оценка Виктора дедом
«Дед сказал: «Мы с Ксеней ожидали, что
из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло.
Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
Слайд 40Лене в праве называться личностью отказано автором: «…она вгрызалась в
свои желания, как бульдог.
Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала
до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон*
миловидная женщина-бульдог
подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Слайд 41 «И никому, кроме Лены, было бы не под
силу. Ибо она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая
миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть. Великое свойство! Прекрасное, изумительное, решающее для жизни. Свойство настоящих мужчин.»
Слайд 42Желания Лены
Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условия
Дмитриев станет
кандидатом
Отношения с семьей Дмитриевых нормализуются
Слайд 43Отношения Лены с мужем Виктором
1. Снисходительность
2. Непоколебимость в решениях
3. Чувство
«собственности»
4. Властность
Слайд 44Отношения Лены со свекровью
Неприязнь
Непонимание
Вражда
Раздражение
Презрение
Слайд 45Мнение психолога
«Лена – это человек,
с большим комплексом неполноценности. Она всегда пыталась делать то, что,
по ее мнению, делает ее лучше. Вскоре это чувство дистрофировалось, и на его месте сложился характер Лены.
Цинизм, эгоизм, скупердяйство, ненормальная целеустремленность – все это стало «защитой» от окружающего мира. Ей присуща жалость к себе: любить и охранять то, что относится только к ней бедной, к ее семье, к ее проблемам. Эти же качества привили ей новое свойство: приспособляемость» .
Афанасьева И.А.
Слайд 46Как вы понимаете данную цитату?
Сестра сказала как-то: «Витька,
как же ты олукьянился!»
Слайд 47А что можно сказать о матери героя?
«Ксению Федоровну любят друзья,
уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче,
потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
Слайд 48Смысл названия повести
Ксения Федоровна смотрела на него спокойно,
закрыла глаза. Было похоже, что она засыпает. Потом сказала:
— Ты
уже обменялся, Витя. Обмен произошел…
Слайд 49Да, Трифонов явно определил свою позицию. «…за внешней простотой изложения,
спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, –
трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
Слайд 50Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация
семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства
в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье.
Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.