Слайд 1«Сенсорное развитие ребенка как вектор педагогики ХХІ века»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД комбинированного типа №396 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Подготовила: Рыбалко В.И.
Слайд 2 Актуальность темы «Сенсорное развитие ребенка как вектор педагогики ХХІ века»
объясняется тем, что успешность
интеллектуального, физического, эстетического воспитания напрямую зависит
от того, насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающий мир. В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности. Именно ранний возраст, по мнению М. Монтессори , является тем
сенcитивным периодом, когда притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому,
что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения. Поэтому важно использовать это время для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Слайд 3Цель:
Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у
детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской
деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.
Слайд 4Задачи:
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
—формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
—формировать у детей
знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и
отношениях предметов;
—побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
—развивать у детей умение применять обследовательские действия
И эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
Слайд 5Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации
правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются
представления об окружающем мире.
Г.А. Урунтаева, давая определение сенсорным эталонам, называет их представлениями о чувственно воспринимаемых свойствах объектов, которые характеризуются обобщенностью, поскольку в них закреплены наиболее существенные, важные качества
Дошкольный возраст характеризуется качественным скачком в развитии психики, этот период является сензитивным для сенсорного развития, а также основой для общего развития. В это время у ребенка интенсивно формируются речь, внимание, ощущения, восприятие. В данном возрасте дети уже накопили опыт практической деятельности, у них имеется определенный словарный запас, они понимают обращенную к ним речь. С помощью данных достижений дошкольник успешно осваивает окружающий мир, таким путем происходит формирование восприятия.
Слайд 6В дошкольном возрасте правильное и точное восприятие формируется и развивается
в предметной деятельности детей и подчиняется игровым целям и задачам.
В ходе развития дошкольника простое манипулирование предметами постепенно сменяется на исследовательскую деятельность в процессе игры, изучение или ознакомление с новыми или уже первоначально изученными предметами. В ходе такой исследовательской деятельности ребенок понимает сущность предмета, его назначение, возможные способы применения, связь с другими предметами.
Слайд 7Сенсорное развитие имеет свои особенности в каждый возрастной период. В
дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие предметной деятельности, что позволяет выделять
и учитывать развитие сенсорных признаков и качеств, которые влияют на практическую значимость выполнения практических действий. Данные качества проявляются в умении ребенка отличить большую ложку от маленькой, выделить свою кружку, которая имеет определенную форму. Так дети на практике различают предметы по форме, цвету и размеру, совершенствуют эти навыки и развивают их. Иногда встречаются погрешности в практических заданиях из-за несовершенности сенсорных навыков: ребенок берет короткую палку для того, чтобы достать предмет, который закатился.
Научные труды З.М. Истоминой, Э.Г. Пилюгиной, Л.А. Венгера показали, что у детей при озвучивании сенсорных эталонов не образуются конкретные ассоциации. Часто у дошкольников не возникает устойчивой связи между сенсорным эталоном и определенным предметом. Обычно полное соответствие сенсорного эталона и слова отмечается к 5–6 годам.
Слайд 8Схема
взаимодействия с участниками
учебно-воспитательного процесса
Слайд 10Дошкольный возраст являются сензитивным периодом для сенсорного развития, которое оказывает
непосредственное влияние на формирование психики, общее развитие, успешность социализации. На
этом основании можно говорить о важности сенсорного развития именно в дошкольный период. В этом возрасте важно не изолированно развивать определенные органы чувств, а формировать всевозможные сенсорные способности в процессе мыслительной деятельности.
Вывод: с детьми необходимо проводить систематическую работу по формированию сенсорных эталонов. С помощью продуктивной деятельности формируются представления о сенсорных эталонах цвета, формы, материалов, величины и пространственного расположения предметов. Нужно использовать интеграцию различных продуктивных видов деятельности на каждом занятии, сочетая рисование, аппликацию, лепку и прочее с использованием нетрадиционных материалов и технологий выполнения.