Разделы презентаций


Семья как ведущий фактор социализации личности

Содержание

Вопросы для рассмотренияПонятие о семьеЗначение семьи в жизни человека, общества, государстваСовременная российская семьяТипология семейФункции семьиСемейное воспитаниеСоциально-педагогическая деятельность с семьей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Семья как ведущий фактор социализации личности

Семья как ведущий фактор социализации личности

Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Понятие о семье
Значение семьи в жизни человека, общества,

государства
Современная российская семья
Типология семей
Функции семьи
Семейное воспитание
Социально-педагогическая деятельность с семьей


Вопросы для рассмотренияПонятие о семьеЗначение семьи в жизни человека, общества, государстваСовременная российская семьяТипология семейФункции семьиСемейное воспитаниеСоциально-педагогическая деятельность

Слайд 31.Понятие о семье
Семья — это основанная на браке и/или кровном

родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и

ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семья — социальное образование. Она функционирует как институт воспроизводства человека, его воспитания и социализации.

1.Понятие о семьеСемья — это основанная на браке и/или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены

Слайд 42. Значение семьи в жизни человека, общества, государства
Семья является

главным институтом социализации. Она являет собой персональную среду жизни и

развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
2. Значение семьи в жизни человека, общества, государства Семья является главным институтом социализации. Она являет собой персональную

Слайд 5социализирующие функции семьи:
Физическое и эмоциональное развитие человека.
Формирование психологического пола

ребенка.
Умственное развитие ребенка.
Овладение человеком социальными нормами.
Формирование фундаментальных

ценностных ориентаций человека.
Социальное развитие человека.

социализирующие функции семьи:Физическое и эмоциональное развитие человека. Формирование психологического пола ребенка. Умственное развитие ребенка. Овладение человеком социальными

Слайд 6В любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты

которой определяются ее:
объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом,

материальными условиями и пр.),
ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),
стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
В любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее: объективны­ми характеристиками (составом, уровнем

Слайд 73. Современная российская семья
Большое количество семей однодетны и состоят из

двух поколений. В результате родите­ли не имеют возможности повседневно пользоваться

опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообра­зие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
При сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
Поскольку отношения супругов все более определя­ются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
Сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

3. Современная российская семьяБольшое количество семей однодетны и состоят из двух поколений. В результате родите­ли не имеют

Слайд 8 4. Типология семей
По составу и характеру супружеских союзов: парные

семьи, моногамные, полигамные.
По числу брачных союзов: простые (нуклеарные, малые): полные

и неполные (семьи вдовых и разведенных людей, семьи матерей-одиночек); сложные.
По числу поколений: одно-, двух-, трех- и многопоколенные семьи.
По детности: бездетные, одно-, двух-, трех- и многодетные.
По степени воспитательного воздействия на детей: благоприятные, менее благоприятные, благоприятно-неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные. Неблагоприятные семьи классифицируются дополнительно: внешне «спокойная семья», вулканическая семья, семья-санаторий, семья-театр, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад и т. п.

4. Типология семейПо составу и характеру супружеских союзов: парные семьи, моногамные, полигамные.По числу брачных союзов: простые

Слайд 94. Типология семей
С педагогической точки зрения все семьи делят на

три группы в зависимости от уклада их жизни и результативности

воспитательной деятельности родителей:
педагогически сильные семьи, то есть с высоким уровнем воспитательных возможностей,
семьи, в которых педагогическая подготовка значительно ниже, иногда фрагментарна,
педагогически слабые семьи.
С социально-педагогической точки зрения удобно деление семей на:
благополучные,
семьи группы риска,
неблагополучные,
асоциальные.

4. Типология семейС педагогической точки зрения все семьи делят на три группы в зависимости от уклада их

Слайд 10Благополучные семьи
успешно справляются со своими функциями,
практически не нуждаются в

поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые

основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития,
в случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Благополучные семьиуспешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет

Слайд 11Семьи группы риска
характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего

определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и

т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей,
они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Семьи группы рискахарактеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья,

Слайд 12Неблагополучные семьи
имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности

или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них

функциями,
их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно,
для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога,
в зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Неблагополучные семьиимея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с

Слайд 13Асоциальные семьи
родители ведут аморальный, противоправный образ жизни,
жилищно-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно-гигиеническим требованиям,
воспитанием детей, как правило, никто не занимается,

дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя,
работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Асоциальные семьиродители ведут аморальный, противоправный образ жизни,жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило,

Слайд 145. Функции семьи
Репродуктивная
Хозяйственно-бытовая функция
Экономическая
Первичной социализации
Воспитательная
Рекреационная (совместного досуга)
Психотерапевтическая

5. Функции семьиРепродуктивная Хозяйственно-бытовая функцияЭкономическая Первичной социализацииВоспитательная Рекреационная (совместного досуга)Психотерапевтическая

Слайд 156. Семейное воспитание
Семейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия

по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на

то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Семейное воспитание понимается обычно как система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и других родственников.

6. Семейное воспитаниеСемейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи,

Слайд 16специфика семейного воспитания
эмоциональность (основано на чувстве, прежде всего на чувстве

любви),
продолжительность,
непрерывность,
индивидуальность,
разносторонность,
устойчивость результатов,
осуществление воспитания в процессе

жизнедеятельности семьи.
специфика семейного воспитанияэмоциональность (основано на чувстве, прежде всего на чувстве любви),продолжительность, непрерывность, индивидуальность, разносторонность, устойчивость результатов, осуществление

Слайд 176. Семейное воспитание
Формирование личности ребенка в семье происходит как под

непосредственным влиянием объективных условий его жизни (семейных отношений, структуры и

численности семьи, примера родителей и т. д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми. То есть решающее значение при этом имеет воспитательный потенциал семьи, который реализуется родителями интуитивно и целенаправленно.
Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и других членов семьи определяется уровнем их психолого-педагогической культуры.
Именно низкая психолого-педагогическая культура части родителей не дает возможности оптимально использовать воспитательный потенциал семьи, и тем более совершенствовать его.

6. Семейное воспитаниеФормирование личности ребенка в семье происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни (семейных

Слайд 18Ошибки в воспитании детей
отсутствие осознания целей воспитания;
незнание средств и

методов воспитания, неумение ими пользоваться;
переоценка родителями своих воспитательных возможностей;


противоречивость воспитательных воздействий;
игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей;
недооценка воспитательного значения семейной обстановки и примера поведения взрослых;
неправильная организация жизни детей в семье;
слепая, неразумная, всепоглощающая любовь родителей к детям;
равнодушие к детям;
авторитаризм;
отсутствие такта в отношениях с ребенком и пр.

Ошибки в воспитании детейотсутствие осознания целей воспитания; незнание средств и методов воспитания, неумение ими пользоваться; переоценка родителями

Слайд 19причины неудовлетворительного воспитания детей в семье
невысокий экономический уровень большинства семей,

когда основное время родители тратят на добывание средств к существованию;
двойная

нагрузка на женщину: на работе и в семье;
высокий процент разводов;
неучастие отцов от воспитания детей;
конфликты между поколениями;
бездуховность части родителей;
отсутствие нормального психологического климата в семье;
безграмотность в психолого-педагогическом отношении;
разрыв между семьёй и школой и др.
причины неудовлетворительного воспитания детей в семьеневысокий экономический уровень большинства семей, когда основное время родители тратят на добывание

Слайд 207. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Из всех проблем, стоящих перед современной

семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи

в обществе.
В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
7. Социально-педагогическая деятельность с семьейИз всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является

Слайд 21Статус семьи -
это сочетание индивидуальных характеристик членов

семьи с ее структурными и функциональными параметрами.
Структурные характеристики семьи:
• наличие

брачных партнеров
(полная, формально полная, неполная); • стадия жизненного цикла семьи
(молодая, зрелая, пожилая); • порядок заключения брака
(первичный, повторный); • количество поколений в семье
(одно или несколько поколений); • количество детей
(многодетная, малодетная)




Индивидуальные особенности
членов семьи:
социально-демографические,
физиологические, психологические,
патологические привычки взрослых
членов семьи,

характеристики ребенка:
возраст, уровень физического,
психического, речевого развития
в соответствии с возрастом ребенка;
интересы, способности;
образовательное учреждение,
которое он посещает;
успешность общения и обучения;
наличие поведенческих отклонений,
патологических привычек, речевых и
психических нарушений

Статус семьи -   это сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами.Структурные

Слайд 22Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи,
ее положение в определенной
сфере

жизнедеятельности в конкретный момент времени,
т. е. представляют собой срез

некоторого состояния семьи
в непрерывном процессе ее адаптации в обществе
Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е.

Слайд 231.Социально-экономический статус
ВЫСОКИЙ
(материально
обеспеченная семья):
высокий уровень
доходов и качества
жилищных

условий
(в 2 и более раза
выше социальных
норм), позволяющий


не только
удовлетворять
основные
потребности
жизнеобеспечения,
но и пользоваться
различными
видами услуг

СРЕДНИЙ (малообеспеченная семья):
если материальное
благосостояние семьи
соответствует минимальным
социальным нормам,
т. е. семья справляется
с удовлетворением
базовых потребностей
жизнеобеспечения,
но испытывает дефицит
материальных средств
для удовлетворения
досуговых, образовательных
и других социальных
потребностей

НИЗКИЙ
(бедная семья):
если уровень доходов
семьи, а также
качество жилищных
условий ниже
установленных норм
(величины прожиточного
минимума и др.),
вследствие чего семья
не может удовлетворять
самые насущные
потребности в пище,
одежде, оплате
за жилье

1.Социально-экономический статусВЫСОКИЙ (материально обеспеченная семья):высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше

Слайд 242. Социально-психологический статус
ВЫСОКИЙ
(благоприятный
психологический
климат):
отношения построены
на принципах равноправия
и

сотрудничества,
уважения прав личности,
характеризуются
взаимной привязанностью,
эмоциональной близостью,
удовлетворенностью


каждого из членов
семьи качеством
этих отношений





СРЕДНИЙ
(удовлетворительный
психологический климат):
промежуточное состояние
семьи,
когда неблагоприятные
тенденции еще
слабо выражены,
не имеют хронического
характера









НИЗКИЙ
(неблагоприятный
психологический климат):
когда в одной или
нескольких сферах
семейных взаимоотношений
существуют хронические
трудности и конфликты;
члены семьи
испытывают постоянную
тревожность,
эмоциональный дискомфорт;
в отношениях
господствует отчуждение.
Все это препятствует
выполнению семьей
одной из своих функций —
психотерапевтической,
т.е. снятия стресса и усталости,
восполнения физических
и душевных сил 
каждого члена семьи

2. Социально-психологический статусВЫСОКИЙ(благоприятный психологический климат):отношения построены на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризуются взаимной привязанностью,

Слайд 25Психологический климат семьи — более или менее устойчивый
эмоциональный настрой,

который складывается
как результат настроений членов семьи,
их душевных переживаний,

отношений друг к другу,
к другим людям, к работе, к окружающим событиям

Показатели состояния психологического климата семьи:

степень эмоционального комфорта,
уровень тревожности,
степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи,
сопереживания и взаимовлияния;
место проведения досуга (в семье или вне ее),
открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением

Психологический климат семьи — более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи,

Слайд 263. Социокультурный статус
ВЫСОКИЙ:
если семья справляется
с ролью хранительницы
обычаев и

традиций;
обладает широким кругом
интересов, развитыми
духовными потребностями;
в семье рационально


организован быт,
разнообразен досуг,
преобладают совместные
формы досуговой и
бытовой деятельности;
семья ориентирована
на всестороннее
воспитание ребенка
и поддерживает здоровый
образ жизни



СРЕДНИЙ:
когда семья
не обладает полным
набором характеристик,
свидетельствующих
о высоком уровне
культуры,
но осознает
пробелы в своем
культурном уровне
и проявляет активность
в направлении
его повышения





НИЗКИЙ:
если духовные
потребности семьи
не развиты, круг
интересов ограничен,
быт не организован,
отсутствует
объединяющая
семью культурно-
досуговая
и трудовая деятельность,
слаба моральная
регуляция
поведения членов семьи
(превалируют
насильственные
методы регуляции);
семья ведет
неблагополучный
(нездоровый, аморальный)
образ жизни

3. Социокультурный статусВЫСОКИЙ:если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций;обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями;

Слайд 274. Ситуационно-ролевой статус
ВЫСОКИЙ:
в случае
конструктивного
отношения к ребенку,
высокой культуры


и активности семьи
в решении
проблем ребенка









СРЕДНИЙ:
если в отношении


к ребенку присутствует
акцентуация
на его проблемах










НИЗКИЙ:
в случае игнорирования
проблем ребенка
и тем более негативного
отношения к нему,
которые, как правило,
сочетаются
с низкой культурой
и активностью семьи





4. Ситуационно-ролевой статусВЫСОКИЙ:в случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка

Слайд 28Объектом воздействия социального педагога могут быть:
ребенок в семье,
взрослые члены

семьи,
сама семья в целом, как коллектив.

Объектом воздействия социального педагога могут быть:ребенок в семье, взрослые члены семьи,сама семья в целом, как коллектив.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика