Слайд 2Семья
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Загадка 1. Как известно из греческой
мифологии, Афина была богиней мудрости и ее символом считалась сова.
А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи в целом и материнства в частности. Угадайте, какая птица считалась символом Геры.
Слайд 3Семья
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Загадка 2.
Русская пословица гласит:
«Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен
глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол.
гореть
Слайд 4Семья
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Загадка 4. Как называется жилище
большой трудолюбивой пчелиной семьи?
Слайд 5Семья
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Загадка 6. Самые «семейные» грибы
— это…
Слайд 6Семья
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Загадка 7. На Руси, когда
вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали его ножки
лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
Слайд 7Как вы понимаете смысл притчи?
Трое толкают тяжелогруженую тачку. Повстречавшийся
им прохожий задает вопрос: «Что вы делаете?» Первый отвечает, что
везет драгоценный материал, из которого будет выстроен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий — что он прикован к этой тяжелой тачке.
Так и в семье — одни родители хотят вырастить детей и воспитать их высоко духовными, всесторонне развитыми людьми, которые получат в семье все необходимые для жизни навыки. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы дети были здоровы, накормлены и одеты. А третьи равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями. В первом и во втором случае семьи много работают, заботясь о своих близких.
Слайд 8Как вы думаете, какое отношение притча имеет к теме нашего
урока?
Тема нашего урока: «Семейное хозяйство».
Предположите, о чем пойдет
речь на нашем уроке.
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
Слайд 9Путешествие в прошлое
Вспомните, как был устроен дом человека в
Древней Руси.
Какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем
хозяйстве?
Какие предметы, необходимые в доме, делались руками самих домочадцев?
Слайд 10Сегодня на уроке
ПЛАН
Семейные заботы.
Каким должен быть хозяин дома.
Как хозяйствовать
по правилам.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему необходимо справедливо распределять домашние обязанности?
Каким должен
быть хозяин дома?
Как хозяйствовать по правилам?
Слайд 11Семейные заботы
Как вы думаете, может ли человек прожить без
труда?
Вспомним Вовку из Тридевятового царства
Смог ли он без
труда исполнить все свои желания?
Мы убедились, что без труда человек не в состоянии прожить.
Слайд 12Семейные заботы
Семья и дом, в котором воспитывается человек, первыми
способствуют приобретению трудовых навыков.
Родители в этом случае выступают первыми
наставниками.
Опираясь на свой личный опыт, вспомните, как происходит привитие трудовых навыков.
Слайд 13Прокомментируйте схему
Совместный труд
удовлетворяет потребности
в пище
в жилище
в общении
в отдыхе
в творчестве
в одежде
Слайд 14Дом - огромное поле деятельности.
Внимательно рассмотрите иллюстрации учебника
на с. 34 и прокомментируй их.
О чем они
свидетельствуют?
К чему призывают?
Слайд 15Каким должен быть хозяин дома?
Какие ассоциации у вас возникают
при слове хозяин?
Запишите в тетради качества, которыми
должен
владеть хозяин дома. Оформите
ответ в виде кластера.
Прочитайте текст учебника на с. 35
учебника и дополните свой кластер
Слайд 18Искусство ведения домашнего хозяйства
Ученые утверждают, что семейное хозяйство необходимо
вести по правилам. И тут нам на помощь приходит замечательная
наука экономика.
Экономика — в переводе с греческого «искусство ведения домашнего хозяйства».
Слайд 19Ресурсы семьи – это запасы средств, используемые для ведения хозяйства
рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему
финансовые
Ресурсы семьи
материальные
трудовые
деньги
предметы быта
труд членов семьи
Слайд 20Ресурсы семьи
Ресурсы семьи ограниченны, их не всегда хватает для
удовлетворения ее растущих потребностей. Следовательно, необходимо знать правила ведения хозяйства,
которые позволят экономить семейные ресурсы.
Обратимся к рубрике «Учимся помогать вести семейное хозяйство» на с. 39 учебника.
Как связаны трудолюбие и рачительность членов семьи и ее благосостояние?
Какие советы дают авторы учебника по ведению домашнего хозяйства?
Согласны ли вы с ними?
Прокомментируйте правила ведения семейного хозяйства.
Слайд 21 Назовите источники пополнения семейного бюджета.
Из каких доходов складывается
бюджет вашей семьи?
Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется
постоянно заполненной?
Доходы от собственности
Зарплата
Пособия
Стипендии
Пенсии
Доходы от предпринимательской деятельности
Проценты по вкладам в банке
Игра «Семейная копилка»
Слайд 22Закрепление изученного материала
Закончите предложения.
Для исполнения желаний всех членов
семьи должно быть больше…
Расходы не должны превышать…
По доходам
и…
Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Предложите способы экономии воды, электроэнергии, продуктов питания.
Слайд 23Домашнее задание
Прочитать § 4, с. 33-39 учебника.
Задание на
выбор.
Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помогите ему
составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.
Оцените себя как хозяина дома. Чему вам еще необходимо научиться, чтобы стать хорошим, рачительным хозяином?
Слайд 24Подведение итогов уроков
В каких пословицах и поговорках народ выразил
свое отношение к труду и трудолюбию?
Какие пословицы учат разумно
вести домашнее хозяйство?
Слайд 25Задание-проект
Смоделируйте семейный бюджет на один месяц, используя следующую таблицу.
Какие виды
расходов обязательные, а какие произвольные?