Слайд 1МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (шаблон)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Внутренние факторы (тип личности, мотивация)
Внешние факторы
(культура, субкультура, соц.положение, референтные группы и лидеры мнений, семья)
Слайд 2Описание стиуации.
Ситуация 1.
Женщина намеревается приобрести набор ювелирных изделий
Ознакомительная характеристика потребителя:
пол,
место
проживания,
возраст,
образование,
семейное положение,
наличие детей, их возраст,
вид деятельности,
совокупный доход.
Слайд 3
Характеристика потребителя:
Тип личности:
1. Характер - по 4 системам
(отношение
к себе,
отношение к другим людям,
свойства по приобретению вещей:
суперноваторы, новаторы, обычные потребители, консерваторы, суперконсерваторы, приверженцы марки,
отношение к делу)
2. Темперамент
3. Тип отношения к окружению
4. Тип восприятия информации
5. Тип по принятию решения
6. Воздействие на память (зрительно, аудиально, кинестетически)
Слайд 47. По критерию самопонятия личности (совпадение реального представления о себе
с идеальным, возможно – с осознанием принадлежности к определенной референтной
группе).
Мотивация
по А. Маслоу – потребности какого уровня удовлетворяются покупкой,
по Ф. Герцбергу – определить гигиенические факторы и мотивации,
по К. Альдерферу (соотносится с А.Маслоу),
по Д. МакКлеланду (достижения, соучастия, властвования)
по В. Вруму (теория ожиданий),
по С. Адамсу (теория справедливости).
Слайд 5Культура, субкультура
анализ принадлежности потребителя к определенной культуре (светской/религиозной), следование нормам
и ценностям определенного общества (европейского, азиатского, американского)
Выделение субкультуры – по
социальному положению, по географическому признаку, м.б. - по стадиям ЖЦС.
Слайд 6Социальное положение
Определить и обосновать принадлежность к определенному социальному слою (образование,
доход, род занятий – и отношение к власти/властным полномочиям, и
престижность)
Референтные группы
- Выделить группы как нормативного, так и информативного влияния
- Определить виды этих групп (первичные/вторичные,
открытые/закрытые,
формальные/неформальные)
Слайд 7Лидеры мнений
Дать рекомендации по использованию лидеров мнений (лидеров-харизматиков, лидеров-прагматиков)
Семья
Вид
семьи (нуклеарная: полная, неполная, или домохозяйство)
Роли (инициатор, влиятель, принимающий решение,
покупатель, пользователь)
Стадия ЖЦС
Дети: стадия социализации, роль (если формально-операциональная стадия)
Как будет приниматься решение (автономно, синкретично, доминирует влияние жены/мужа)
Слайд 8
Краткое подведение итогов по факторам, влияющим на потребителя.
Например:
В целом,
на потребителя оказывают влияние
социальное положение (покупка – в пределах
30-60 тыс. рублей);
принадлежность к референтной группе;
личностные характеристики;
культурные особенности;
распределение ролей в семье.
Слайд 9Процесс принятия решения.
1 стадия.
- Осознание потребности в товаре –
инициировано внешним или внутренним раздражителем.
- Определить тип проблемы (простая, ограниченная,
расширенная)
2 стадия.
Поиск информации (внутренний, внешний)
Определить источники внешней информации
Охарактеризовать направленность информационного поиска (каким характеристикам продукта уделяется большее внимание) и интенсивность (продолжительность поиска во времени)
Слайд 103 стадия.
Определить оценочные критерии, важные для потребителя (страна-изготовитель, цена,
качество, источник покупки или др.)
Проанализировать факторы, влияющие на окончательное решение
(отношение других людей или непредвиденные факторы обстановки)
Определить правило решения
Слайд 114 стадия.
Определить тип покупки (специфическая запланированная, запланированная в целом,
заменитель, импульсивная, внутримагазинное решение)
Выбор источника покупки (марка, магазин или
одновременно)
Определить мотивы шоппинга (личные, социальные, их виды)
Определить тип шоппера (неактивный, активный, сервисный, традицинный, шоппер цены)
Охарактеризовать риск покупки (экономический, социальный), выделить факторы снижения рисков
Например, для снижения соц.риска – лидер-харизматик. Для снижения экономического риска - использовать выкладку низкорискованных товаров в точке покупки (футляры, упаковки, подставки, шкатулки и др.)
Слайд 12Дать характеристику источника покупки
(все элементы имиджа, реклама, месторасположение, размер
– выделяя аспекты, важные для потребителя)
Внутримагазинные факторы
(экспозиция в точке
покупки, снижение цен, планировка, атмосфера, торговый персонал, ситуация отсутствия товара)
В итоге по 4 стадии – определить вероятные источники покупки.
Слайд 135 стадия.
Проанализировать возникновение и силу послепокупочного диссонанса
Определить вариант
использования и его вид
Определить характер потребления и виды (для
обрядового)
Проанализировать послепокупочную оценку (уровень ожиданий, уровень функционирования, степень удовлетворенности, варианты действий)
Дать прогноз дополнительных маркетинговых действий для формирования приверженного покупателя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!