Слайд 2 Инструкция
Каждый человек имеет определенные представления об идеале и
наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в
процессе самовоспитания. Какие качества вы наиболее цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас?
Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Слайд 3Этап 1
Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте
каждую часть римскими цифрами
I, II, III, IV.
Слайд 4Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны
в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и
ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.
Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Слайд 5Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического
обследования, приводим толкование этих качеств.
Слайд 6Межличностные отношения, общение.
Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
Заботливость
– мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
Слайд 711.Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
Приветливость
– способность выражать чувство личной приязни.
Обаятельность – способность очаровывать,
притягивать к себе.
Общительность – способность легко входить в общение.
15.Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17.Откровенность – открытость, доступность для людей.
18.Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
19.Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
20.Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
Слайд 8II. Поведение
Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру
и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
Гордость – чувство собственного достоинства.
Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
Слайд 9Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
Инициативность – стремление к
новым формам деятельности.
Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
Настойчивость
– упорство в достижении целей.
15.Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
16.Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17.Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18.Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19.Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
20.Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
Слайд 10III. Деятельность
Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
Деловитость
– знание дела, предприимчивость, толковость.
Мастерство – высокое искусство в
какой-либо области.
Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
Слайд 11Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
Внимательность –
сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13.Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия,
прогнозировать будущее.
14.Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15.Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
16.Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17.Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18.Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
19.Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
20.Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
Слайд 12IV. Переживания, чувства
Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
Бесстрашие
– отсутствие страха, храбрость.
Веселость – беззаботно-радостное состояние.
Душевность –
искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
Нежность – проявление любви, ласки.
Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
Слайд 13Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
Восторженность – большой подъем
чувств, восторг, восхищение.
Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Слайд 14Этап II
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные Вами из первого набора,
и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Подчеркните
это качество! Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Слайд 15Обработка результатов теста
Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных
качеств (Р).
2) Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И) (качества,
выписанные на первом этапе),
3) Вычислите их процентное отношение:
С = ( Р / И ) * 100%.
Слайд 16Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Адекватная самооценка соответствует
двум позициям (уровням) психодиагностической шкалы: «средней», «выше среднего».
Слайд 18При адекватной самооценке субъект социального взаимодействия правильно (реально) соотносит свои
возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед
собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого субъекта в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведет себя конструктивно. Внутриличностным конфликтам подвержен слабо.
Слайд 19При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и
уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства.
Слайд 20При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои
слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
Слайд 21Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При
завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный
образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован всегда на успех, игнорирует неудачи. Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств.
Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки.
Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведет себя активно, делая ставку на победу.
Слайд 22Заниженная самооценка соответствует трем позициям (уровням) в психодиагностической шкале: «неадекватно
низкий», «низкий» и «ниже среднего».
При заниженной самооценке у человека существует
комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок, пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и еще большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.
Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям.