Слайд 2Темы
4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
5 Постоянные
и переменные затраты
12 Роль государства в экономике
16 Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Слайд 3Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) имущественное расслоение товаропроизводителей
2) товарный дефицит
3) заинтересованность
в технических новинках
4) полная занятость трудоспособных
5) преодоление цикличности развития экономики
Слайд 4Виды рынков
По типу конкуренции
Слайд 5Признаки свободного рынка
Нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена и спрос
Неограниченное число участников,
доступ на рынок для любого производителя товаров
Конкуренция производителей
Мобильность материальных, финансовых,
трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров
Слайд 6Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
Конкурентная среда
Обеспечение подвижности ресурсов
Функционирование инфраструктуры
рынка
Наличие резервов роста экономики
Слайд 7Конкурентная среда
Свободное ценообразование
Многообразие форм собственности
Отсутствие монополизации
Действие законов, охраняющих права собственности,
безопасность, свободу…
Слайд 8Позитивные черты рынка
Способствует эффективному распределению ресурсов, направляет их в те
отрасли, где они больше необходимы
Стимулирует НТП
Направляет всю экономическую деятельность на
удовлетворение потребностей человека (производят то, в чем есть потребность)
Стихийно регулирует действия людей
Слайд 9Отрицательные черты рынка
Не гарантирует решения рядя социально-экономических проблем (безработица, инфляция,
защита окружающей среды…)
Приводит к социальному неравенству
Порождает тенденцию к монополизации
Не решает
проблему внешних эффектов
Способствует циклическому развитию (подъем-спад)
Не может решить региональные проблемы, связанные с неравномерностью распределения ресурсов.
Слайд 10Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех
экономических системах.
2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.
3) Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.
4) Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.
5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.
Слайд 11Главные элементы рыночного механизма
Спрос – количество товаров определенного вида, которое
покупатель готов купить по определенной цене
Предложение – количество товаров,
которое продавец готов предложить покупателям в конкретном месте и в конкретное время
Цена – денежное выражение стоимости
вложенные в производство затраты
Слайд 12Цена
Цена спроса:
максимальная цена, по которой покупатель может купить товар
Цена предложения:
минимальная
цена, по которой продавец может продать товар
Рыночная цена:
цена, при
которой объем спроса равен объему предложения
не должна опускаться ниже цены предложения
не должна подниматься выше цены спроса
Слайд 14Факторы спроса
Вкусы, мода
Доходы покупателей
Цены на другие товары (товары-заменители и товары,
потребляемые в комплекте)
Количество покупателей, сезонность
Ожидания покупателей
Слайд 15Факторы предложения
Цены на ресурсы
Изменение технологий
Налоги и субсидии
Количество продавцов, сезонность
Ожидания продавцов
Слайд 16На графике изображена ситуация на рынке морепродуктов. Линия предложения S1
переместилась в положение S2. Выберите факторы, которые могут вызвать такое
изменение и запишите цифры, под которыми они указаны
1) ростом доходов населения
2) ростом налогов
3) ростом цен на морепродукты
4) внедрением эффективных технологий
производства морепродуктов
5) выходом на рынок новых производителей
морепродуктов
6) ожидаемым ростом цен на морепродукты в связи с
природными катаклизмами
Слайд 17На графике изображена ситуация на рынке саженцев плодово-ягодных кустарников: спрос
населения на саженцы переместился из положения D в положение D1.
Выберите события, которые могли бы привести к такому изменению и запишите цифры, под которыми они указаны
1) рост числа агрофирм
2) рост цен на минеральные удобрения
3) наступление весны
4) снижение налогов
5) снижение цен на ягоды из-за выхода на рынок
новых продавцов
6) появление в прессе статей, разоблачающих
нарушения экологических и санитарных норм местными агрофирмами
Слайд 18Монополия
Фирма контролирует цену:
Цена высокая, объемы продаж маленькие
Слайд 19Монополия
Фирма контролирует цену:
Цена высокая, объемы продаж маленькие
Нет необходимости бороться за
клиента:
Низкое качество, плохой сервис…
Слайд 20Барьеры входа
Патенты
Лицензии
Собственность на отдельные виды ресурсов
Владение уникальными технологиями
Высокие первоначальные издержки
Нелегальные
барьеры
Слайд 21Антимонопольное законодательство
Первый антимонопольный закон был принят в 1889 году в
Канаде
В 1890 г. В США принят Акт Шермана
Слайд 22В России
Антимонопольный закон с 1995г
Сейчас «Закон о защите конкуренции» от
2006
Предприятия, имеющие долю рынка более 50%, признаются «доминирующими»
Слайд 23запрещается:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2)
изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение
цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
ка ценообразования.
Слайд 245) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от
заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности
производства или поставок соответствующего товара;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
Слайд 25Для контроля существует специальный орган – Федеральная Антимонопольная служба (ФАС)
Слайд 26Пример: Европейский союз против «Майкрософт»
Началось в 1993, решение принято в
2003
В результате:
Майкрософт выпустила офис без проигрывателя медиа-файлов
Обеспечила доступ к
кодам
Выплатила штраф 497 млн евро (в 2004)
Слайд 27Олигополия
Ценовые войны
Картель (сговор)
Неценовая конкуренция
Поддержка существующей ситуации (статуса кво)
Ценовое лидерство
Слайд 28Олигополия
Последствия:
-высокая цена
-низкое количество
-затраты ресурсов на неэффективные с т.з. общества в
целом направления (война с конкурентами, агрессивная реклама)
Слайд 29Монополистическая конкуренция
Конкуренция основана на дифференциации продукта
Отличия продукта:
Реальные
Мнимые
Большие ресурсы тратятся
на рекламу
Слайд 30Последствия монополистической конкуренции
+Более полное удовлетворение потребностей всех групп потребителей
+Гибкость
+Стимулы к
производству новых продуктов
-Неэффективность использования производственных мощностей (недопроизводство)
-Ресурсы отвлекаются на создание
«мнимых отличий» и рекламу
Слайд 31Выберите верные суждения о монополистической конкуренции и запишите цифры, под
которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) При монополистической конкуренции
вход и выход с рынка свободен.
2) При монополистической конкуренции продавцы реализуют взаимозаменяемые товары.
3) В условиях монополистической конкуренции решающее значение при выборе товаров имеют ценовые факторы.
4) Для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов на рынке.
5) Монополистическая конкуренция характерна для рынка полностью идентичных товаров.
Слайд 32В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите
из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) рынок средств производства
2) монополия
3) местный рынок
4) рынок услуг
5) олигополистический рынок
6) фондовый рынок
Слайд 33Издержки
Постоянные издержки – не зависят от объемов производства
Переменные издержки –
меняются в зависимости от объемов производства
Это деление существует только в
краткосрочном периоде!
Слайд 34Виды организации бизнеса
Малое предприятие
Товарищество
Корпорация
Слайд 35Организационно-правовые формы
- ИП (не является ю.л.)
Производственный кооператив
Слайд 36Организационно-правовые формы
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество
Товарищество на вере (командитное))
Слайд 37Организационно-правовые формы
Хозяйственные общества:
ООО (общество с ограниченной ответственностью)
ПАО (публичное акционерное
общество)
АО (непубличное акционерное общество)
Слайд 3828
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Монополизм и его
последствия». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать
эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 3928
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Издержки в деятельности
предприятий». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать
эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.