Слайд 1Лекция 5
МАКРОРАВНОВЕСИЕ
3. Условия макроравновесия
3.1.Совокупный спрос и совокупное предложение
3.2. Сбережения и
инвестиции
Слайд 2Компоненты совокупного спроса
Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму спросов
(= желаемые или планируемые расходы) всех макроэкономических агентов на товары
и услуги:
потребительский спрос домохозяйств (C);
инвестиционный спрос фирм (I);
спрос со стороны государства (G);
спрос иностранного сектора (NX).
AD = C + I + G + NX
Слайд 3Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса (кривая AD) показывает количество товаров
и услуг, на которые будет предъявлен спрос при каждом возможном
уровне цен.
Когда цены растут, желание экономических агентов покупать товары и услуги снижается и они сокращают свои расходы. И наоборот, если цены низкие, агенты захотят покупать больше.
Таким образом, отношение между
величиной совокупного спроса
и уровнем цен обратное.
P
Y
AD
Y1
Y2
P2
P1
B
A
Слайд 4 Эти три эффекта объясняют влияние изменения уровня цен на реальный
ВВП через изменение количеств товаров и услуг, на которые предъявляется
спрос при каждом уровне цен, и соответствует движению вдоль кривой AD (из одной точки кривой в другую – например, из точки A в точку B).
P
(M/P) C
i I
Im;Ex NX
Y
AD
Движение вдоль кривой совокупного спроса
Слайд 5Сдвиги кривой совокупного спроса происходят под влиянием НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ
Увеличение
совокупного спроса
Сокращение совокупного спроса
Y
P
AD2
AD2
AD1
Слайд 6
Совокупное предложение
Совокупное предложение представляет собой совокупный выпуск товаров и
услуг, который все фирмы в экономике желают произвести, предполагая, что
они смогут продать все, что они произвели.
Совокупное предложение поэтому зависит от решений фирм использовать рабочих и остальные факторы производства с целью производства товаров и услуг для продажи их домохозяйствам, правительству и другим фирмам, а также на экспорт.
Слайд 7Кривые совокупного предложения
Кривая совокупного предложения соотносит совокупное предложение с уровнем
цен. Существует два типа таких кривых:
кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS)
соотносит уровень цен с количеством товаров и услуг, которое фирмы захотят произвести и продать при предпосылке, что цены на все факторы производства остаются постоянными.
кривая долгосрочного совокупного предложения(LRAS) соотносит уровень цен с объемом совокупного выпуска, который будет предложен фирмами, когда все рынки полностью уравновешены (полностью приспособились) к имеющемуся уровню цен, т.е. когда все цены как на товары, так и на факторы производства гибкие.
Слайд 8Изменения уровня цен не могут повлиять на уровень выпуска, потому
что он определяется количеством и качеством (производительностью) экономических ресурсов и
имеющейся технологией и соответствует движению вдоль кривой LRAS(из точки A в точку В)
Кривая долгосрочного совокупного предложения
Кривая LRAS сдвигается, если происходит изменение
в количестве или качестве
экономических ресурсов:
труде – L, физическом капитале – K, человеческом капитале – H, природных ресурсах – N и/или
в технологическом прогрессе.
Формула для LRAS:
Слайд 9Факторами, влияющими на совокупное предложение в краткосрочном периоде и поэтому
сдвигающими кривую AS являются:
Цены ресурсов (Presource) – заработная плата и
другие цены факторов производства;
Количество ресурсов (Q) – предложение труда, изменение запаса капитала благодаря инвестициям, открытие новых месторождений;
Производительность ресурсов () – прежде всего производительность труда благодаря улучшениям в образовании и профессиональной подготовке;
Технологический прогресс ();
Факторы краткосрочного совокупного предложения
Слайд 10Факторы краткосрочного совокупного предложения
Инфляционные ожидания (E);
Государственная политика, например:
• снижение налогов (Tx);
• дерегулирование (Gderegulation);
• социальные реформы или программы по страхованию
безработицы (Tr);
• инвестиционный налоговый кредит и т.п.;
Погодные условия () и природные бедствия ();
Социальные потрясения (), такие как войны, революции, военные перевороты и т.п.
Формула для SRAS:
Слайд 11Вид кривой совокупного предложения
Иногда кривая совокупного предложения изображается так, как
на приведенном ниже графике, состоящая из трех отрезков:
горизонтальный
(депрессивный или Кейнсианский) отрезок;
промежуточный отрезок;
вертикальный (или классический) отрезок.
P
Y
AS
Слайд 12Шоки совокупного спроса
P
A
AD1
SRAS
Y1
P1
AD2
B
P2
Y2
P
B
AD2
SRAS
Y2
P2
AD1
A
P1
Y1
Позитивный
шок совокупного спроса = увеличение совокупного спроса. Он
ведет к росту реального выпуска и росту уровня цен.
Негативный шок совокупного спроса = сокращение совокупного спроса. Он ведет к уменьшению реального выпуска и снижению уровня цен.
Y
Y
Слайд 13От краткосрочного
к долгосрочному равновесию:
шоки предложения
P
A
AD
SRAS1
Y*1
SRAS2
P
B
AD
SRAS2
Y2
A
SRAS1
P1
P1
P2
Y
Y
LRAS
P2
Негативный шок предложения
Причины:
Рост цен на ресурсы– пример: нефтяной шок середины 1970-х;
Усиление переговорной власти профсоюзов на рынке труда;
Экологическая политика правительства;
Природные катаклизмы
LRAS1
LRAS2
Y*2
B
Благоприятный шок предложения Причины:
Снижение цен на ресурсы;
Увеличение количества ресурсов;
Технологический прогресс.
Y*
Слайд 14Потребление,сбережения, инвестиции
Слайд 15Совокупное потребление
– (англ. consume – C) – важнейший агрегированный показатель
наряду с совокупным спросом и совокупным предложением.
Потребление – главная составляющая
совокупных расходов. Источником потребления (С) является располагаемый доход (D).
Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (англ. save – S).
.
Слайд 16Функция потребления
ПОТРЕБЛЕНИЕ
Расходы домашних хозяйств на оплату всех товаров и
услуг за исключением средств, направляемых на приобретение нового жилья
Доход (Y)
= Потребление (С) + Сбережения (S)
Потребление (С) = Доход (Y) - Сбережения (S)
Слайд 17Сбережения
– это та часть дохода, которая не потребляется.
Вывод. Как потребление,
так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода
и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов:
доход = сбережения + потребление;
потребление = доход – сбережения;
сбережения = доход – потребление.
Слайд 18Сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний
уровень (чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные
имеют нулевые сбережения, живущие в долг – отрицательные сбережения).
Потребление существует во всех семьях (нижний уровень не может упасть ниже прожиточного).
Потребление удовлетворяет текущие нужды, сбережение – будущие.
Слайд 19Предельная склонность к потреблению (МРС) –
Доля, или часть, прироста
(сокращения) дохода, которая потребляется.
это отношение любого изменения в потреблении к
тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:
Слайд 20Влияние дохода на склонность людей к потреблению и сбережению является
предметом дискуссий.
Долгие годы утверждалось, что по мере роста дохода
растет склонность к сбережению и уменьшается склонность к потреблению.
«Экономикс» – для экономики в целом МРС и MPS относительно постоянны.
Слайд 21Помимо дохода на потребление и сбережение влияют и другие факторы:
Богатство:
чем больше в семье накопленного богатства (недвижимое имущество + ценные
бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.
Уровень цен: возрастание уровня цен уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.
Слайд 22Инвестиции
– это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в
различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами
с целью получения прибыли.
Направления инвестиций:
строительство новых производственных зданий и сооружений;
закупки нового оборудования, техники и технологии;
дополнительные закупки сырья и материалов;
строительство жилья и объектов социального назначения.
Слайд 23Соответственно этим направлениям различают:
инвестиции в основной капитал;
инвестиции в товарно-материальные запасы;
инвестиции
в человеческий капитал.
Слайд 24На положение кривой спроса на инвестиции влияет и ряд других
факторов:
Те факторы, которые вызывают прирост ожидаемой доходности инвестиций, сместят эту
кривую вправо (увеличат спрос на инвестиции).
Те факторы, которые приводят к снижению ожидаемой доходности инвестиций, сместят кривую влево (снизят спрос на инвестиции).
К этим факторам относятся:
- издержки на приобретение оборудования,
- налоги на предпринимателя,
- инфляция и др.
Слайд 25
Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе.
Мультипликатор (лат. multiplico –
умножаю) – это коэффициент, показывающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и
изменением величины дохода.
Слайд 26Мультипликатор (лат. multiplico – умножаю) – это коэффициент, показывающий связь между
увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода.
Слайд 27При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем
размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции.
Этот множительный, нарастающий эффект в размере
ВНП и называют мультипликационным эффектом.
Мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.
Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2.
Слайд 28
Или
т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП.
Слайд 29Мотивы сбережений домашних хозяйств:
1) покупки дорогостоящих товаров;
2) обеспечение
в старости;
3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай
и т.д.);
4) обеспечение детей в будущем.
Мотивы инвестиций фирм:
1) максимизация нормы чистой прибыли;
2) реальная ставка процента — плата за приобретение денежного капитала для инвестирования — учитывается при составлении планов инвестиций.