Слайд 1
Санкт-петербургский университет мвд россии
Кафедра УПиВР
Тема:
«Национально-культурные и
религиозные традиции
народов РФ,
принципы межнационального и
межрелигиозного мира»
(Старший преподаватель кафедры подполковник
полиции Шеянов К.В.)
Слайд 2Вопросы, рассматриваемые на занятии:
Нации и народности Российской Федерации и
их национально-культурные традиции.
2. Культура межнационального общения в деятельности сотрудника ОВД
(полиции).
Слайд 3
Вопрос № 1
Нации и народности Российской Федерации и
их
национально-культурные традиции.
Нация (от лат. natio — народ)
— большая социальная
группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.
Слайд 4Славянские
национальности
представители славянских национальностей:
русские, украинцы, белорусы
Слайд 5
Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения,
являются:
высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по
времени от конкретной ситуации;
достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;
стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.
Слайд 6Русские как представители славянского этноса
Они достаточно легко адаптируются к окружающему
образу жизни,
быстро привыкают к новым для них условиям, не
проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.
В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение.
Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию.
Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.
Слайд 7Две молодые женщины в праздничных костюмах. Русские.
Мезенские коновалы. Русские.
Слайд 8Тюркские и алтайские народы России
Представители тюркской группы народов России
(татары,
чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории
Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтая.
Слайд 9Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения,
являются:
острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;
неприхотливость и
непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;
высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;
дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;
резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;
групповая, национальная и родовая сплоченность;
при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.
Слайд 10Татары
представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны.
Обычно они
делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.
Слайд 11Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту.
Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным
чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование.
В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.
Слайд 12
Татарин — хороший комплекс звериных черт, и это то, что
есть я.
Р. Нуриев
Представители татарской национальности склонны образовывать в
многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.
Слайд 13Волго-уральские, сибирские и казанские татары
обладают большим опытом межнационального общения и
взаимодействия,
легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на
основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности.
В больших городах они образуют свои землячества.
Слайд 15Крымские татары
Им присущи примерно такие же национально-психологические особенности, как и
их волжским соплеменникам.
Однако они на протяжении всей истории своего
существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей.
По этой причине они намного более самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями других этнических общностей.
Слайд 16
Башкиры
коренное население Республики Башкортостан.
Слайд 17Башкиры трудолюбивы и самостоятельны исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении
своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и
настойчивы.
Им свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.
В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира.
В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой.
Слайд 18Башкиры добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в
работе.
Слайд 20Чуваши
Они отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в
то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с представителями других
народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни.
Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы чуваши обычно ставят выше личных.
Слайд 21Верховые чуваши в традиционных костюмах. 1869 г
Старая Чувашия
Слайд 22Женский праздничный костюм. Чуваши. Начало XX в.
Слайд 23Тувинцы
Они приверженцы строгих семейно-родовых отношений, вере в духов — хозяев
окружающей местности, Характеризуются большой работоспособностью, настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением
к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами.
Среди тувинцев много людей, склонных к художественной и музыкальной деятельности, профессиональных скульпторов, народных резчиков по камню и дереву.
Слайд 24Хамнар тувинские шаманы
Чиновник с женой. Тувинцы
Слайд 25Хакасы
Они восходят в своем происхождении к жителям Киргизского государства, которое
просуществовало в долине Енисея более семи столетий и пало в
XIII в. под ударами монгольских завоевателей.
Они стойки в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение к достоинству представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем хакасы могут быть и достаточно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках.
Слайд 26Алтайцы
представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и
обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной
жизни, стремление к сохранению кровно-родственных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им.
Слайд 27Финноугорские народы России
Финноугорские народы нашей страны
(мордва, удмурты, мари, коми,
ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной
частях Урала, в Карелии и на севере Кольского полуострова.
Слайд 28Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения,
являются:
трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;
неприхотливость в
повседневной жизни и в быту;
твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;
обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;
стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;
высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.
Слайд 29мордовская национальность
просты и добродушны в общении с представителями других этносов,
обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием.
У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.
Слайд 30Костюм женский праздничный. Мордва-мокша. Кон. XIX – нач. ХХ в.
Пенз. губ. Наровчатский уезд. Села Алькино, Вечкенино
Слайд 32Удмурты
природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность,
поэтичность.
Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают
за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности.
Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними.. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что удмурты излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.
Слайд 33Марийцы
представители своеобразного народа, проживающего в
Волжске-Ветлужско-Вятском междуречье, Прикамье и Приуралье
и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей.
Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны. В многонациональном коллективе своим поведением они почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.
Слайд 35Коми и коми-пермяки
родственные удмуртам народы, проживающие на севере Архангельской,
Мурманской, Омской, Тюменской и Пермской областей. Они сходны с удмуртами
по своим национально -психологическим особенностям, отличаясь при этом лишь несколько большей эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью адаптироваться к жизни в сложных, экстремальных условиях.
Слайд 37Буряты
проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях.
Развитие и жизнь бурят с давних пор характеризовались низким уровнем
экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников.
Слайд 38Национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие качества, как
выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность,
а с другой — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях .
Сегодня буряты — это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.
Слайд 39Бурят в летней одежде с набором поясных украшений
Бурятка в девичьем
летнем праздничном костюме – тэрлик.
Слайд 40Бурят в летнем костюме
Бурятка в традиционном зимнем костюме - дэгэл.
Женщина
в традиционном западно -бурятском костюме с комплектом нагрудных украшений.
Слайд 41Калмыки
народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и
ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего к нам из
Монголии.
У них равное отношение практически ко всем другим людям независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.
Калмыки — достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения Женщина в калмыцком обществе, в семье — это советчица и помощница мужа.
Слайд 42Чаепитие в степи. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX
в.
Слайд 43Евреи
жители Еврейской автономной области и других регионов России, потомки древнего
народа, представители которого, где бы они ни жили и что
бы ни делали, всегда тщательно сохраняли и старательно поддерживали свою самобытность.
Слайд 44Их национальный характер формировался в течение многих сотен лет и
обычно проявляется в старательности, настойчивости, упорном стремлении к поставленным целям
во всех видах деятельности, внутренней самодисциплине; энергичности, целеустремленности, умении быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни; гибкости мышления, проницательности, изобретательности, способности импровизировать, рационализме и стремлении во всем видеть для себя перспективу; обостренной чувствительности, склонности находить обиду там, где ее нет; показном стремлении жаловаться на свое положение и комплексе «униженного»
Слайд 46Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения,
являются:
высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью
национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.
Слайд 47Адыгейцы и черкесы
коренные жители Адыгеи и Карачаево-Черкесии, как показывают исследования,
отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных
целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны. В межнациональных отношениях с адыгейцами и черкесами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении.
Слайд 50Кабардинцы и балкарцы,
Национально-психологические особенности кабардинцев выглядят более динамичными и менее
устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что
их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.
У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов..
Слайд 52Дагестанцы
очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями. По свидетельству
социологов и социальных психологов, они с лучшей стороны зарекомендовали себя
в деятельности в экстремальных условиях. Трудовую деятельность они любят, им нравятся практические действия с техникой. Большинство из них слабо знают русский язык, в многонациональных коллективах держатся независимо. В их среде очень сильны родоплеменные связи. аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы
Слайд 53Чеченцы
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители
всегда ощущают себя частью семьи, рода (тейпа).
Слайд 54Ингуши
выдержанность и простота в действиях и поступках, отсутствие зазнайства, спокойствие;
мужество, но разумное, без драк и ссор, так как за
смерть противника будет отвечать весь род;
немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;
должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.
Слайд 55Нормы поведения ингуша-мужчины:
выдержанность и простота в действиях и поступках, отсутствие
зазнайства, спокойствие;
мужество, но разумное, без драк и ссор, так
как за смерть противника будет отвечать весь род;
немногословие, стремление не проговориться, неспешность, осторожность в высказываниях и оценках других людей;
должное поведение дома, сдержанность в оценке жены, детей, отстранение жены от мужских дел и обязанностей.
Ингуши предпочитают улаживать свои отношения с представителями других этнических общностей на основе взаимопонимания и сотрудничества, уважения к обычаям и привычкам других народов .
Слайд 56Осетины
представители одного из самобытных кавказских народов, для которого свойственны такие
национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и
добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы это ни стоило.
В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые выражаются в строгом соблюдении своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами
Слайд 58Терроризм как наиболее опасная форма экстремизма. Психологический портрет
террориста-смертника
Слайд 59
В переводе с латинского слово «terror» — это страх, ужас.
Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса
не только у своих жертв-заложников, но и у всех остальных людей.
Терроризм
Слайд 60 Террор - явление, которое прямо или косвенно касается каждого из
нас. Массовое насилие в последние годы стало, к сожалению, неотъемлемой
частью нашего социального бытия. Историки утверждают, что терроризм царствует на Земле не менее двух тысяч лет. Несмотря на богатый стаж, терроризм еще никогда не представлял для населения и целых государств такой серьезной угрозы. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.
Слайд 61
Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Если
верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли это понятие устно
и письменно по отношению к себе, и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе.
Слайд 62Первая волна терроризма покатилась с Великой французской революции (сам термин
«террор» впервые появился в 1798 г.)
В 1910-е гг. вторая
волна спала: «длинные 1920-е» (1914 – 1934), мировая волна и «славное тридцатилетие» в Европе (1945 – 1975), насыщенные «чудесами» (итальянскими, немецкими, японскими), заставили на полстолетия забыть о терроризме.
На рубеже 1960-1970-х г.г. началась новая волна политического терроризма, причем захлестнула она именно те страны, где произошло послевоенное «экономическое чудо» - Италию, Германию, Японию – и где развитие социальных структур и институтов не поспевало за экономическими изменениями. «Красные бригады», «Фракция Красной Армии», «Японская Красная Армия» и многие другие левоэкстремистские организации серьезно дестабилизировали политическую обстановку в своих странах.
Слайд 63Многие из нас помнят бесчеловечные акции, потрясшие весь мир:
Слайд 64Разрушение Всемирного
Торгового Центра
11 сентября 2001 года, в 28-ю годовщину
подготовленного ЦРУ военного путча в Чили, и 11-ю годовщину речи
Буша-старшего "Новый мировой порядок", террористы захватили четыре самолета. Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен.
Слайд 65Терроризм в Москве
Террористический акт в Москве 2002 года
23 октября 2002
года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на
Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли.
28 октября был объявлен день траура.
Слайд 66 Террористический акт
на Тушинском аэродроме
05 июля 2003 года в Москве
был совершён террористический акт: у входа на Тушинский аэродром, где
в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы. По официальным данным погибло 13 и ранено 59 человек. Больших жертв удалось избежать только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в толпу участников фестиваля.
Слайд 67 Террористический акт около
гостиницы «Националь»
9 декабря 2003 года в результате
взрыва около гостиницы "Националь" в центре Москвы, по уточненным данным,
пять человек погибли и 13 получили ранения. Теракт возле гостиницы "Националь" совершила одна террористка-смертница. Прокуратура столицы уже распространила фотографию этой женщины. Предполагается, что у нее была сообщница, фоторобот которой, передает ИТАР-ТАСС, также разослан во все отделения милиции.
Слайд 68Захват заложников в Беслане
Примерно в 8 утра 1 сентября в
районе села Хурикау, на границе Моздокского и Правобережного районов Северной
Осетии, примерно в 60 км от Беслана, вооруженные люди остановили местного участкового, майора милиции и посадили его в свою машину.
По предварительным данным, именно с помощью удостоверения сотрудника МВД боевики на ГАЗ-66 и двух легковых автомобилях беспрепятственно миновали несколько КПП по пути до Беслана.
Слайд 69 В первые же минуты захвата на звуки выстрелов к школе
начали сбегаться сотрудники горотдела милиции. В хаотичной перестрелке погибли трое
человек. Одно тело лежало у входа в здание, два других - на проезжей части у ограды. Все погибшие - гражданские лица. В течение всего дня боевики не давали забрать тела, открывая огонь при приближении людей к школе.
Слайд 74Жизнь победить нельзя, но можно её уничтожить.
Слайд 75Психологический
портрет террориста.
Основные сведения о стране
Слайд 76Что представляют собой люди, совершающие террористические акты, с точки зрения
психологии? Каковы психологические мотивы действий террористов и причины, по которым
террор сохраняет высокую способность к самовоспроизводству?
В абсолютном большинстве случаев террористы — это молодые люди в возрасте около 20 лет, плюс-минус пять лет, получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре. В их сознании обычно присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней. Типичные социальные чувства — скорбь и горе, в сочетании с ущемленной национальной гордостью.
Слайд 78В переводе с арабского
ШАХИД обозначает «свидетель»
В Исламе ШАХИД –
пожертвовавший собой за веру, мученической смертью, ему гарантирован рай.