Слайд 1Русский язык и культура речи
введение
Слайд 2Основные понятия
Язык – система единиц и правила их применения
Язык — сложная
знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и
типовое звучание (написание)
Слайд 3Единицы языка и разделы лингвистики
Фонема фонетика
Морфема
морфемика, словообразование
Лексема /ФЕ лексикология, фразеология
Форма слова как
ЧР морфология
Сл/сочетание и предложение синтаксис
Текст лингвистика (стилистика ) текста
Слайд 4Литературный язык – основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей
или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации
Литературный
язык предполагает:
наличие как письменной, так и устной речи;
наличие форм общего государственного общения;
обработанность;
нормированность;
стабильность (устойчивость);
обязательность для всех носителей;
стилистическую дифференцированность;
полифункциональность.
Слайд 5Русский национальный язык и его подсистемы
Слайд 6Функции языка
Коммуникативная – функция общения, передачи информации.
Когнитивная (познавательная, гносеологическая) –
функция оформления мысли.
Эмотивная (эмоциональная) – функция выражения чувств и
эмоций.
Метаязыковая – функция исследования и описания языка в терминах самого языка (грамматики, словари, уроки и лекции по языкознанию).
Контактоустанавливающая (фатическая) – функция установления контакта.
Волюнтативная – функция воздействия на окружающих с целью регуляции их поведения.
Аккумулятивная – функция накопления информации, хранения и передачи национального самосознания, традиций, культуры, истории народа.
Эстетическая (поэтическая) – функция воздействия на слушающего или читающего с целью вызвать у него сопереживание, сочувствие.
Слайд 11Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на
основе определённых правил.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих
тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Слайд 13 Определение культуры речи, задачи
«Культура речи – это такой набор
и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения
при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е. Н. Ширяев )
Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка:
1) правильность речи
2) речевое мастерство
Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка, степень соответствия речи литературным нормам (ортология) .
Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание
Слайд 14КР – совокупность и система ее коммуникативных качеств.
«Коммуникативные качества речи
– это объективно существующие свойства, признаки речи, определяющие степень ее
коммуникативного совершенства» (Б. Н. Головин)
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
функциональные
логичность
уместность
выразительность
ясность
точность
структурные
правильность
чистота
богатство
Слайд 15Правильность – общее, универсальное свойство речи. Правильной называется такая речь,
в которой соблюдаются все нормы литературного языка
орфоэпическая норма определяет правила
произношения слов;
грамматическая норма определяет правила образования слов и форм слов; употребление частей речи и их форм; построения синтаксических конструкций;
лексическая норма (норма словоупотребления) определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и правила сочетания слов в речи;
стилистическая норма определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения;
орфографическая норма определяет правила написания слов;
пунктуационная норма определяет правила постановки знаков препинания.
Слайд 16Теоретические аспекты изучения культуры речи предполагают
Рассмотрение природы языка в его
функциях, структуры национального языка в совокупности его подсистем;
исследование трех
аспектов культуры речи: нормативного, коммуникативного, этического.
Слайд 17Аспекты (направления, задачи) культуры речи
Нормативный аспект подразумевает анализ понятия нормы
и ее видов («правильно – неправильно»).
Коммуникативный аспект охватывает область
знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения: в сфере науки, профессиональной деятельности, художественного творчества, общественной жизни, бытового общения. В коммуникативном аспекте рассматриваются вопросы о качествах хорошей речи и о процессах общения в современном социуме («уместно – неуместно», «выразительно – невыразительно»).
Этический аспект предполагает знание типичных ситуаций общения и этикетных средств языка, используемых в данных ситуациях («принято – непринято», «пристойно – непристойно»).
Слайд 18Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций языковой системы,
отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации
Виды норм (уровневый подход):
акцентологические
— предусматривают правильную постановку ударения;
орфоэпические — описывают правильное произношение слов;
лексические — обеспечивают правильность выбора слов;
словообразовательные нормы — нормы образования и употребления производных слов;
морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи;
синтаксические — регламентируют правильное построение грамматических конструкций (словосочетаний и предложений);
орфографические — закрепляют единообразие передачи речи на письме;
Слайд 19 Классификация языковых норм
К нормам, общим для устной и письменной речи,
относятся:
лексические нормы;
грамматические нормы;
стилистические нормы.
Нормами письменной речи являются:
нормы
орфографии;
нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
нормы произношения;
нормы ударения (акцентологические);
интонационные нормы.
Слайд 21Вариативность норм русского языка
старшая/младшая: до[жж`]и/ дож [д`]и
диахроническая : этот- сей,
шея – выя
территориальная: бякать - говорить или читать вяло, невнятно, мямлить; задирка -
спинка у кофты
императивная: алфавИт (не алфАвит), прИнял (не принЯл), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего)
диспозитивная: будни[ш]ний и будни[ч']ный, чаю и чая, каплет и капает, жду письмо и жду письма
профессиональная: дОбыча - добЫча, компАс - кОмпас
Слайд 22Признаки литературной нормы
Относительная устойчивость, длительность употребления
Общеупотребительность, распространенность
Обязательность, кодифицированность
Соответствие языковой системе
и речевому обычаю
Норма – это традиционные, образцовые, принятые в
общественно-речевой практике образованных людей правила употребления языковых средств.