Слайд 1Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Лекция по дисциплине «Психология» на
тему:
«ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»
Подготовил:
Дмитриева Светлана Юрьевна
Слайд 2 Психика – свойство мозга. Его специфическая функция.
Головной мозг (лат. cerebrum, др.-греч.
ἐγκέφαλος) — главный орган центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её
головной конец; у позвоночных находится внутри черепа.
Слайд 3 Нервная система— целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных, нервных
структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности
всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).
Слайд 12 Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в
идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психический образ –
целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Слайд 13Особенности психического отражения:
Дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
Совершается в процессе
активной деятельности;
Углубляется и совершенствуется;
Преломляется через индивидуальность;
Носит опережающий характер.
Слайд 15 Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
Психический образ формируется
в процессе предметной деятельности.
Слайд 16 Наиболее общее свойство психических образов – регуляция действительности
Психика как отражательная
способность есть у животных.
Высшая форма проявления психики – СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Сознание
неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.
Слайд 17 Психика – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на
основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Слайд 20Концепция Леонтьева – Фабри.
Стадии развития психики.
1. Стадия элементарной сенсорной
психики - характерная способность животного к отражению отдельно воздействующих на
него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные);
2. Стадия перцептивной психики– происходит отражение внешней действительности в форме восприятий, происходит усложнение деятельности животных, возникает новая форма закрепления опыта – двигательные операции;
3.Стадия интеллекта- характеризуется тем, что возникает не только отражение отдельных вещей, но и их отношений. Интеллект - отражение животным воспринимаемой ситуации.
Слайд 21Раздражимость и чувствительность
Чувствительность возникает на базе раздражимости.
Чувствительность – перовое
проявление психики и показатель ее возникновения.
Слайд 22 Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной
функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.
Тропизмы –
изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.
Раздражимость – свойственная живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.
Слайд 23 Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных
и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные
задачи.
Слайд 24Сознание и бессознательное
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического
отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Подсознательное – совокупность актуально
не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.
Слайд 25 Бессознательное – Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся
вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на
его поведение, как и сознание.
Слайд 26Состояния сознания
Состояние «Альфа» (частота мозговых волн 7-14 Гц)
Состояние перед сном
или сразу после пробуждения. Увеличивается уровень интеллектуальной активности. Благодаря этому
состоянию мы можем ощущать: спокойствие, релаксацию, творческое вдохновение. Такое состояние позволяет достичь большего сосредоточения, усвоить новый материал, положительно влияет на память. Медитация и неглубокий сон.
2. «Бета» (частота 14-30)
Повседневная деятельность. Традиционное восприятие действительности.
3. «Тета» (4-7 Гц). Большая часть сна. Глубокое сосредоточение.
4. «Дельта» (0,5 – 4 Гц). Глубокий сон. Человек без сознания.
Слайд 27Трудовая деятельность
Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс
воздействия человека на природу. Он являеся ведущим фактором развития сознания.
Слайд 28Активность и деятельность
Активность животных
Инстинктивно-биологическая;
Не существует общества, нет совместной деятельности;
Деятельность человека
Направляется
познавательной потребностью;
Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу
того места, которое оно занимает в их совместной деятельности;
Слайд 293. Руководствуются наглядными впечатлениями;
4. Типичны наследственно закрепленные программы поведения;
5. Зачатки
орудийной деятельности, не создают никаких новых операций
3. Абстрагирует, проникает в
связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости;
4. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков);
5. Изготовление орудий труда.