Слайд 1
Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого
Гуманитарный институт
Кафедра реклама и связи с
общественностью
к.э.н., доцент
О.О. Васильева
Инновации в предпринимательской деятельности
Слайд 5Рис. 3. Структура инновационной модели развития экономики, основанной на взаимодействии
ключевых параметров «Инновации–конкурентоспособность– экономическая безопасность»
Слайд 7Научно-техническая продукция (НТП) в зависимости от целей исследования трактуется авторами
как:
‑ интеллектуальный товар: информация, изобретение в виде устройства, ноу-хау,
защищенные в соответствующей юридической форме и которые можно продать столько раз, сколько найдется покупателей;
‑ наукоемкая технология, где технология определяется как технологический способ производства;
‑ законченный в соответствии с договором и принятый заказчиком результат НИОКР;
‑ совокупность научно-технической информации, имеющей потенциальную научную и коммерческую ценность, что определяет различные формы ее реализации потребителю.
Слайд 8Научно-техническая продукция — это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение
и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической
информации):
‑ данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских технологических работ в виде аналитических отчетов, таких объектов промышленной собственности как изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т. д.;
‑ в виде знаний, опыта, консультирования в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Слайд 9Структура мирового рынка научно-технической продукции характеризуется его субъектами, объектами и
формами связей между ними
В качестве субъектов выступают государства, фирмы, научные
и учебные центры, научные фонды (в том числе международные), отдельные лица.
Объектами этого рынка являются овеществляемые и не овеществляемые формы научно-технической информации, знаний, интеллектуальной собственности.
На уровне фирм выделяются две основные группы покупателей новых технологий: дочерние фирмы, которым предоставляется возможность приобретения принципиально новой научно-технологической информации, и прочие покупатели, которым предлагается уже известная и ранее воплотившаяся в товарных формах продукция.
Слайд 10По функциональному признаку выделяются следующие сегменты мирового научно-технологического рынка
‑ рынки
патентов и лицензий;
‑ наукоемких и высокотехнологичных товаров;
‑ наукоемкого
и высокотехнологичного оборудования;
‑ наукоемких услуг;
‑ наукоориентированного венчурного капитала;
‑ рынок научно-технических специалистов.
Слайд 11Рынок НТП является рынком товаров производственного назначения, но имеет ряд
особенностей:
‑ рынок характеризуется большим разнообразием товаров;
‑ имеет глобальный характер;
‑ по своей природе это
«рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;
‑ жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения;
‑ покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество;
‑ этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, то есть спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования НТП;
‑ характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка;
‑ на данном рынке используются специфические формы и методы продвижения и продажи
Слайд 12научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы
и т. д.) о законченных фундаментальных и прикладных изысканиях,
включая работы по созданию новой техники, технологий, материалов, результаты в технико-экономической сфере, информатике, экологии, эргономике, математическом моделировании, дизайне и т. д.
экспериментальные и опытные образцы новой техники; научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области, ноу-хау, обучение персонала заказчика, научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации; прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т. д.)
Слайд 13жизненный цикл научно-технической продукции
‑ фундаментальные исследования;
‑ прикладные исследования;
‑ опытное производство;
‑ первичное освоение нововведений;
‑ распространение;
‑
эффективное применение на всех возможных объектах;
‑ устаревание вплоть до замены следующим новшеством.
Слайд 14Концепция латерального маркетинга создана Филиппом Котлером и Фернандо Триасом де
Безе.
Посредством латеральных сдвигов товаропроизводитель может получить как товар с новой
полезностью, так и совершенно новый, что дает ему простор для реализации маркетинговых стратегий, обеспечивающих достижение поставленных целей
Слайд 15Таблица 1 – Динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014–2016
гг. ГИИ
Слайд 16В итоговом ГИИ-2016 Россия заняла 43 место, улучшив позиции на
5 строк относительно 2015 года. Принимая во внимание статистические вариации,
с 90%-й уверенностью можно утверждать, что в общем рейтинге позиция России варьируется в промежутке от 40 до 47 места.
В таблице 1 представлен рейтинг Российской Федерации в динамике с 2014 г. по 2016 г. Россия стабильно улучшает свои позиции по субиндексу ресурсов инноваций, но по эффективности инновационной деятельности позиции страны заметно слабее (69-е место), что отражает недостаточно эффективную реализацию имеющегося инновационного потенциала.
Слайд 17Преимущества и недостатки инновационной системы России
Слайд 18Таблица 2 представляет оценки сильных и слабых сторон российской инновационной
системы. В соответствии с данными 2016 года конкурентные преимущества России
в инновационной сфере сконцентрированы в таких измерениях, как:
Человеческий капитал и наука (23-е место): соотношение ученики/ преподаватель в среднем образовании (16), валовой коэффициент охвата высшим образованием (18), выпускники вузов по научным и инженерным специальностям (11).
2) Уровень развития бизнеса (37-е место): работники, занятые в сфере наукоемких услуг (14), занятость женщин с высшим образованием (2), платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (14).
3) Развитие технологий и экономики знаний – показатель результатов инновационной деятельности (40-е место): число патентных заявок на изобретения (18) и на полезные модели (7), поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны.
Слайд 19К прочим сильным сторонам инновационной системы относятся: размер внутреннего рынка
(6-е место) и экспорт культурных и творческих услуг (11).
Согласно
ГИИ-2016, сильные стороны инновационной системы России связаны с качеством человеческого капитала, развитием бизнеса, знаний и технологий.
Тем не менее, среди государств с высоким уровнем дохода только индекс развития человеческого капитала имеет значение выше среднего для этой группы стран. Это определяется высокими позициями России по таким субиндексам, как образование (27-е место), высшее образование (23), научные исследования и разработки (25), торговля, конкуренция и размер рынка (22) и создание знаний (21).
Слайд 20Слабые стороны российской инновационной системы
Институты (73-е место):
политическая стабильность и
отсутствие терроризма (103), качество регулирования (97), верховенство закона (104).
2)
Развитие внутреннего рынка (63-е место):
композитный показатель – инвестиции (107), а также отдельные показатели: валовый кредитный портфель микрофинансовых организаций (72) и сделки с использованием венчурного капитала (67).
3) Уровень развития бизнеса (37-е место):
относительно слабые инновационные связи (112), а также индикаторы – уровень развития кластеров (101) и исследования и разработки, финансируемые из зарубежных источников (76).
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120319_001
Слайд 21К прочим слабым сторонам инновационной системы России относятся:
показатели ресурсов
инноваций:
валовое накопление капитала (95-е место)
ВВП на единицу использования энергии
(114)
показатели результатов инноваций :
результаты креативной деятельности (66),
ИКТ и создание бизнес-моделей (94).
Слайд 22Институциональная структура экономической системы
Политические институты (конституционные)
Устанавливают иерархическую структуру государства,
определяют порядок принятия решений, в явной форме фиксируют, как осуществляется
контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.
Системы контрактации
способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами
Слайд 23Институциональная структура экономической системы
Экономические институты
Определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности,
в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с
другом или вступают в конкурентные отношения.
(Например, запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее определенной критической отметки. Также установление предельных цен на продукты и ресурсы, введение ограничений на импорт (квотирование, повышение таможенных пошлин, ужесточение экологических требований и т.д.)
Слайд 24Институциональная среда
совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование хозяйствующих
субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов.
Слайд 25Институциональная среда должна обеспечивать выполнение следующих функций в рыночной экономике:
создавать благоприятные условия для развития бизнеса;
обеспечивать экономическую стабильность;
способствовать
диффузии знаний и инновационных решений;
минимизировать трансакционные издержки и т.д.
Слайд 26Задачи институциональной среды
законодательное обеспечение: соответствие формальных институтов неформальным, наличие инструментов
реализации законодательных актов, контроль за их исполнением;
стабилизация работы судебной системы,
при решении административных и прочих споров;
совершенствование налоговой системы, адекватное налоговое бремя;
развитие инфраструктуры (инновационная, банковская система, венчурные фонды, технопарки, дороги, мосты и т.д.)
обеспечение честной конкурентной борьбы;
эффективная система подготовки и переподготовки кадров;
диффузия достижений НТП и их внедрение; и т.д.
Слайд 27Венчурный капитал
капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся
за место на рынке предприятий и фирм (стартапов) и поэтому
сопряжённый с высокой или относительно высокой степенью риска;
долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.
Венчурный капитал, как правило, ассоциируется с инновационными компаниями.
Венчурный капитал — это капитал, используемый для осуществления прямых частных инвестиций, который обычно предоставляется внешними инвесторами для финансирования новых, растущих компаний, или компаний на грани банкротства.
Слайд 28Венчурные инвестиции — это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше
среднего уровня. Также они являются инструментом для получения доли во
владении компанией.
Венчурный фонд — это механизм инвестирования с образованием общего фонда (обычно партнёрства), для инвестирования финансового капитала, в основном, сторонних инвесторов предприятия, которые для обычных рынков капитала и банковских займов представляют слишком большой риск.
Слайд 29Кластер в экономике
сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний,
корпораций, университетов, банков и проч.):
поставщиков продукции, комплектующих и специализированных
услуг;
инфраструктуры;
научно-исследовательских институтов;
вузов и других организаций,
взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Слайд 30Кластерная политика
система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров
и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в
кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций.