Разделы презентаций


Рыночная концентрация и монопольная власть

Содержание

Показатели концентрации продавцов на рынке Концентрация продавцов на рынке отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли.Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации.При одинаковом числе фирм на рынке чем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления и

природопользования
Сибирского федерального университета

РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬПочекутова Е.Н., Институт экономики, управления и природопользованияСибирского федерального университета

Слайд 2Показатели концентрации продавцов на рынке
Концентрация продавцов на рынке отражает

относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли.

Чем меньше число

фирм, тем выше уровень концентрации.

При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.


Показатели концентрации продавцов на рынке Концентрация продавцов на рынке отражает относительную величину и количество фирм, действующих в

Слайд 3Показатели концентрации продавцов на рынке
Уровень концентрации влияет на поведение

фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей

степени фирмы зависят друг от друга.

Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.

Чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будут рынок.

Показатели концентрации продавцов на рынке Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации,

Слайд 4Определение рынка
Определение рынка связано с целью исследования.
Идентификация рынка зависит от

широты или узости задания его границ.
Границы рынка:
продуктовые границы, отражающие способность

товаров заменять друг друга в потреблении;
временные границы, отражающие временной период использования товара, жизненный цикл товара, и, как следствие, период существования фирмы на рынке;
локальные границы, зависящие от остроты конкурентной борьбы на национальном и мировом рынке, и от высоты барьеров проникновения на региональный/национальный рынок фирм-новичков.

Неприемлемо отождествление отрасли и рынка.
Определение рынкаОпределение рынка связано с целью исследования.Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ.Границы рынка:продуктовые

Слайд 5Продуктовые границы рынка (ФАС РФ)
Процедура выявления товара, не имеющего заменителя,

или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том

же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:
предварительное определение товара;
выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
определение взаимозаменяемых товаров.
Продуктовые границы рынка (ФАС РФ)Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на

Слайд 6Географические границы рынка (ФАС РФ)
Процедура определения границ территории, на которой

покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и

не имеет такой возможности за ее пределами (далее – определение географических границ товарного рынка) включает:
предварительное определение географических границ товарного рынка;
выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Географические границы рынка (ФАС РФ)Процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность

Слайд 7Показатели определения границ рынка
перекрестная ценовая эластичность спроса;
изменение выручки при изменении

цены;
корреляция цен во времени;
географическая ограниченность рынка.

Определения показателя размера фирмы
доля

продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Показатели определения границ рынкаперекрестная ценовая эластичность спроса;изменение выручки при изменении цены;корреляция цен во времени;географическая ограниченность рынка. Определения

Слайд 8Показатели определения размера фирмы (товарной массы) (ФАС РФ)
объем продаж (поставок);
объем

поставок (отгрузок);
объем выручки;
объем перевозок;
объем производства;
объем производственных мощностей;
объем запасов ресурсов;
объем товара

в соответствии с заключенными договорами.
Показатели определения размера фирмы (товарной массы) (ФАС РФ)объем продаж (поставок);объем поставок (отгрузок);объем выручки;объем перевозок;объем производства;объем производственных мощностей;объем

Слайд 9Определение уровня концентрации товарного рынка
Коэффициент рыночной концентрации (CRn)
Индекс рыночной концентрации

Херфиндаля-Хиршмана (HHI)
Индекс энтропии (Е)
Индекс Джини (G)

Определение уровня концентрации товарного рынкаКоэффициент рыночной концентрации (CRn)Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI)Индекс энтропии (Е)Индекс Джини (G)

Слайд 10Коэффициент рыночной концентрации (CRn)
сумма долей на товарном рынке (выраженных в

процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном

рынке:


где Di – выраженная в процентах доля i-гo крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Коэффициент рыночной концентрации (CRn)сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов,

Слайд 11Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI)
сумма квадратов долей на товарном рынке

(выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:


где

Di – выраженная в процентах доля i-гo крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;
N – хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI)сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих

Слайд 12Уровень концентрации товарного рынка (ФАС РФ)
При количестве действующих на рынке

хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используются

коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR3), и индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
В случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR3.
Уровень концентрации товарного рынка (ФАС РФ)При количестве действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния

Слайд 13Уровень концентрации товарного рынка (ФАС РФ)
В соответствии с различными значениями

коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана выделяются следующие

уровни концентрации товарного рынка:

высокий – при 70% - CR3 - 100% или 2000 - ННI - 10000;
умеренный – при 45% - CR3 < 70% или 1000 - ННI < 2000;
низкий – при CR3 < 45% или ННI < 1000.
Уровень концентрации товарного рынка (ФАС РФ)В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации

Слайд 14Индекс энтропии
Показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по

натуральному логарифму обратной ей величины:





где Di – доля i-го хозяйствующего

субъекта.
Индекс энтропииПоказывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:где Di –

Слайд 15Индекс Джини
Показывает неравенство распределения рынка:



где Di – доля рынка i-го

хозяйствующего субъекта;
cumDi – кумулятивная доля рынка;
- доля фирмы в общем

количестве фирм.
Индекс ДжиниПоказывает неравенство распределения рынка:где Di – доля рынка i-го хозяйствующего субъекта;cumDi – кумулятивная доля рынка;	- доля

Слайд 16Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Барьеры входа

на рынок – факторы объективного или субъективного характера, из-за которых

новым фирмам трудно или невозможно начать свое дело в выбранной отрасли.

Нестратегические барьеры входа:
положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
вертикальная интеграция;
диверсификация деятельности фирмы;
дифференциация продукта;
эластичность и темпы роста спроса;
иностранная конкуренция.

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка Барьеры входа на рынок – факторы объективного или субъективного

Слайд 17Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
Минимально эффективный выпуск

(МЭВ) – объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба

сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

Количество фирм, действующих в отрасли состоянии долгосрочного равновесия:



Высоту барьера характеризует разница издержек крупных и мелких фирм.
Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпускМинимально эффективный выпуск (МЭВ) – объем выпуска, при котором положительная

Слайд 18Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма является собственником либо ранних

стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних

стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).

Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, дополнительные конкурентные преимущества для ведения ценовой конкуренции.

Вертикальная интеграция ограничивает доступ на рынок.

Вертикальная интеграция обязывает фирму-новичка привлекать дополнительные финансовые ресурсы.
Вертикальная интеграцияВертикальная интеграция предполагает, что фирма является собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция

Слайд 19Диверсификация деятельности фирмы
Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми

рынками.

, i=1, 2,…n – продукты, производимые и продаваемые фирмой;
Pi –

доля от реализации i-го продукта в общем выпуске фирмы.

Диверсифицированная фирма обладает большим размерами, чем недиверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска, что затрудняет вход в отрасль фирмам-новичкам.

Диверсификация используется как метод проникновения на новый рынок, что снижает риск банкротства.
Диверсификация деятельности фирмыДиверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками.				, i=1, 2,…n – продукты, 						производимые и

Слайд 20Дифференциация продукта
Дифференциация означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же

потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками.

Дифференциация позволяет

создать приверженность торговой марке. МЭВ возрастает в результате роста издержек на рекламу.

Репутация фирмы может рассматриваться как бартер входа.
Фирмам-новичкам необходимы дополнительные расходы на рекламу для создания репутации.
Дифференциация продуктаДифференциация означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же

Слайд 21Эластичность и темпы роста спроса
Уровень концентрации находится в обратной зависимости

от темпов роста рынка.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цен на

предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкренцией.
Эластичность и темпы роста спросаУровень концентрации находится в обратной зависимости от темпов роста рынка.Ценовая эластичность спроса ограничивает

Слайд 22Иностранная конкуренция
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная

конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли, монопольной

власти экономических агентов и степень несовершенства рынка.

Высота барьеров – ставки импортной пошлины, обменный курс национальной валюты.

Иностранная конкуренцияВ условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации

Слайд 23Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Институциональные барьеры

входа на рынок:
система лицензирования;
контроль над ценами;
контроль над уровнем доходности фирм.

Институциональные

барьеры выхода с рынка – затраты, связанные с процедурой банкротства.




Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынкаИнституциональные барьеры входа на рынок:система лицензирования;контроль над ценами;контроль над

Слайд 24Показатели монопольной власти
Соотношение между ценами и предельными издержками для разных

типов рынка:





Показатели монопольной властиСоотношение между ценами и предельными издержками для разных типов рынка:

Слайд 25Показатели монопольной власти
Норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна).
Индекс Лернера.
Коэффициент Тобина (q

Тобина).




Показатели монопольной властиНорма экономической прибыли (коэффициент Бэйна).Индекс Лернера.Коэффициент Тобина (q Тобина).

Слайд 26Коэффициент Бэйна



Коэффициент Бэйна

Слайд 27Индекс Лернера



Индекс Лернера

Слайд 28Индекс Лернера



Индекс Лернера с учетом согласованной ценовой политики

- для фирмы;


-

для отрасли.

Индекс ЛернераИндекс Лернера с учетом согласованной ценовой политики						- для фирмы;						- для отрасли.

Слайд 29Коэффициент Тобина




Коэффициент Тобина

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика