Слайд 1Речь. Типы речи.
Урок для учащихся 5 – 6 классов
Слайд 2КАКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ?
* ПОВЕСТВОВАНИЕ
* ОПИСАНИЕ
* РАССУЖДЕНИЕ
Слайд 3Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в
определенной последовательности.
( что произошло? )
Слайд 4Рассуждение -
умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической
последовательности,
тип речи, который обычно состоит из трех
частей:
тезис (то, что нужно доказать);
доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения);
вывод. Почему?
Слайд 5Описание -
это такой тип речи, в котором описываются предметы,
явления, животные, люди и т.п.
(какой? какая? какое? какие?)
Слайд 6Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на
передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
( В. Осеева.)
Слайд 7
Матрешка в шали пышного алого цвета
стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и
блестела, как стеклянная.
В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
К. Паустовский.
Слайд 8В чём заключается счастье?
Человек, любящий и умеющий
читать, - счастливый человек.
Он окружен множеством умных,
добрых друзей. Друзья это – книги.
Слайд 9Задание: определите тип речи данных текстов.
1. На столе лежало яблоко.
Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с
другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.
2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.
3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.
4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.
Слайд 10Развитие речи
Задание: опишите предмет (по выбору).
Работаем в черновиках! ☺
Слайд 11
Домашняя работа.
Повторить и запомнить все правила в ТО.
Написать сочинение по
одной из иллюстраций (слайд №13)