Слайд 2ЯЗЫК -
Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем
информацию.
Слайд 3Языкознание (языковедение, лингвистика) -
это наука о языке, его природе, структуре,
развитии.
Слайд 5Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык
необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью
каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем.
Энциклопедия
Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.
Слайд 6На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
На 40
наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
Больше всего людей
говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.
Слайд 7
Речь – это способность говорить,
выражать, передавать
что-либо словами.
А что такое речь?
Слайд 8
Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все
людское познание.
Речь – это язык в действии, язык в работе.
Слайд 9Речь
устная (звуковая)
письменная
Появилась миллион лет тому назад
Возникла значительно позже
Есть у всех
народов
Не у всех народов есть
Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности
Чаще
пользуемся звучащей речью
Слайд 10
Ученым известно свыше
30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один
ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.
Почему?
Слайд 11 ПОНЯТНАЯ
Пичрина сгео феонемна, как
вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву
по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом.
Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы.
А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Слайд 12 Язык, речь – это чудо из чудес,
которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок
российских лингвистов.
Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах.
Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем .
Слайд 13Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо
По данным выше ключевым
словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?
Слайд 14ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Столяр гулял в густом лесу
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он
сказал:
– Как много тут столов!
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть
минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много зайцев тут!
Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
– Как хорошо в лесу!
Слайд 15Текст
предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности.
Тема
текста –
то, о чём (или о ком) говорится в тексте.
Главная
мысль текста (идея) –
то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.
Слайд 16 Это в болотах и вязких трясинах рождается
Волга. Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса
есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.
Это текст? Почему вы так считаете?
Проверь себя!
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь.
Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Слайд 18Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.
Умело и с
наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его
глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою.
Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык?
Л. Успенский
Определите тему и идею текста.
Слайд 19Признаки текста
единая тема;
предложения связаны основной мыслью (идеей);
предложения связаны по смыслу;
предложения
расположены в логической последовательности (можно составить план);
относительная завершенность.
Слайд 20Типы речи
Повествование –
последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?)
Описание
–
словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?)
Рассуждение –
такой текст, в
котором доказывается, объясняется определённая мысль (почему?)
Слайд 21Определите тему, идею, тип текста.
Утром я просыпался от жаркого солнца,
бившего в белые стены. Красные и желтые мальвы покачивались за
открытым окном. Вместе с ним заглядывал в комнату цв..ток настурции; в нем сидела м…хнатая пчела. Я замерев, следил, как она с..рдито пятит(?)ся и выбирает(?)ся из тесного цв…тка. По потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны - отражения реки. Река шумела тут же, рядом.
Слайд 22Определите тему, идею, тип текста.
(1) Целый день
ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами
снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
(2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!