Слайд 1Семинар 2. Воспитательный потенциал семьи и школы
1. Сущность воспитательного потенциала
педагогической системы, его компоненты.
Работу выполнили: Грекова Е.С Разбегаева Е.С ТЭ-ЭИБ-41
Слайд 2В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой,
А.А. Мелик-Пашаевым, А.А. Юриковым и др.;
исследователями вводятся понятия: виды
потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал молодёжных объединений (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др.
Анализ психолого-педагогической
литературы показывает, что
единства в определении и
содержании понятия
«воспитательный потенциал» нет.
Слайд 3Структура воспитательного потенциала содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности
и позитивно направленная деятельность детей.
По мнению ученых, воспитание выполняет различные
аксиологические функции:
«трансляции культуры;
сохранения своеобразия национальных традиций в условиях глобализации, унифицирующей культурное многообразие;
обеспечения стабильности общественной жизни путем передачи моральных норм, нравственных ценностей;
социализации человека, его адаптацию к постоянно изменяющейся социальной ситуации»
Слайд 4Воспитательный потенциал, включает в себя следующие компоненты:
· Материальная база;
· Технические
средства;
· Условия быта;
· Численность и структура воспитательной организации;
· Развитость педагогического
коллектива и характер взаимоотношений между его членами; Нравственная, эмоциональная, психологическая, трудовая обстановка;
· Жизненный опыт;
· Уровень образованности и профессионализма.
Воспитательный потенциал отражает правила и нормы поведения, способности к построению взаимоотношений с другими людьми, навыки принятия осознанных решений.
Слайд 52. Воспитательный потенциал семьи.
Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов
и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ
жизни семьи,
а также возможности семьи в сфере духовно-
практической деятельности.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
-возможность семьи удовлетворить социально-
психологические потребности личности;
-уровень педагогической культуры родителей;
-характер взаимоотношений в семье;
-способность семьи обратиться за помощью в
случае критических ситуаций к различным социальным институтам.
Слайд 6Механизмы семейного воспитания – это конкретные средства и способы реализации
индивидуального воспитательного потенциала семьи. Основные механизмы семейного воспитания:
• авторитет родителей;
•
стили семейного воспитания;
• семейные традиции;
• характер организации досуга
Слайд 73. Воспитательный потенциал школы.
Сложившиеся в настоящее время подходы к организации
школьного образования исходят из следующего:
• образование – процесс не только
усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей;
• воспитание – деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
• потенциал воспитательной деятельности школы реализуется в единстве урочной, внеурочной деятельности и различных видов социальной практики школьников, особая роль в этом процессе принадлежит дисциплинам предметной области «Общественно-научные предметы» (История России, Всеобщая история, Россия в мире, Обществознание, Экономика, Право, География), для которой задача развития и воспитания личности «является приоритетной».
Слайд 8Детское общественное объединение — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», правовой основой которого является ФЗ «Об общественных объединениях».