Слайд 1Семинар – практикум
«Формы и методы работы по русскому языку
при подготовке к ЕГЭ
- 38
Слайд 2Мастер- класс
Евдокии Михайловны Шумовой,
учителя русского
языка
и литературы
высшей квалификационной категории.
Педагогический стаж
-38лет-
Слайд 3 Цели семинара
Повышение
теоретического методического и профессионального мастерства учителей.
Вооружение педагогов эффективными методами, приемами
и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.
Изучение и эффективное использование в деятельности учителей основополагающих нормативных документов по предмету.
Обобщение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики.
Формирование рефлексивной культуры учителя.
Слайд 4 Задачи семинара
Формирование культуры качественного использования
информационных технологий на уроке.
Способствовать повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей
и развитию их творческого потенциала.
Вооружить ученика и учителя дидактическими материалами и осветить некоторые технологические подходы, которые могут быть полезны в процессе отработки умений и навыков тестовой проверки знаний в процессе подготовки к ЕГЭ.
Главная задача, стоящая перед современной школой,- научить ребёнка мыслить
Слайд 5 Методические аспекты
Общие сведения
о проведении диагностических работ
Презентация «Инструкция по выполнению заданий в
формате ЕГЭ»
Виды и формы организации учебного процесса.
Слайд 6Чему и как должна учить современная школа?
«Цель современной школы- подготовка
ребёнка к жизни в технологичном конкурентном мире. Это означает, что
ученика надо не накачивать знаниями, а учить ими пользоваться в жизни».
Из законодательной
инициативы Д.А.Медведева
« Наша новая школа»
Слайд 8С чего начать подготовку к ЕГЭ?
Прежде чем спланировать
подготовку учащихся к ЕГЭ, учитель обязан ознакомить их с нормативными
документами :
кодификатором,
спецификацией,
инструкцией по выполнению заданий
в формате ЕГЭ
Слайд 9
Инструкция перед началом
работы по выполнению тестов
Слайд 15 Западающие темы
А1- орфоэпические нормы (71%)
А8-грамматическая
основа – самое трудное задание, отсюда ошибки в заданиях :
А9,А23,24,26,В5 ( 52%)
Не различают союзное слова и союз, не видят сказуемое « нет» в безличном предложении
А22- СПП с придаточным определительным
[-= сущ.], (…который…)-дистантное расположение(65%)
Слайд 16 Планирование работы
Виды урочной и внеурочной деятельности
Факультативный курс
Дополнительные
платные
услуги
Коллективная
Групповая
Слайд 17 Планирование
Таблица
результатов работы
подсказывает: где, что отработать
Коллективная: Групповая:
А -3,5,23,29… А- 7, 8,30. В- 1, 5,6 В 7, 8
Слайд 18
Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в знаниях
Слайд 19Основная форма обучения - урок
Ян Амос Коменский в своей «Великой
дидактике» писал:
«Природа все производит из корня и более ниоткуда.
Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня».
Следовательно, правильно обучать учащихся на уроке— это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Требования
к структуре урока
- правильно
определить цели и тип урока;
- связать данный урок с предыдущим и последующим;
- отобрать и применить оптимальные сочетания различных методов обучении;
- продумать систему повторения и закрепления материала;
Слайд 21КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТИПУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
Слайд 22
Методы обучения – целенаправленная деятельность
учителя и
учащихся, направленная на достижение заданной цели
Слайд 23словесные
наглядные
практические
По источнику получения знаний
Классификации методов обучения
Слайд 24 По характеру познавательной деятельности*
Слайд 25Обратите внимание
* Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности обучаемых
представляется наиболее педагогически целесообразной при использовании группового или индивидуального обучения
детей .
Это позволяет учителю
одновременно представить виды деятельности, уровни умственной деятельности ученика,
а также уровни освоения ими учебной информации
Слайд 26 По степени взаимодействия учителя и учащихся
изложение
беседа
«лабораторная» работа
самостоятельная работа
семинар- практикум
исследовательская
работа
Слайд 27Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть
эмоциональным, вызывать интерес к учению, потребность в знаниях;
-
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и ученика на уроке, педагогический такт;
- создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
- от 4-х до 9-ти раз за урок менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
- большую часть урока должны оптимально работать учащиеся.
Слайд 28Содержание и формы подготовки школьников к итоговой аттестации по русскому
языку в форме ЕГЭ за курс средней школы
1.Уроки русского языка
в форме лабораторной работы
2.Использование компьютерных программ и электронных пособий на уроках русского языка
3.Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка
Слайд 291.Уроки русского языка в форме лабораторной работы
В связи с установкой
на развитие мышления учащихся учителя все чаще применяют такие методы
обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку.
Слайд 30Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов,
ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или
более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
«Лабораторная» работа
Слайд 31 «Лабораторная» работа
Тематика лабораторных занятий (Например, ТИРЕ МЕЖДУ
ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ)должна удовлетворять комплексу требований учебной программы.
Заслуживают
одобрения темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов.
Слайд 32«Лабораторная работа»
Задание должно включать этапы исследования:
наблюдение и изучение фактов и
явлений;
выдвижение гипотезы;
построение плана исследования;
выяснение связей изучаемого явления с другими;
проведение лингвистического
эксперимента;
обобщение результатов и формулировка вывода.
Слайд 33 Лабораторная работа
Постановка тире
Цель работы:
совершенствовать пунктуационные
навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым;
обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста;
развивать логическое мышление обучающихся,
мотивировать их на собственное творчество.
Слайд 34Уровни умственной деятельности ученика при выполнении работы
С помощью учителя (репродуктивный)
I - узнавание
Сам ученик (репродуктивный)
II - воспроизведение
С помощью учителя
(продуктивный)
III- применение
Продуктивный под руководством учителя
III - применение
IV- творчество
Продуктивный без помощи учителя
IV- творчество
Слайд 35Структура( алгоритм) проведения
лабораторной работы
1) подготовительный этап, включающий повторение теоретических
сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной
работы и литературой к ней;
2) проведение лабораторной работы:
а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
б) оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы.
Слайд 36.Урок-лабиринт по
русскому языку
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не
только на достижения передовых педагогических технологий, труды ученых, учителей-новаторов, но
и на многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало “изюминок”, методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся.
Слайд 38.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
« Правописание Н,НН с разными частями речи»
Слайд 40
Семинар - практикум
не - ни с
разными частями речи
Группы получают пакеты теоретических и практических заданий, а
также карточки с надписями: “Все-все” (т. е. каждый член группы рассказывает весь теоретический материал), “Один за всех” (т. е. один участник группы отвечает весь материал), “Выбор учителя” (т. е. учитель выбирает того, кто будет рассказывать теоретический материал), “Доверие” (т. е. предполагается, что все члены группы знают теорию по теме).
Слайд 43Работа - исследование
Таблица « НЕ с разными частями речи»
Слайд 44Правописание не- ни
( Тренировочный тест)
Запомни: не- ударная
Ни-
безударная
Слайд 45НЕ с разными частями речи
1.Определите
часть речи
2.Вспомните правило
Слайд 47 СЕМИНАР – практикум
( 7класс)
Орфографический практикум
Слайд 54Творческое задание -
презентация «Фразеологизмы»
Слайд 61Комплексный анализ текста
Внимательно прочитайте четверостишие
Найдите грамматические основы
Определите тип сказуемого
Определите
вид предложения
Назовите средства выразительности речи
Слайд 63ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 64Компьютеризация процесса образования — это реальность, с которой необходимо считаться.
Большинство компьютерных программ создается в помощь учителю. Преимущество их использования
на уроке неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Применение компьютерных программ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.
Слайд 65Занятие в группе( по варианту с сайта ФИПИ)
Видеоролик
Слайд 66
Репродуктивный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
Методы обучения
при использовании КП
( Компьютерных программ)
Слайд 67Требования к содержанию урока с применением КП
урок должен быть
воспитывающим;
на уроке должно выделяться главное
наблюдаться систематичность и последовательность
в развертывании учебного материала;
объем учебного материала должен быть оптимальным для данного ученика (группы учеников, класса);
процесс поиска истины должен быть строго обоснованным,
умозаключения учителя и учащихся должны быть доказательными
Слайд 70(Исследовательская работа КАК ПИСАТЬ С1) Карпова Анна
Слайд 71 Технология развития
критического мышления