Слайд 1Сбор и учет
производственных данных
Оперативный учет
Слайд 3Назначение и использование данных
Слайд 5Сбор фактических данных, определение плановых данных
Сбор фактических данных имеет
целью в первую очередь представить фактическую ситуацию, сравнить ее с
целью и своевременно принять регулирующие меры. Фактические данные, таким образом, являются данными как контроля, так и управления. Отклонения от плана, встречающиеся постоянно, приводят либо к переработке плановых данных в соответствии с ситуацией, либо к принятию мер для улучшения фактического состояния. Определяются новые плановые данные, которые снова будут управлять регулирующим контуром.
При определении плановых данных часто нет исходных фактических данных. Плановые данные в таком случае должны быть рассчитаны или определены путем оценки. Это часто происходит при определении желаемого оборота, производственных показателей или норм времени.
Слайд 6Предпосылками для планирования и учета производственных данных являются:
определение цели их
использования, например, для изготовления каталога норм времени;
определение областей, в которых
будет производиться учет, например, центры затрат в листовой офсетной печати;
анализ рабочих процессов и их деление на рабочие процессы и их ступени;
определение объемов и влияющих факторов;
определение методов и средств для сбора и учета фактических производственных данных и определения плановых данных.
Слайд 7Ручной сбор данных
Хронометраж
Для ручных операций, например, настройки машины, обслуживанию ВШРА,
сбор информации о фактических затратах времени и определение норм времени
может осуществляться с помощью хронометража. При этом сначала необходимо понаблюдать за работой человека и разделить процесс на операции.
Для переменной деятельности (работает, не работает), различных учетных единиц (1 штука, 1000 штук) и факторов (путь, вес, степень сложности) формируются отдельные операции. В результате наблюдения за работником измеряется и записывается время, потраченное на каждую операцию.
Одновременно можно оценить коэффициент производительности работающего человека. После окончания записи из измеренных значений вычисляется среднее и определяется плановое время для каждой операции и для процесса в целом.
Хронометраж может проводиться только обученным сотрудником, имеющим соответствующий опыт.
Слайд 8Более распространенным в нашей отрасли вариантом сбора производственных данных, чем
хронометраж, является так называемая рапортичка. Она заполняются самим сотрудником, выполняющим
конкретное производственное задание.
Рапортичка содержит:
сведения о работнике;
фамилию и персональный номер;
дату, начало и конец смены,
оплачиваемые часы и рабочие часы, разделенные на нормальные часы работы и сверхурочные;
данные по производительности;
номер центра затрат;
номер заказа с кратким описанием заказа или клиента;
код выполняемой операции с закодированным обозначением процесса и влияющих факторов;
время начала и конца соответствующего процесса;
произведенный объем для каждого процесса;
данные по материалам: номер и название материала, израсходованное количество.
Ручной сбор данных
Слайд 11Запись фактической производительности и расхода материалов на рапортичках лишь в
ограниченной мере отражает фактическую ситуацию на производстве. В качестве средства
управления заказами и производственными мощностями такой учет не подходит, поскольку рапортички содержат данные вчерашнего или позавчерашнего дня. Сами записи могут также не отражать реальной картины. В рапортичках часто учитываются «ожидания начальства», не говоря уже о неточности записи времени («когда же я, собственно, начал?»). Так, часто рапортичка заполняется дважды: сначала во время смены, а затем в конце рабочего дня или на следующее утро.
Дополнительные неточности вносят записи под неверными номерами заказов или ошибочные указания операций. Особенно это сказывается, если мастер не проверяет записи или система MIS не предусматривает процедуры проверки данных на достоверность.
Слайд 12Полуавтоматический сбор и учет производственных данных
Сбор при помощи персонального
компьютера
Так же, как могут быть посланы данные по заказу непосредственно
на дисплей рабочего места в цехе, возможен также сбор производственных данных на том же терминале. Место сбора информации может быть дополнительно оснащено сканером штрих-кода и/или считывающим устройством для карт, при помощи которых может прямо производиться идентификация заказа, центров затрат и персонала. Компьютер устанавливается непосредственно у пульта управления машиной или как общий терминал между несколькими рабочими местами, тогда он используется несколькими работниками.
В некоторых системах ввод данных по персоналу, производительности и расходе материалов осуществляется по принципу рапортичек.
Слайд 13Прием списка текущих заказов из MIS (Management Information System, ИСУ,
АСУ)
Слайд 14Вызов заказа на экран (в Stratos i.Point) происходит только после
подписания заказа в печать и соответствующего распоряжения MIS, поэтому отражается
только актуальная плановая ситуация.
Слайд 15Получение дополнительной информации о заказе обеспечивает сравнение макета и спуска
полос, меток, данных по бумаге и краске с подготовленными данными
для преднастройки машины.
Слайд 16Начало и конец каждого процесса передаются в MIS с точностью
до секунды благодаря нажатию соответствующей «кнопки» на экране. Необходимо ввести
только три параметра: заказ и центр затрат (один раз для одного заказа), выполняемую операцию (начало и конец).
Слайд 17В зависимости от выполняемого процесса может последовать дополнительный ввод трех
факторов. Эта функция важна для статистики производительности и определения норм
времени.
Слайд 18Вспомогательное время и простои также фиксируются дифференцированно по своему типу,
что дает важную информацию для организации производства
Слайд 19Сбор при помощи машинных и общих терминалов
Альтернативой персональному компьютеру могут
служить оснащенные специально для сбора производственных данных терминалы.
Машинные терминалы жестко
связаны с машиной. Технологические данные с машины (время начала и окончания операции, продолжительность и объемы для каждой операции, а также номера заказа и центра затрат) запоминаются полностью автоматически, код операции и расход материала задаются на клавиатуре, причины прерывания работы – отдельными кнопками. При помощи магнитной персональной карты оператор машины отмечает свой приход и уход с работы.
Слайд 21Стационарные общие терминалы используются несколькими работниками. Они располагаются между несколькими
рабочими местам и оборудованы дисплеем, клавиатурой для ввода времени и
объемов, специальной клавиатурой для повторяющейся сохраненной информации, например, регистрации вспомогательной работы или прерывания работы с возможными причинами, а также сканером штрих-кода и/или карт.
Слайд 22Наряду с этим существуют мобильные терминалы, которые также оснащены дисплеем,
клавиатурой для ввода и клавишами для повторяющихся процессов, они связаны
беспроводной связью с центральным компьютером. Эти мобильные устройства работник носит с собой как мобильный телефон. Их применение требуется, прежде всего, при работе на «переменных» рабочих местах (ручная работа, транспортные работы).
Слайд 23Интеграция сбора и учета производственных данных в коммуникационную сеть
Классическая
форма устной или письменной коммуникации недостаточна для полноценного функционирования регулирующего
контура между MIS и производством. Лишь цифровой обмен данными и информацией по сети создает возможность передачи информации о заказе и актуальных данных планирования по всем задействованным в обработке заказа рабочим местам, а также сообщения фактической ситуации в MIS в режиме реального времени. Для этого требуется только установить недорогие персональные компьютеры на производственных рабочих местах и соединить их с MIS.
Слайд 24Значение постоянного и дифференцированного сбора и учета производственных данных часто
недооценивается. Никому не придет в голову ездить на автомобиле без
спидометра и одометра. Но типографии часто управляются без знания об их фактической производительности и затратах. Расчеты часто ведутся на основе средних значений из отраслевых норм или с других предприятий. Если учет ведется по рапортичкам, то их обработка, как правило, осуществляется слишком поздно, то есть тогда, когда эти данные уже стали историей и уже невозможно оперативное вмешательство при отклонениях от плана. Поскольку в существующей статистике оборота, клиентов, создания стоимости и производительности не ведется оценка фактических данных, то эти фирмы узнают уже только от своих юристов, работает ли предприятие экономически эффективно и получает ли прибыль. И, естественно, не проводится определения собственных норм времени и норм затрат. Но тот, кто на основе неправильных данных осуществляет планирование, организацию, управление и контроль, вряд ли достигнет удовлетворительного результата.
Слайд 25Даже для небольших типографий все большее значение приобретают системы СУПД
для оперативного управления заказами и производственными мощностями. Цифровая сетевая коммуникация
в будущем будет неотъемлемой составляющей рентабельного процесса производства.