Слайд 1Семья как ведущий фактор социализации личности
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Понятие о семье
Значение семьи в жизни человека, общества,
государства
Современная российская семья
Типология семей
Функции семьи
Семейное воспитание
Социально-педагогическая деятельность с семьей
Слайд 31.Понятие о семье
Семья — это основанная на браке и/или кровном
родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и
ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семья — социальное образование. Она функционирует как институт воспроизводства человека, его воспитания и социализации.
Слайд 42. Значение семьи в жизни человека, общества, государства
Семья является
главным институтом социализации. Она являет собой персональную среду жизни и
развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Слайд 5социализирующие функции семьи:
Физическое и эмоциональное развитие человека.
Формирование психологического пола
ребенка.
Умственное развитие ребенка.
Овладение человеком социальными нормами.
Формирование фундаментальных
ценностных ориентаций человека.
Социальное развитие человека.
Слайд 6В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты
которой определяются ее:
объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом,
материальными условиями и пр.),
ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),
стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Слайд 73. Современная российская семья
Большое количество семей однодетны и состоят из
двух поколений. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться
опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
Поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Слайд 8 4. Типология семей
По составу и характеру супружеских союзов: парные
семьи, моногамные, полигамные.
По числу брачных союзов: простые (нуклеарные, малые): полные
и неполные (семьи вдовых и разведенных людей, семьи матерей-одиночек); сложные.
По числу поколений: одно-, двух-, трех- и многопоколенные семьи.
По детности: бездетные, одно-, двух-, трех- и многодетные.
По степени воспитательного воздействия на детей: благоприятные, менее благоприятные, благоприятно-неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные. Неблагоприятные семьи классифицируются дополнительно: внешне «спокойная семья», вулканическая семья, семья-санаторий, семья-театр, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад и т. п.
Слайд 94. Типология семей
С педагогической точки зрения все семьи делят на
три группы в зависимости от уклада их жизни и результативности
воспитательной деятельности родителей:
педагогически сильные семьи, то есть с высоким уровнем воспитательных возможностей,
семьи, в которых педагогическая подготовка значительно ниже, иногда фрагментарна,
педагогически слабые семьи.
С социально-педагогической точки зрения удобно деление семей на:
благополучные,
семьи группы риска,
неблагополучные,
асоциальные.
Слайд 10Благополучные семьи
успешно справляются со своими функциями,
практически не нуждаются в
поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые
основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития,
в случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Слайд 11Семьи группы риска
характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего
определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и
т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей,
они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Слайд 12Неблагополучные семьи
имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности
или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них
функциями,
их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно,
для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога,
в зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Слайд 13Асоциальные семьи
родители ведут аморальный, противоправный образ жизни,
жилищно-бытовые условия не отвечают
элементарным санитарно-гигиеническим требованиям,
воспитанием детей, как правило, никто не занимается,
дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя,
работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Слайд 145. Функции семьи
Репродуктивная
Хозяйственно-бытовая функция
Экономическая
Первичной социализации
Воспитательная
Рекреационная (совместного досуга)
Психотерапевтическая
Слайд 156. Семейное воспитание
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия
по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на
то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Семейное воспитание понимается обычно как система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и других родственников.
Слайд 16специфика семейного воспитания
эмоциональность (основано на чувстве, прежде всего на чувстве
любви),
продолжительность,
непрерывность,
индивидуальность,
разносторонность,
устойчивость результатов,
осуществление воспитания в процессе
жизнедеятельности семьи.
Слайд 176. Семейное воспитание
Формирование личности ребенка в семье происходит как под
непосредственным влиянием объективных условий его жизни (семейных отношений, структуры и
численности семьи, примера родителей и т. д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми. То есть решающее значение при этом имеет воспитательный потенциал семьи, который реализуется родителями интуитивно и целенаправленно.
Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и других членов семьи определяется уровнем их психолого-педагогической культуры.
Именно низкая психолого-педагогическая культура части родителей не дает возможности оптимально использовать воспитательный потенциал семьи, и тем более совершенствовать его.
Слайд 18Ошибки в воспитании детей
отсутствие осознания целей воспитания;
незнание средств и
методов воспитания, неумение ими пользоваться;
переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
противоречивость воспитательных воздействий;
игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей;
недооценка воспитательного значения семейной обстановки и примера поведения взрослых;
неправильная организация жизни детей в семье;
слепая, неразумная, всепоглощающая любовь родителей к детям;
равнодушие к детям;
авторитаризм;
отсутствие такта в отношениях с ребенком и пр.
Слайд 19причины неудовлетворительного воспитания детей в семье
невысокий экономический уровень большинства семей,
когда основное время родители тратят на добывание средств к существованию;
двойная
нагрузка на женщину: на работе и в семье;
высокий процент разводов;
неучастие отцов от воспитания детей;
конфликты между поколениями;
бездуховность части родителей;
отсутствие нормального психологического климата в семье;
безграмотность в психолого-педагогическом отношении;
разрыв между семьёй и школой и др.
Слайд 207. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Из всех проблем, стоящих перед современной
семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи
в обществе.
В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
Слайд 21Статус семьи -
это сочетание индивидуальных характеристик членов
семьи с ее структурными и функциональными параметрами.
Структурные характеристики семьи:
• наличие
брачных партнеров
(полная, формально полная, неполная);
• стадия жизненного цикла семьи
(молодая, зрелая, пожилая);
• порядок заключения брака
(первичный, повторный);
• количество поколений в семье
(одно или несколько поколений);
• количество детей
(многодетная, малодетная)
Индивидуальные особенности
членов семьи:
социально-демографические,
физиологические, психологические,
патологические привычки взрослых
членов семьи,
характеристики ребенка:
возраст, уровень физического,
психического, речевого развития
в соответствии с возрастом ребенка;
интересы, способности;
образовательное учреждение,
которое он посещает;
успешность общения и обучения;
наличие поведенческих отклонений,
патологических привычек, речевых и
психических нарушений
Слайд 22Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи,
ее положение в определенной
сфере
жизнедеятельности в конкретный момент времени,
т. е. представляют собой срез
некоторого состояния семьи
в непрерывном процессе ее адаптации в обществе
Слайд 231.Социально-экономический статус
ВЫСОКИЙ
(материально
обеспеченная семья):
высокий уровень
доходов и качества
жилищных
условий
(в 2 и более раза
выше социальных
норм), позволяющий
не только
удовлетворять
основные
потребности
жизнеобеспечения,
но и пользоваться
различными
видами услуг
СРЕДНИЙ
(малообеспеченная семья):
если материальное
благосостояние семьи
соответствует минимальным
социальным нормам,
т. е. семья справляется
с удовлетворением
базовых потребностей
жизнеобеспечения,
но испытывает дефицит
материальных средств
для удовлетворения
досуговых, образовательных
и других социальных
потребностей
НИЗКИЙ
(бедная семья):
если уровень доходов
семьи, а также
качество жилищных
условий ниже
установленных норм
(величины прожиточного
минимума и др.),
вследствие чего семья
не может удовлетворять
самые насущные
потребности в пище,
одежде, оплате
за жилье
Слайд 242. Социально-психологический статус
ВЫСОКИЙ
(благоприятный
психологический
климат):
отношения построены
на принципах равноправия
и
сотрудничества,
уважения прав личности,
характеризуются
взаимной привязанностью,
эмоциональной близостью,
удовлетворенностью
каждого из членов
семьи качеством
этих отношений
СРЕДНИЙ
(удовлетворительный
психологический климат):
промежуточное состояние
семьи,
когда неблагоприятные
тенденции еще
слабо выражены,
не имеют хронического
характера
НИЗКИЙ
(неблагоприятный
психологический климат):
когда в одной или
нескольких сферах
семейных взаимоотношений
существуют хронические
трудности и конфликты;
члены семьи
испытывают постоянную
тревожность,
эмоциональный дискомфорт;
в отношениях
господствует отчуждение.
Все это препятствует
выполнению семьей
одной из своих функций —
психотерапевтической,
т.е. снятия стресса и усталости,
восполнения физических
и душевных сил
каждого члена семьи
Слайд 25Психологический климат семьи — более или менее устойчивый
эмоциональный настрой,
который складывается
как результат настроений членов семьи,
их душевных переживаний,
отношений друг к другу,
к другим людям, к работе, к окружающим событиям
Показатели состояния психологического климата семьи:
степень эмоционального комфорта,
уровень тревожности,
степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи,
сопереживания и взаимовлияния;
место проведения досуга (в семье или вне ее),
открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением
Слайд 263. Социокультурный статус
ВЫСОКИЙ:
если семья справляется
с ролью хранительницы
обычаев и
традиций;
обладает широким кругом
интересов, развитыми
духовными потребностями;
в семье рационально
организован быт,
разнообразен досуг,
преобладают совместные
формы досуговой и
бытовой деятельности;
семья ориентирована
на всестороннее
воспитание ребенка
и поддерживает здоровый
образ жизни
СРЕДНИЙ:
когда семья
не обладает полным
набором характеристик,
свидетельствующих
о высоком уровне
культуры,
но осознает
пробелы в своем
культурном уровне
и проявляет активность
в направлении
его повышения
НИЗКИЙ:
если духовные
потребности семьи
не развиты, круг
интересов ограничен,
быт не организован,
отсутствует
объединяющая
семью культурно-
досуговая
и трудовая деятельность,
слаба моральная
регуляция
поведения членов семьи
(превалируют
насильственные
методы регуляции);
семья ведет
неблагополучный
(нездоровый, аморальный)
образ жизни
Слайд 274. Ситуационно-ролевой статус
ВЫСОКИЙ:
в случае
конструктивного
отношения к ребенку,
высокой культуры
и активности семьи
в решении
проблем ребенка
СРЕДНИЙ:
если в отношении
к ребенку присутствует
акцентуация
на его проблемах
НИЗКИЙ:
в случае игнорирования
проблем ребенка
и тем более негативного
отношения к нему,
которые, как правило,
сочетаются
с низкой культурой
и активностью семьи
Слайд 28Объектом воздействия социального педагога могут быть:
ребенок в семье,
взрослые члены
семьи,
сама семья в целом, как коллектив.