Слайд 1Тема :
Саморазвитие и самосовершенствование личности
План лекции:
Акмеологические основы самосовершенствования личности
Особенности воспитания,
ориентированные на успех
Пути, факторы и ограничения самоактуализации
Личность и творчество. Карьера
как способ самореализации
Слайд 2Литература
Березовин Н.А. и др. Основы психологии и педагогики. Мн.,
2004
Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. Мн., 2004
Основы психологии и
педагогики / под ред Н.А. Дубинко. Мн., 2006
Слайд 3Акмеологические основы самосовершенствования
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных
и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на
ступени его зрелости и особенно при достижении им высокого уровня в этом развитии.
«Акме» обосновывается как интегративная характеристика её зрелости (социальной, психологической, нравственной и т.д.)
Фундаментальными критериями «акме» выступают саморегуляция личности и творчество
«Акме» - это не только итог, но и процесс становления зрелости
Этот процесс открывает возможность становления личности в образовательных системах
Слайд 4Профессиональная акмеология и акмеология личности
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей
становления профессионализма личности на всех этапах её жизнедеятельности, акмеология личности
изучает закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.
Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. В процессе саморазвития человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать открытые отношения с окружающими, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всём её многообразии.
Слайд 5Отличительные признаки развитой личности
Способность и потребность брать на себя ответственность
за свои действия
Умение удовлетворять свои нужды, потребности, не причиняя ущерба
другим
Достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, которая служит объектом самовыражения
Энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности
Открытость переменам и новому жизненному опыту
Способность активно наслаждаться жизнью
Данные характеристики свойственны самоактуализирующейся личности
Слайд 6Самосовершенствование
Это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых
качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития
Источники
самосовершенствования находятся в социальном окружении, а движущие силы – внутри личности, в виде мотивов личностного развития. В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между Я-реальным и Я-идеальным.
Не всякая деятельность является деятельностью по самосовершенствованию: творческая - адаптивная.
Слайд 7Этапы процесса самосовершенствования
Самопознание
Самопобуждение (выбор идеала-образца)
Программирование профессионального и личностного роста
Самореализация
Слайд 8Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех
Два вида мотивации: мотивация
достижения успеха и мотивация избегания неудачи
М. Селигман: «феномен обученной
беспомощности»: животные долгое время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются тщетности своих усилий → три вида дефицита ( мотивации, когнитивный, эмоциональный)
Причины обученной беспомощности у людей – стигматизация и чувство утраты контроля над своей жизнью.
Феномен обученной беспомощности ведёт к формированию низкой самооценки, неспособности преодолевать жизненные трудности, к утрате мотивации достижения
Слайд 9Пути самоактуализации (А.Маслоу)
Живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и
погружённостью
Жизнь - процесс постоянного выбора
Необходимо наличие Я, которое может актуализироваться:
слушать самих себя!
Нужно стараться быть честным и брать на себя ответственность
Нужно понять, что является твоим предназначением
Самоактуализация – это не конечное состояние, но процесс актуализации своих возможностей; это труд ради того, чтобы хорошо сделать то, что человек хочет сделать
Высшие (пиковые) переживания
Следует разоблачить собственные психопатологии, выявить психологические защиты и найти смелость их преодолеть
Слайд 10Факторы и ограничения самоактуализации
Самоактуализации способствует сила Я, которая проявляется в
способности сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.
Основывается на «четырёх китах» (П. Вайнцвайг): 1)потребности преодолевать трудности, 2) самоконтроле (храбрости, сострадании, терпении), 3) гармонизации отношений личности с миром и самой собой, 4)способности к идеализации окружающей среды и общества
Ограничения на пути самоактуализации:
Влияние семьи
Собственная инерция
Недостаток поддержки
Неадекватная обратная связь и враждебность других.
Слайд 11Личный план работы по самосовершенствованию
Выявление собственных ограничений
Оценка и обсуждение их
с другими
Преодоление препятствий в работе по саморазвитию
Приобретение новых умений
Анализ своего
продвижения вперёд
Вернуться к первому этапу.
Слайд 12Личность и творчество
Творчество – это деятельность, порождающее нечто качественно новое,
никогда ранее не существовавшее. Связано со способностью человека нестандартно мыслить.
Фазы
творчества: подготовка, созревание идеи, озарение, проверка идеи на практике.
Мотивация творчества: внутренняя и внешняя.
Составляющие творчества: чувствительность, синергия, интуиция. У людей с высоким творческим потенциалом отсутствует конформизм, они не слишком заботятся о том, чтобы произвести хорошее впечатление, устойчивы к неудачам.
Стратегии творческого мышления: «мозговой штурм» («брейнсторминг») и метод синектики.
Слайд 13Карьера – продвижение в сфере профессиональной и общественной деятельности
Виды карьеры:
Линейная
Стабильная
Спиральная
Кратковременная
Платообразная
Снижающаяся
Карьера может рассматриваться как проявление естественной потребности человека в полной
жизненной самореализации на пользу людям, обществу, с целью повышения удовлетворённости собой.
Слайд 14Развитие личности – это процесс постоянных выборов между двумя полярными
отношениями к миру и себе: между доверием и недоверием, между
инициативой и пассивностью, между доверием и чувством неполноценности
Э. Эриксон
Если я не за себя, то кто же?
Но если я для себя, то зачем я?
И если не сейчас, то когда же?
Слова из Торы и Талмуда
Для тех, кто никуда не плывёт,
не бывает попутного ветра.
М.Монтень
Слайд 16Развитие личности – это процесс постоянных выборов между двумя полярными
отношениями к миру и себе: между доверием и недоверием, между
инициативой и пассивностью, между доверием и чувством неполноценности
Э.Эриксон
Если я не за себя, то кто же?
Но если я для себя, то зачем я?
И если не сейчас, то когда же?
Слова из Торы и Талмуда