Слайд 1«Сенсорное развитие ребенка как вектор педагогики ХХІ века»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
                                                            
                                    
УЧРЕЖДЕНИЕ 
«ЯСЛИ-САД комбинированного типа №396 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Подготовила: Рыбалко В.И.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2	Актуальность темы  «Сенсорное развитие ребенка как вектор педагогики ХХІ века»
                                                            
                                    
объясняется тем, что успешность 
интеллектуального, физического, эстетического воспитания напрямую зависит
                                    от того, насколько совершенно ребенок слышит, 
видит, осязает окружающий мир. В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование 
полноценного восприятия окружающей действительности. Именно ранний возраст, по мнению М. Монтессори , является тем 
сенcитивным периодом, когда притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, 
что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения. Поэтому важно использовать это время для совершенствования 
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цель:
Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у
                                                            
                                    
детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской
                                    деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи:
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
—формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
—формировать у детей
                                                            
                                    
знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и
                                    отношениях предметов;
—побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
—развивать у детей умение применять обследовательские действия
И эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации
                                                            
                                    
правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются
                                    представления об окружающем мире.
Г.А. Урунтаева, давая определение сенсорным эталонам, называет их представлениями о чувственно воспринимаемых свойствах объектов, которые характеризуются обобщенностью, поскольку в них закреплены наиболее существенные, важные качества
Дошкольный возраст характеризуется качественным скачком в развитии психики, этот период является сензитивным для сенсорного развития, а также основой для общего развития. В это время у ребенка интенсивно формируются речь, внимание, ощущения, восприятие. В данном возрасте дети уже накопили опыт практической деятельности, у них имеется определенный словарный запас, они понимают обращенную к ним речь. С помощью данных достижений дошкольник успешно осваивает окружающий мир, таким путем происходит формирование восприятия.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6В дошкольном возрасте правильное и точное восприятие формируется и развивается
                                                            
                                    
в предметной деятельности детей и подчиняется игровым целям и задачам.
                                    В ходе развития дошкольника простое манипулирование предметами постепенно сменяется на исследовательскую деятельность в процессе игры, изучение или ознакомление с новыми или уже первоначально изученными предметами. В ходе такой исследовательской деятельности ребенок понимает сущность предмета, его назначение, возможные способы применения, связь с другими предметами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Сенсорное развитие имеет свои особенности в каждый возрастной период. В
                                                            
                                    
дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие предметной деятельности, что позволяет выделять
                                    и учитывать развитие сенсорных признаков и качеств, которые влияют на практическую значимость выполнения практических действий. Данные качества проявляются в умении ребенка отличить большую ложку от маленькой, выделить свою кружку, которая имеет определенную форму. Так дети на практике различают предметы по форме, цвету и размеру, совершенствуют эти навыки и развивают их. Иногда встречаются погрешности в практических заданиях из-за несовершенности сенсорных навыков: ребенок берет короткую палку для того, чтобы достать предмет, который закатился.
Научные труды З.М. Истоминой, Э.Г. Пилюгиной, Л.А. Венгера показали, что у детей при озвучивании сенсорных эталонов не образуются конкретные ассоциации. Часто у дошкольников не возникает устойчивой связи между сенсорным эталоном и определенным предметом. Обычно полное соответствие сенсорного эталона и слова отмечается к 5–6 годам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Схема
 взаимодействия с участниками 
учебно-воспитательного процесса
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 10Дошкольный возраст являются сензитивным периодом для сенсорного развития, которое оказывает
                                                            
                                    
непосредственное влияние на формирование психики, общее развитие, успешность социализации. На
                                    этом основании можно говорить о важности сенсорного развития именно в дошкольный период. В этом возрасте важно не изолированно развивать определенные органы чувств, а формировать всевозможные сенсорные способности в процессе мыслительной деятельности.
Вывод: с детьми необходимо проводить систематическую работу по формированию сенсорных эталонов. С помощью продуктивной деятельности формируются представления о сенсорных эталонах цвета, формы, материалов, величины и пространственного расположения предметов. Нужно использовать интеграцию различных продуктивных видов деятельности на каждом занятии, сочетая рисование, аппликацию, лепку и прочее с использованием нетрадиционных материалов и технологий выполнения.