Разделы презентаций


Рыночные отношения: сущность, функции, структура

Содержание

План Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные элементы рыночных связей и отношений.Структура рынка, виды рынков и их классификация.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2.
Рыночные отношения: сущность, функции, структура

Тема 2.Рыночные отношения: сущность, функции, структура

Слайд 2План
Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Элементы,

функции и роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные

элементы рыночных связей и отношений.
Структура рынка, виды рынков и их классификация.
Инфраструктура рынка.
Конкуренция как модель рынка. Свободная, или совершенная конкуренция. Монополия. Антимонопольное законодательство. Олигополия. Монополистическая конкуренция
План Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве.

Слайд 3Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

и услуг.
Он охватывает всю совокупность отношений производителей и потребителей, формируемых

прежде всего через отношения обмена, включая принимаемые ими решения, а значит, уровни объёма, цен и методы конкурентной борьбы.
Рынок –  это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ и услуг.Он охватывает всю совокупность отношений

Слайд 4Рынок
Есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства,

обусловленный:
Общественным разделением труда
Обособлением субъектов хозяйствования
Появлению товарно-денежных отношений.

Рынок  Есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный:Общественным разделением трудаОбособлением субъектов хозяйствованияПоявлению товарно-денежных отношений.

Слайд 5Рынок выполняет функции:
во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства,

т.е. решаются проблемы ЧТО производить, КАК производить и ДЛЯ КОГО

производить.
во-вторых, через рынок устанавливается связь производителей и потребителей, каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом.
в-третьих, через рынок происходит учёт затрат на производство продукции; рынок определяет не только то, что нужно производить, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию.
в-четвёртых, важнейшей функцией рынка является установление цены; если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, и производство и предложение данного товара.
в-пятых, рынок дифференцирует производителей; в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены.
Рынок выполняет функции:  во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы ЧТО производить, КАК

Слайд 6К положительным чертам рынка относятся:
Гибкость и высокая приспособляемость рынка к

меняющимся условиям;
Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек

производства и повышения прибыльности;
Независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;
Способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

К положительным чертам рынка относятся:Гибкость и высокая приспособляемость рынка к меняющимся условиям; Оперативное использование новых технологий с

Слайд 7Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы общества:
Рынок не

гарантирует прав на труд и доход, более того: рыночная система

воспроизводит существенное неравенство;
Рынок не создаёт стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение).
Рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, у кого есть деньги.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы общества:Рынок не гарантирует прав на труд и доход, более

Слайд 8Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного

или нескольких лиц, которая:
Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;


Самостоятельно принимает решения;
Является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать своё имущество, капитал, рабочую силу;
Стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – это экономическая единица, которая:
Использует факторы производства для изготовления продукции с целью её продажи;
Стремиться к максимизации прибыли;
Самостоятельно принимает решения.
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: Обеспечивает производство и

Слайд 9Объектами рыночного хозяйства являются:
товары и услуги,
факторы производства, деньги,
ценные

бумаги,
субсидии,
социальные выплаты и т.п.

Объектами рыночного хозяйства являются:товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т.п.

Слайд 10Условия нормального функционирования рынка
Наличие развитых товарно-денежных отношений.
Законодательная база закрепляющая отношения

собственности
Существование конкурентной среды и законодательства, её обеспечивающего.

Условия нормального функционирования рынкаНаличие развитых товарно-денежных отношений.Законодательная база закрепляющая отношения собственностиСуществование конкурентной среды и законодательства, её обеспечивающего.

Слайд 11Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка.

Структуру можно классифицировать па разным критериям, важнейшими из которых являются

следующие.
По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
По географическому положению различают местный рынок, региональный, национальный, мировой.
По степени ограничения конкуренции называют: монополистический, олигополистический, свободный, монополистической конкуренции.
По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.д.
По характеру продаж: оптовый, розничный, мелко-оптовый.

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка.  Структуру можно классифицировать па разным критериям, важнейшими

Слайд 12Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм,

обеспечивающих функционирование рыночных отношений.
Принято изучать инфраструктуру трёх рынков:

товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами. предприятиями розничной и оптовой торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами внебиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки и страховые компании.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграций рабочей силы и т.д.
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений.  Принято изучать

Слайд 13Успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб,

без учреждений контроля и ревизии.
Реклама – это распространение информации о

товарах и услугах с целью увеличения спроса на них. Информация – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка.
Консалтинг – это управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах, предоставляются также юридические услуги.
Аудиторские компании – это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирм с целью оценить её возможности в сфере бизнеса.
Успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативных служб,  без учреждений контроля и ревизии.Реклама –

Слайд 14Механизм формирования цен – это процесс взаимодействия производителей и потребителей

товаров, предложения и спроса.
Цена представляет собой денежное

выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги.
Она уравновешивает и предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска.
Механизм формирования цен – это процесс взаимодействия производителей и потребителей товаров, предложения и спроса.   Цена

Слайд 15Механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки,

определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости.
Движение цен,

их повышение или снижение – это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важнейшие сведения, необходимые для людей в мире экономики.
Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов.

Механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли

Слайд 18Конкуренция это борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования,

за получение максимальной прибыли.
Конкуренцию можно рассматривать как элемент рыночного механизма,

обеспечивающий взаимодействие субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала.

Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Конкуренция это борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.Конкуренцию можно рассматривать как

Слайд 19В зависимости от применяемых действий различают: - конкуренцию ценовую - конкуренцию неценовую


В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:
конкуренцию открытую
конкуренцию

закрытую
В зависимости от применяемых действий различают:  - конкуренцию ценовую - конкуренцию неценовую В зависимости от степени

Слайд 20Конкуренция
Ценовая конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания

рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:  - прямую ценовую

конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;  - скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены. 
Неценовая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта).
Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям:
первое - совершенствование технической стороны товара
второе - улучшение приспосабливаемое товара к нуждам потребителя.
Конкуренция Ценовая конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.

Слайд 21Конкуренция
Внутриотраслевая - товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга,

это конкуренция между компаниями, производящими идентичную продукцию

Межотраслевая это конкуренция

между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. 

КонкуренцияВнутриотраслевая - товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга, это конкуренция между компаниями, производящими идентичную продукцию

Слайд 22Чистая(совершенная) конкуренция
характеризуется наличием многочисленных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой гомогенного

продукта.
В этих условиях на рынке отсутствует продуктовая дифференциация, и

многочисленные продавцы и покупатели, действуя независимо, не могут воздействовать на формирование рыночных цен.
Чистая(совершенная) конкуренцияхарактеризуется наличием многочисленных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой гомогенного продукта. В этих условиях на рынке отсутствует

Слайд 23Совершенная конкуренция
характеризуется рядом черт:

Мобильностью ресурсов внутри рынка;
Свободными входом и выходом

на рынок;
Независимостью действий продавцов друг от друга;
Однородностью произведенной продукции;
Объемом реализуемой

продукции;
Доступностью и полнотой информации о ценах.
Совершенная конкуренцияхарактеризуется рядом черт:Мобильностью ресурсов внутри рынка;Свободными входом и выходом на рынок;Независимостью действий продавцов друг от друга;Однородностью

Слайд 24Монополия
Возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и

контролирует рынок данного товара.
Цель монополии: получение максимально возможного дохода посредством

контроля над ценой или объёмом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает сверхприбыль.
Монополия Возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.Цель монополии: получение максимально

Слайд 25Виды монополий:
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.      
Открытая

монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на

некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Виды монополий: Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.      Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма,

Слайд 26Монополизацию рынка принято рассчитывать несколькими способами.
Первый по
индексу Лернера:

IL = (P- MC)/ P,
чем

меньше IL тем меньше монополизация рынка;
Второй по
индексу Херфиндаля–Хиршмана:
IHH = S12 +S22 +S32 + …+ Sn2 ,
n – количество фирм, S - % доля рынка во власти у фирмы.
Монополизацию рынка принято рассчитывать несколькими способами.Первый по индексу Лернера:    IL = (P- MC)/ P,

Слайд 27Искусственные монополии. Под этим названием имеются в виду объединения предприятий,

создаваемые ради получения монополистических выгод.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли

промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятии, изготавливающих однородную продукцию; собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Искусственные монополии.  Под этим названием имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.Картель - союз

Слайд 28Неконкурентные рынки формируются в форме так называемых «естественных монополий».
Это относится

к рынкам редких и уникальных ресурсов, собственность которых монополизирована в

руках государства или частных владельцев.
Рынками естественных монополий выступают также такие отрасли, как коммунальное хозяйство, энергетические системы, отрасли связи и т.п., где конкуренция нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу « социальной целесообразности»
Неконкурентные рынки формируются в форме так называемых  «естественных монополий».Это относится к рынкам редких и уникальных ресурсов,

Слайд 29Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от

конкуренции).
К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
патентная система – удостоверяет

авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;
авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;
торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют

Слайд 30Монополии защищены целой системой экономических и правовых барьеров.
Экономический барьер –

положительный эффект от масштаба производства
Правовой – это целый ряд

причин, таких как уникальность ресурса, его стратегическая важность для государства.
Монополии защищены целой системой экономических и правовых барьеров.Экономический барьер – положительный эффект от масштаба производства Правовой –

Слайд 31Плюсы и минусы монополии
Положительными чертами монополии являются:
Выгодность применения услуг

монополиста в некоторых областях экономики
Большое количество средств для НТП.
Отрицательные черты:


Нерациональное использование ресурсов.
Возможное неравенство доходов.
Торможение НТП.
Плюсы и минусы монополииПоложительными чертами монополии являются: Выгодность применения услуг монополиста в некоторых областях экономикиБольшое количество средств

Слайд 32Монополистическая конкуренция
Эта рыночная ситуация сочетает в себе основные черты

монополии и чистой конкуренции:
большое количество продавцов и покупателей и
существенной

дифференциации продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такие как: качество продукта, упаковка, условия продажи, сервис, выгодное месторасположение.

Важной чертой ценовой монополистической конкуренции есть ценовая дискриминация при которой один и тот самый товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.
Монополистическая конкуренция Эта рыночная ситуация сочетает в себе основные черты монополии и чистой конкуренции: большое количество продавцов

Слайд 33Олигополия
тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют

производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой

преимущественно неценовую конкуренцию.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.
Олигополия тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и

Слайд 34Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика

определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о

ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Билатеральная монополия (двусторонняя) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
некооперативное и кооперативное.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика