Слайд 1Самостоятельная работа с научной литературой
Слайд 2Самостоятельная работа с научной литературой
как читать и конспектировать так, чтобы
не было мучительно больно за бесполезно потраченное время
Слайд 3Цели работы с научной литературой
семинары, зачёты и экзамены – изучение
текста как ответ на вопрос. Школьный учебник задаёт вопросы после
параграфа, а план семинарских занятий – до.
Необходимо только спросить себя:
А зачем этот вопрос был задан? Что даёт науке ответ на него?
Слайд 4рефераты и эссе, курсовые работы – изучение литературы как наполнение
структуры, состоящей из вопросов заданных вами, вашими преподавателями и научными
руководителями.
Ключевая проблема – выбор литературы и выбор из этой литературы того, что имеет отношение к выбранной теме.
Это проблема очень не простая…
Слайд 5Ваши подходы к работе с научной литературой
Слайд 7Эффективную работу с научной литературой обеспечивают:
Знание логики;
Знание языка;
Владение учебными умениями.
Работа
с научными текстами состоит из:
УЯСНЕНИЯ (восприятие, осмысление, конспектирование) → ЗАКРЕПЛЕНИЯ
(запоминание и отработка)
это общий процесс формирования новообразований.
Слайд 10Изучающее чтение –
цель – понимание
какое такое понимание?
- слов, предложений,
абзацев;
- суждений (С-П отношений) → план;
- логических связей между субъектами
→граф-схема;
- основного замысла текста и его подтекста;
- текста в системе других текстов.
Слайд 11Приёмы понимания текста:
Постановка вопросов к тексту и ко всем вышеперечисленным
его элементам.
Составление плана (перечисление всех субъектов текста).
Составление графф-схемы (графическое изображение
связей субъектов текста).
Тезисы (выписывание основных суждений – прямое или косвенное).
Составление сводных таблиц (идеальный конспект).
Комментирование.
Слайд 12Усваивающее чтение –
цель – воспроизведение
Приёмы усваивания текста:
Составление сводных таблиц.
Ответы
на контрольные вопросы.
Доклады и рефераты.
Проговаривание → перевод из Кп в
Дп: обсуждение в парах, обсуждение с преподавателем, контрольный пересказ, решение практических задач.
Слайд 13Скоростное чтение –
цель – знакомство с материалом
Эффективное чтение:
ЦЕЛЬ →
ПРИЁМЫ
главное – чтобы было из чего выбирать
Слайд 14Конспект
Есть предложение попробовать разобрать проблему конспектирования на небольшом, но
конкретном примере
П.Я.Гальперин
«Лекции по психологии»
Лекция 2
«Объективная необходимость психики»
Слайд 15
На первой лекции мы определили главную функцию психики как ориентировку
на основе образа ситуации. В связи с этим у нас
возникает такой вопрос: можно ли представить, что мозг, как великолепная ЭВМ способен обойтись без образа и без идеальных действий в плане образа, т.е. можно ли обойтись без психики и её приспособительной роли в поведении? Это очень острый вопрос, потому что есть очень много больших учёных, которые вообще считают, что даже сейчас ЭВМ в значительной мере могут взять на себя обязанности, которые раньше выполнялись человеком, а в будущем – это вообще неизбежный итог развития ЭВМ. Итак, вопрос заключается в следующем: имеется ли объективная необходимость психики? Почему её нельзя заменить самой утончённой и усложнённой но всё-таки материальной деятельностью совершенного мозга? На этот вопрос нельзя ответить простым «да» или «нет». Дело в том, что есть много положений, в которых психика действительно не нужна. Причём, как вы увидите дальше, это касается даже многих случаев поведения животных, очень похожих на поведение, регулируемое психической деятельностью. В этих ситуациях, несмотря на то, что они очень похожи на психически обоснованное поведение, психика не нужна. Но есть другие ситуации, где психика, т.е. ориентировочная деятельность на основе образа, становится обязательным условием успешного поведения. И, следовательно, развитие животных не могло бы пойти дальше очень ограниченной области, если бы в процессе эволюции не был создан особый вспомогательный аппарат ориентировки поведения на основе образа среды этого поведения.
Слайд 17Можно ли обойтись без психики и её приспособительной роли в
поведении, ведь даже сейчас ЭВМ в значительной мере могут взять
на себя обязанности, которые раньше выполнялись человеком?
Почему психику нельзя заменить самой утончённой и усложнённой материальной деятельностью совершенного мозга?
Есть много положений, в которых психика действительно не нужна. Это касается многих случаев поведения животных, похожих на поведение, регулируемое психической деятельностью.
Но есть ситуации, где психика становится обязательным условием успешного поведения. Развитие животных не могло бы пойти дальше очень ограниченной области, если бы в процессе эволюции не был создан особый вспомогательный аппарат ориентировки поведения на основе образа среды этого поведения.
Слайд 19
На первой лекции мы определили главную функцию психики как ориентировку
на основе образа ситуации. В связи с этим у нас
возникает такой вопрос: можно ли представить, что мозг, как великолепная ЭВМ способен обойтись без образа и без идеальных действий в плане образа, т.е. можно ли обойтись без психики и её приспособительной роли в поведении? Это очень острый вопрос, потому что есть очень много больших учёных, которые вообще считают, что даже сейчас ЭВМ в значительной мере могут взять на себя обязанности, которые раньше выполнялись человеком, а в будущем – это вообще неизбежный итог развития ЭВМ. Итак, вопрос заключается в следующем: имеется ли объективная необходимость психики? Почему её нельзя заменить самой утончённой и усложнённой но всё-таки материальной деятельностью совершенного мозга? На этот вопрос нельзя ответить простым «да» или «нет». Дело в том, что есть много положений, в которых психика действительно не нужна. Причём, как вы увидите дальше, это касается даже многих случаев поведения животных, очень похожих на поведение, регулируемое психической деятельностью. В этих ситуациях, несмотря на то, что они очень похожи на психически обоснованное поведение, психика не нужна. Но есть другие ситуации, где психика, т.е. ориентировочная деятельность на основе образа, становится обязательным условием успешного поведения. И, следовательно, развитие животных не могло бы пойти дальше очень ограниченной области, если бы в процессе эволюции не был создан особый вспомогательный аппарат ориентировки поведения на основе образа среды этого поведения.