Слайд 1Семинар по подготовке к основному государственному экзамену по географии
21.11.2018.
Слайд 2Изменения структуры и содержания КИМ по сравнению с 2018 г.
отсутствуют;
Всего заданий – 30; из них по типу заданий:
с кратким
ответом – 27; с развернутым ответом – 3;
по уровню сложности: Б – 17; П – 10; В – 3.
Максимальный первичный балл – 32.
Общее время выполнения работы – 120 минут.
Общие особенности экзамена
Слайд 3Контролируемый вид деятельности:
знать и понимать географические особенности природы материков
и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий
и акваторий; результаты выдающихся географических
открытий и путешествий.
Задания № 1. Географические особенности природы и народов Земли.
Слайд 4Задания № 1. Географические особенности природы и народов Земли
1. На
территории какой из перечисленных стран находится самая большая по площади
низменность на Земле?
США 2) Китай 3) Бразилия 4) Канада
2. Территория какого государства включает в себя самый большой остров на Земле?
1) США 2) Россия 3) Дания 4) Канада
3. Воздух тропосферы более чем наполовину состоит из:
азота 2) кислорода 3) углекислого газа 4) водорода
4. В какой из перечисленных стран основной продовольственной культурой является рис?
Канада 2) США 3) Китай 4) Россия
5. Какой из перечисленных городов является столицей государства?
Нью-Йорк 2) Монреаль 3) Сидней 4) Вашингтон
6. На каком материке находится самая полноводная река мира?
1) Африка 2) Южная Америка 3) Евразия 4) Северная Америка
Слайд 5Комментарии: 1) полностью подготовиться к выполнению задания невозможно, поэтому рекомендуется
разбирать по 3-4 вопроса в качестве «разминки»;
2) карты для ответа
на вопрос ищем по тематике (выбираем ключевое слово).
Слайд 6Контролируемый вид деятельности:
знать специфику географического положения
России.
Задания № 2. Географическое
положение России
1. С какой из перечисленных стран Россия имеет как
сухопутную, так и
морскую границу?
Эстония 2) Белоруссия 3) Монголия 4) Япония
2. На каком из перечисленных полуостровов находится крайняя северная материковая точка России?
Кольский 2) Гыданский 3) Таймыр 4) Чукотский
3. С какой из перечисленных стран Государственная граница Российской Федерации проходит только по равнинной территории?
Грузия 2) Азербайджан 3) Монголия 4) Эстония
4. Какая из перечисленных областей имеет выход к Государственной границе Российской Федерации?
1) Пензенская 2) Свердловская 3) Брянская 4) Новгородская
Слайд 7Комментарии: 1) используемые карты: 8 класс – «географическое положение России»
(стр. 2-3), политико-административная карта (стр. 6-7)*;
2) многие названия есть в
алфавитном указателе атласа за 7 класс.
* В зависимости от издания страницы могут различаться
Слайд 8Контролируемый вид деятельности:
знать и понимать особенности природы России
Задания №
3. Особенности природы России.
1. Для какой из перечисленных территорий России,
расположенных в умеренном климатическом поясе, характерен резко континентальный климат?
Забайкалье 2) Кольский полуостров 3) Приморье 4) полуостров Камчатка
2. Большую часть территории какого из перечисленных регионов России
занимают леса?
1) Респ. Калмыкия 2) Респ. Коми 3) Чукотский АО 4) Волгоградская обл.
3. В каком из перечисленных регионов России лето наиболее тёплое?
Калининградская обл. 2) Респ. Коми 3) Астраханская обл. 4) Респ. Карелия
4. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
Калининград 2) Воронеж 3) Омск 4) Ростов-на-Дону
5. В какой из перечисленных горных систем количество высотных поясов
наибольшее?
1) Кавказ 2) Верхоянский хребет 3) Урал 4) Саяны
Слайд 9Комментарии: 1) используемые карты: 8 класс – «климат» (стр. 14-15),
политико-административная карта (стр. 6-7), физическая карта (информация о высоте гор
=> о разнообразии высотных поясов, стр. 4-5); 9 класс – «лесная промышленность» (стр. 15);
2) многие названия есть в алфавитном указателе атласа за 7 класс.
Слайд 10Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать природные и антропогенные причины
возникновения
геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных
природных и техногенных явлений
Задания № 4. Геоэкологические проблемы.
1. Для безопасности людей в сейсмоопасных районах применяется особая
технология строительства. В каком из перечисленных регионов необходимо вести сейсмостойкое строительство?
1) Тульская обл. 2) Смоленская обл. 3) Ленинградская обл. 4) Сахалинская обл.
2. Сель – грязевой или грязекаменный поток, отличающийся разрушительной силой, внезапностью возникновения. В каком из перечисленных регионов
России возникновение селей наиболее вероятно?
1) Кабардино-Балкарская Респ. 2) Смоленская обл.
3) Респ. Калмыкия 4) Калининградская обл.
3. Наводнения — стихийные бедствия, от них страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1) Урал 2) Ока 3) Амур 4) Дон
Слайд 11Комментарий: используемые карты: 8 класс – «опасные природные явления» (стр.
30-31), политико-административная карта (стр. 6-7), физическая карта (информация о характере
рельефа, стр. 4-5).
Слайд 12Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства
России,
природно-хозяйственных зон и районов
Задания № 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещения (задание 13 ЕГЭ).
1. Какой из перечисленных городов России является крупным центром
автомобилестроения?
1) Архангельск 2) Тамбов 3) Череповец 4) Нижний Новгород
2. Каким из перечисленных полезных ископаемых наиболее богаты недра Центральной России?
1) алюминиевые руды 2) природный газ 3) каменный уголь 4) железные руды
3. Какой из перечисленных городов России является крупным центром алюминиевой промышленности?
1) Ставрополь 2) Тамбов 3) Красноярск 4) Рязань
4. Какой из перечисленных городов России является крупным центром чёрной металлургии?
1) Калининград 2) Череповец 3) Краснодар 4) Владивосток
Слайд 13Комментарий: 1) используемые карты: 9 класс – «экономическое районирование» (стр.
26), «черная и цветная металлургия» (стр. 13), «электроэнергетика» (стр. 12),
«машиностроительный комплекс» (стр. 16) и т.д.;
2) Рекомендуется использовать методику для подготовки к вопросу № 13 из ЕГЭ.
Слайд 14Контролируемый вид деятельности:
Уметь приводить примеры природных ресурсов, их
использования и
охраны, формирования культурно-
бытовых особенностей народов под влиянием среды их
обитания; уметь
находить в разных источниках информацию,
необходимую для изучения экологических проблем
Задания № 6. Природные ресурсы, их использование и охрана.
1. Группа туристов из Финляндии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу русских степей. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?
1) Курильский 2) «Остров Врангеля» 3) Оренбургский 4) Костомукшский
2. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство и рыболовство?
1) башкиры 2) ненцы 3) чуваши 4) калмыки
3. Какой из перечисленных видов природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновимым?
1) каменный уголь 2) нефть 3) почвенные 4) энергия Солнца
Слайд 15Комментарий: 1) используемые карты: 8 класс – «природные святыни России.
Памятники всемирного наследия» (информация по заповедникам, стр. 26-27), 9 класс
– «народы» (стр. 8-9);
2) По ресурсам: невозобновимые – только то, что глубже земной поверхности (ископаемые); возобновимые – то, что на земной поверхности и вблизи неё; неисчерпаемые – то, что выше.
Слайд 16Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать особенности населения России
Задания №
7. Особенности населения России
(задание 9 ЕГЭ).
1. В каком из
перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?
1) Приморский край 2) Амурская обл. 3) Вологодская обл. 4) Краснодарский край
2. В каком из перечисленных ниже регионов административный центр по численности населения является городом-миллионером?
1) Новосибирская обл. 2) Ханты-Мансийский АО — Югра
3) Ивановская обл. 4) Респ. Коми
3. Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности
населения?
1) Казань 2) Ставрополь 3) Петрозаводск 4) Киров
Слайд 17Комментарии: 1) максимальные показатели плотности населения – в европейской России
(кроме крайнего севера);
2) средние – вдоль Транссиба за Уралом и
на Урале;
3) минимальные – все остальное;
4) основная полоса расселения вдоль Транссиба прерывается за Байкалом;
5) из предложенных городов один обязательно будет миллионером (9 класс, карта «плотность населения», с. 6).
Слайд 18Контролируемый вид деятельности:
Уметь находить информацию, необходимую для изучения
разных территорий
Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами
Задания № 8. Территориальная обеспеченность
ресурсами.
1.
В каком году из указанных ниже было зафиксировано наименьшее число
эмигрантов?
1994 г. 2) 1998 г. 3) 2002 г. 4) 2006 г.
2.
В каком из перечисленных регионов эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования за период с 1995 по 2010 г. сократилась?
1) Омская обл. 2) Респ. Бурятия 3) Томская обл. 4) Курганская обл.
Слайд 19Контролируемый вид деятельности:
Уметь анализировать в разных источниках информацию,
необходимую для
изучения разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами
Задания №
9. Разные территории Земли, их обеспеченность ресурсами.
1.
Используя данные графика, определите миграционный прирост населения
Российской Федерации в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.
Слайд 20Задания № 9. Разные территории Земли, их обеспеченность ресурсами.
2.
Определите величину
миграционного прироста населения России в 2013 г.
Ответ запишите в виде
числа.
Слайд 21Комментарии: 1) эмигранты – выехавшие (сравниваем с понятием «экспорт»), иммигранты
– приехавшие (сравниваем с понятием «импорт»);
2) миграционный прирост = приехвашие
– уехавшие (задаем вопрос: что будет происходить с численностью населения, если уезжает больше, чем приезжает? А наоборот?...).
Слайд 22Контролируемый вид деятельности:
Понимать географические явления и процессы в геосферах
Задания
№ 10. Географические явления и процессы в геосферах.
Задания № 11.
Разные территории Земли: анализ карты.
Контролируемый вид деятельности:
Уметь анализировать информацию, необходимую
для изучения разных территорий Земли
Слайд 23Задания № 10. Географические явления и процессы в геосферах.
Какой из
перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне
действия циклона?
1) Новороссийск;
2) Салехард; 3) Благовещенск; 4) Тюмень
Слайд 24Карта погоды составлена на 27 апреля 2013 г. В каком
из перечисленных
городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно
существенное
потепление?
1) Благовещенск; 2) Абакан; 3) Петрозаводск; 4) Элиста
Задания № 11. Разные территории Земли: анализ карты.
Слайд 25Комментарии: 1) главное – быстро найти города;
2) Н – низкое
давление – циклон, В – высокое – антициклон;
3) потепление будет
в городе, куда движется теплый фронт (линия с полукругами), похолодание – куда движется холодный (линия с треугольниками).
Слайд 26Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать природные и антропогенные причины
возникновения
геоэкологических проблем
Задания № 12. Причины возникновения геоэкологических проблем (задание 3
ЕГЭ).
1. Охране речных вод от загрязнения способствует
1) вырубка лесов в долинах рек
2) размещение водоёмких производств на берегах рек
3) осушение болот в верховьях рек
4) ограничение использования удобрений в бассейнах рек
2. При развитии какого из перечисленных видов экономической деятельности выбросы в атмосферу загрязняющих веществ будут наибольшими?
1) обработка древесины и производство изделий из дерева
2) производство транспортных средств и оборудования
3) производство электроэнергии на ТЭС с использованием угля
4) текстильное производство
3. Защите земель от ветровой эрозии способствует
1) распашка склонов 2) вырубка зарослей кустарников в оврагах и балках
3) посадка лесополос 4) интенсивный выпас скота
Слайд 27Водная эрозия (-)
«+»:
- насаждения лесов и кустарников;
- замедление снеготаяния;
сохранение естественной
растительности
«-»:
-
вырубка лесов и кустарников;
распашка склонов, уничтожение естественной растительности;
быстрое снеготаяние, ливневый
характер летних осадков;
легкие почвообразующие породы
Комментарий: для подготовки составляем конспект. Ключевое понятие – в середине, справа – «+», слева – «-»
Слайд 28Контролируемый вид деятельности:
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки
географических объектов и
явлений
Задания № 13. Существенные признаки географических объектов и явлений (задание
15 ЕГЭ).
1. В каком из перечисленных высказываний содержится информация
о воспроизводстве населения в Республике Башкортостан?
1) Доля сельского населения в общей численности населения Республики
Башкортостан на 1 января 2011 г. составляла примерно 40%.
2) В январе – сентябре 2011 г. число выбывших за пределы Республики
Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, а число прибывших на
постоянное место жительства в Республику Башкортостан – 21,5 тыс.
человек.
3) За январь – сентябрь 2011 г. в Республике Башкортостан родилось
41 708 человек, а умер 41 401 человек.
4) Численность населения в Республике Башкортостан на 1 января 2011 г.
составляла 4066 тыс. человек.
Слайд 29Задания № 13. Существенные признаки географических объектов и явлений.
2. В
каком из высказываний содержится информация о режиме реки Северной Двины?
1) Как правило, Северная Двина освобождается ото льда в середине апреля — начале мая. Начало ледостава — в октябре.
2) Территория бассейна Северной Двины расположена в зоне тайги с
преобладанием хвойных (еловых и сосновых) лесов.
3) В дельте Северной Двины ежегодно образуются, а затем размываются
острова.
4) В среднем течении Северная Двина протекает в обширной долине.
3. В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения в Республике Бурятия?
1) Численность населения Республики Бурятия на 1 января 2012 г. составляла 970,9 тыс. человек, из них городское население — 571,2 тыс., сельское — 399,7 тыс. человек.
2) На 1 января 2011 г. в Республике Бурятия насчитывалось 20 городских населённых пунктов, из них 6 городов и 14 посёлков городского типа.
3) В 2011 г. в Республику Бурятия на постоянное место жительства из других стран прибыло 490 человек, выехало в другие страны 82 человека.
4) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составило 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек.
Слайд 30Комментарии: ищем ключевые слова (иногда – не напрямую, а по
смыслу): миграции – перемещение людей (постоянное или временное); урбанизация –
города и городское население; международная экономическая интеграция – объединения, группы, союзы и т.д.
Слайд 31Задания № 14. Географические координаты
(задание 1 ЕГЭ).
1. Определите, какая
горная вершина имеет географические координаты
46° с.ш. 7° в.д.
2. Определите, какой
город (административный центр субъекта РФ) имеет
географические координаты 43° с.ш. 132° в.д.
Контролируемый вид деятельности:
Уметь определять на карте
географические координаты
Комментарии:
1) главное – не перепутать долготу и широту, само задание исключительно «техничное»;
2) аккуратнее – при попадании в приграничные области стран или регионов.
Слайд 32Задания № 15. Географические явления и процессы в геосферах.
1. В
конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55
километров
у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон,
произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате
землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек.
Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано
землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился
в 116 километрах восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине
99 километров. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало.
Почему в Чили часто происходят землетрясения?
Контролируемый вид деятельности:
Уметь объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений. Знать и понимать природные и
антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
Слайд 33Задания № 15. Географические явления и процессы в геосферах.
2. Никарагуа
— государство в Центральной Америке. На его территории находится два
больших озера: Манагуа, длиной 51 км и шириной от 16 до 25 км, и
Никарагуа, длиной 105 км и шириной около 70 км. Над поверхностью озера
Никарагуа поднимаются три вулканических конуса, самый высокий из которых — Консепсьон. На юго-западном берегу озера Манагуа вздымается
величественный вулкан Момотомбо. Цепь из 20 вулканов продолжается далее на северо-запад, к Тихому океану.
Чем объясняется наличие большого количества вулканов на территории
Никарагуа?
3. В Африке в тропических широтах вдоль побережья Атлантического океана
протянулась одна из самых сухих пустынь мира — Намиб, давшая название
государству Намибия. Среднегодовое количество атмосферных осадков не
превышает 15 мм. В истории метеонаблюдений был период, когда в течение 20 лет не выпало ни единой капли дождя.
Объясните, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в
пустыне Намиб, указав две причины.
Слайд 34Комментарии: 1) полностью подготовиться к выполнению задания невозможно, поэтому рекомендуется
разбирать по 3-4 вопроса в качестве «разминки»;
2) научить формулировать и
структурировать ответ.
Слайд 35Задания № 16. Географические объекты и явления.
1. Средняя солёность поверхностных
вод Балтийского моря составляет 8‰.
Определите, сколько граммов солей растворено в
3 литрах его воды.
2. Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 700 метров, если у её подножия его значение составляет 760 мм и известно, что давление изменяется на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
3. Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 9 542 640 человек, из которых
горожан — 4 694 703 чел. Полученный результат округлите до целого числа.
Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
решения практических задач
Слайд 36Комментарии: 1) научить вычислять доли (часть делим на целое);
2) при
необходимости делаем рисунки;
3) Научить составлять пропорции.
Слайд 37Задания № 17. Разные территории Земли: анализ карт.
1. Расположите перечисленные
города в порядке увеличения в них
численности населения.
Запишите в таблицу получившуюся
последовательность цифр.
Липецк 2) Новосибирск 3) Псков
2. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем моря. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Ставрополь Б) Астрахань В) Чита
Контролируемый вид деятельности:
Уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной
жизни для чтения карт различного содержания
Слайд 38Задания № 17. Разные территории Земли:
анализ карт (задание 12
ЕГЭ).
3. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более
детально изучить регион, в котором расположен г. Верхний Уфалей?
1) Поволжья 2) Западной Сибири 3) Урала 4) Восточной Сибири
С 1970 г., после проведённой реконструкции, Уфалейский завод металлоизделий (г. Верхний Уфалей Челябинской области) выпускает оборудование для всех производственных процессов в чёрной металлургии: коксохимического, агломерационного, доменного, сталеплавильного и прокатного. Кроме того, завод выпускает стальное и чугунное литьё, поковки, штамповки, металлоконструкции и др. Завод поставляет свою продукцию практически на все крупные металлургические предприятия России, а также осуществляет поставки во Францию, в Турцию, Италию, Великобританию, Бельгию, Германию и страны ближнего зарубежья.
Слайд 39Комментарии: 1) рекомендуемые карты: 8 класс – физическая карта России;
9 класс – «плотность населения»;
2) из трех городов один обязательно
будет миллионником, один – с населением от 500 тысяч до миллиона, третий – менее 500 тысяч жителей;
3) расстановка городов по высоте над уровнем моря выполняется по физической карте. Один обязательно будет в пределах низменности, один – горный, третий будет иметь «промежуточное» положение;
4) в вопросе по районам России будет указан субъект РФ. Нужно найти его на административной карте, а затем – сопоставить с картой атласа для 9 класса на стр. 26 – «экономическое районирование».
Слайд 40Задания № 18. Расстояние на карте (задание 26 ЕГЭ).
Контролируемый вид
деятельности:
Уметь определять на карте расстояния
Задания № 19. Направления на
карте (задание 27 ЕГЭ).
Контролируемый вид деятельности:
Уметь определять на карте направления
Задания № 20. Чтение карт различного содержания.
Контролируемый вид деятельности:
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества
окружающей среды своей местности, ее использованию
Задания № 21. Чтение и анализ карт (задание 28 ЕГЭ).
Контролируемый вид деятельности:
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для чтения карт различного содержания
Слайд 41Задания № 18. Расстояние на карте.
Определите по карте расстояние на
местности по прямой от родника до
церкви. Измерение проводите между центрами
условных знаков.
Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде
числа.
Комментарии: 1) меряем сантиметры;
2) умножаем на 100;
3) округляем, последняя цифра должна быть 0;
4) сверяемся со шкалой: если отличается, считаем пропорцию.
Слайд 42Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
Задания
№ 19. Направления на карте.
Комментарии: возможные варианты ответа: С; Север;
в северном (исходя из демо-версии).
Слайд 43Задания № 20. Чтение карт различного содержания.
Фермер выбирает участок для
закладки нового фруктового сада. Ему нужен
участок, на котором весной рано
сходит снег, а летом почва лучше всего
прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для
вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из
участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает
указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два
довода.
Слайд 44Комментарии: 1) в заданиях такого рода требуется понимание особенностей рельефа,
растительности или расположения дорог;
2) один из участков будет благоприятен с
точки зрения одного из компонентов, но неблагоприятен – с точки зрения второго; другой участок – наоборот;
3) лишь один из участков будет благоприятен с обеих точек зрения.
Слайд 45Задания № 21. Чтение и анализ карт.
На рисунках представлены варианты
профиля рельефа местности,
построенные на основе карты по линии А –
В разными учащимися. Какой из
профилей построен верно?
Слайд 46Комментарии: 1) учимся «читать» рельеф и определяем конфигурацию. На основе
этого исключаем один или два варианта;
2) определяем высоту точек А
и Б, на основе этого исключаем третий (или второй и третий) варианты;
3) дополнительный способ – определение, к какой из точек ближе река (или возвышенность).
Слайд 47Задания № 22. Географические объекты и явления.
Контролируемый вид деятельности:
Уметь
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов
и явлений
Задания № 23. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами
Контролируемый вид деятельности:
Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов
Слайд 48Сокольский деревообрабатывающий комбинат (г. Сокол, Вологодская область) первым в стране
освоил технологию производства клееного бруса. Проектная мощность завода – 100
000 м3 клееной древесины в год. На сегодняшний день это одно из самых крупных предприятий в России по производству клееного бруса и балок (до 12 м).
22. Карты какого из перечисленных географических районов России необходимо
выбрать, чтобы определить местоположение Вологодской области?
Европейский Север 2) Восточная Сибирь 3) Западная Сибирь 4) Урал
23. Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области
способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству
клееного бруса и балок необходимым сырьём?
На территории Борисоглебского района Ярославской области началось строительство завода по переработке 350 тонн свежего молока в сутки. По уровню технической оснащённости это будет второе предприятие в России после завода «Галактика» в Гатчине Ленинградской области.
22. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить регион, в котором находится Ярославская область?
Поволжья 2) Северо-Запада 3) Центральной России 4) Урала
23. Укажите особенность сельского хозяйства Ярославской области, благодаря которой будет обеспечено снабжение предприятия сырьём.
Слайд 49Комментарии: 1) в вопросе № 22 по районам России будет
указан субъект РФ. Нужно найти его на административной карте, а
затем – сопоставить с картой атласа для 9 класса на стр. 26 – «экономическое районирование»;
2) в вопросе № 23 ответ заключен в вопросе. Что требуется для производства – тем и обеспечен регион.
Слайд 50Задания № 24. Определение поясного времени
(задание 32 ЕГЭ).
Контролируемый вид
деятельности:
Уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной
жизни для определения поясного времени
1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся
последовательность цифр.
Республика Карелия 2) Свердловская область 3) Забайкальский край
2. Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях.
Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце позже всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
1) Самара 2) Оренбург 3) Великий Новгород 4) Йошкар-Ола
Слайд 51Комментарий: все процессы идут с востока на запад. Вспоминаем 31
декабря, в какой последовательности встречаем новый год.
Слайд 52Задания № 25. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
Контролируемый вид
деятельности:
Знать и понимать особенности природы, населения, основных
отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов
России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран
1. Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы
(рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите
соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СЛОГАНЫ: А) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера – горной жемчужины с неповторимой красотой!
Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский – «жемчужину» средней
полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень!
РЕГИОНЫ: 1) Республика Карелия; 2) Краснодарский край; 3) Республика Алтай;
4) Новгородская область
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Слайд 53Задания № 25. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
2. Туристические
фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов
в свои страны. Установите соответствие между
слоганом и страной.
СЛОГАН:
А) Приезжайте к нам в любое время года! Летом вы сможете по достоинству
оценить черноморские курорты, зимой — горнолыжные курорты!
Б) Путешествуя по фьордам, откройте всё самое яркое в нашей стране!
СТРАНА:
1) Австрия; 2) Болгария; 3) Мексика; 4) Норвегия
Слайд 54Задания № 26. Географические явления и процессы в геосферах.
Контролируемый вид
деятельности:
Знать и понимать географические явления и
процессы в геосферах
1. Во
время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания
горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке
увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит
Слайд 55Задания № 27. Анализ информации о разных территориях Земли.
Контролируемый вид
деятельности:
Уметь анализировать информацию, необходимую
для изучения разных территорий Земли
1. Проанализируйте
климатограмму и определите, какой буквой на карте
обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в
климатограмме.
Слайд 56Задания № 27. Анализ информации о разных территориях Земли.
2. Проанализируйте
климатограмму и определите, какой буквой на карте
обозначен пункт, характеристики климата
которого отражены в
климатограмме.
Слайд 57Задания № 28. Выявление эмпирических зависмостей.
Контролируемый вид деятельности:
Уметь выявлять
на основе представленных в разной
форме результатов измерений эмпирические зависимости
Задания №
29. Географические следствия движений Земли
(задание 6 ЕГЭ).
Контролируемый вид деятельности:
Понимать географические следствия движений Земли
Слайд 58Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными
многолетних метеонаблюдений, полученными
на местных метеостанциях.
Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
28. Учащиеся
проанализировали собранные данные в целях выявления
зависимости между особенностями климата и географическим положением
пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся
сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое
количество атмосферных осадков».
2) Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая
амплитуда температуры воздуха».
3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней
там в июле».
Слайд 59Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными
многолетних метеонаблюдений, полученными
на местных метеостанциях.
Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
29. В
каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по
местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет
наименьшим?
1) Сортавала
2) Вологда
3) Балахна
4) Уфа
Слайд 60Задания № 30. Выявление признаков географических объектов и явлений (задание
24 ЕГЭ).
Контролируемый вид деятельности:
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки
географических объектов
и явлений
1. Определите страну по её краткому описанию.
Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и
нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является
преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм.
Страна бедна полезными ископаемыми. Из-за вытянутости в меридиональном
направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории,
главным образом горы, покрыто лесами: смешанными, широколиственными
и переменно-влажными (в том числе муссонными). Средняя плотность
населения превышает 100 человек на 1 км2.
2. Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.
Слайд 61Таблица соответствия заданий ОГЭ и ЕГЭ для
эффективной подготовки
Слайд 62Статистика по сложности заданий:
5 заданий, в т.ч. задание № 15
– 2 первичных балла, итого 6 первичных баллов (18%);
12 заданий,
итого 12 первичных баллов (38%);
13 заданий, в т.ч. задание № 20 – 2 первичных балла, итого 14 первичных баллов (44%).