Слайд 2Северное Возрождение – термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в
северной Европе, или более обобщающе – во всей Европе за
пределами Италии, к северу от Альп
В Нидерландах открытие красоты реального мира и человека опиралось на средневековые религиозные представления и на традиции готики.
Более драматическое, в отличие от Италии, мировосприятие людей Севера обусловило интерес к внутреннему миру человека – его чувствам, духовной сфере
Слайд 3 Робер Кампен (1378 или 1379 – 1444)
считается первым представителем
национальной нидерландской школы живописи, работавшим на родине
Алтарь Мерод
Слайд 4Кампен одним из первых отказывается от золотого фона в изображении
событий священной истории и переносит действие в интерьер обычного нидерландского
бюргерского дома, из окон которого открывается вид на городскую площадь
Мадонна
с младенцем
у камина
Слайд 5Робер Кампен впервые посмотрел на человека новым взглядом художника и
наделил своих персонажей психологической индивидуальностью
Портрет
толстого мужчины
Парный портрет
Слайд 6Величайшим нидерландским художником ХV века был Ян ван Эйк (ок.
1390 – 1441). Произведения Я. Ван Эйка отличает колористическая насыщенность,
тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции.
С именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи - многократное нанесение тонких, прозрачных слоев красок, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета.
Художник учился у своего старшего брата Хуберта, вместе с которым работал над исполнением знаменитого
Гентского алтаря (1426-1432, собор св. Бавона, Гент).
Слайд 7Гентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта для своей семейной
капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. Надпись на
алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном,«вторым в искусстве»
Слайд 8Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих
фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной
метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Алтарь в закрытом виде
В закрытом состоянии — на внешней стороне алтаря изображён заказчик алтаря (донатор) и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Слайд 9В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и
архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж,
который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа.
Слайд 10Внутренняя сторона алтаря
В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на
престоле. Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна
Крестителя.
Слайд 11Далее следуют изображения музицирующих ангелов
Слайд 12Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и
жертвоприношение Каина и Авеля
Слайд 13 В середине нижнего яруса сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа.
Перед жертвенником расположен фонтан. Слева от фонтана — группа ветхозаветных праведников,
справа — апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне
Слайд 14На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. На
левых створках — шествие воинства Христова и Праведных Судей.
Слайд 17Увенчанная короной, Дева Мария с Младенцем на руках, стоит в
арочной галерее готического храма.
Солнечный свет, льющийся в окна, имеет
символическое значение: «Как солнечный луч, проходя через стекло, не повреждает его, так и Пресвятая Дева осталась девственницей, какой она и была».
Тот же смысл несут изображения «Благовещения» и «Коронования», помещенные в виде рельефов на алтаре, за спиной Марии.
Готический собор, в котором является Мадонна, напоминает убранство реальных церквей – Сен-Дени, или собора в Генте, но не полной их копией.
Мадонна выступает как олицетворение Христианской церкви – именно такая трактовка её образа была распространенной в искусстве 15 века.
Слайд 18Мадонна
канцлера Ролена
Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и
светом! Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его
картинах — настоящие и пылают внутренним светом.
Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск.
Слайд 19Николас Ролен (1376?-1462), канцлер Бургундии и Брабанта, был известным человеком
при дворе короля Филипа Доброго. Он добился высокого поста и
уважения, благодаря личным достоинствам, случай редкий в те времена. Эта картина, вероятно, заказывалась его сыном, для фамильной часовни.
Канцлер представлен на коленях перед Марией с Младенцем, ангел держит над ней корону.
Картины Ян ван Эйка наполнены символами, как было принято в то время.
Похоже, что этот богатый дом принадлежит канцлеру и Мария с Младенцем и ангелом явилась к нему, как к достойному человеку, представить Младенца Иисуса.
Слайд 20Всё говорит, что сцена происходит на Земле, а не на
небе. А на Земле у Марии не было такого дома.
Павлины - символы бессмертия,маленький сад с лилиями и розами, символизируют достоинства Марии. За лоджиeй — большой город. Пейзаж разделён окнами на три фрагмента. Со стороны канцлера — это жилые дома, лес и зелёная окраина города.
Со стороны Марии и Младенца— это, в основном, церкви.
И всё это разделяет река, но соединяет мост.
Слайд 21Дева Мария с Младенцем и книгой
Книга — обычный в ренессансной
живописи аксессуар.
Будучи в руках Марии, по традиции считается книгой
Премудрости царя Соломона и характеризует её как «Матерь Мудрость».
В тех случаях, когда книга в руках у Младенца, она символизирует Евангелие.
Слайд 23Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Как и в
"Мадонне канцлера Ролина", ван Эйк пытается показать присутствие божественного в
действительном мире. Каноник показан в реальном, узнаваемом дворце, в хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придаёт реальность Марии с Младенцем. Рядом Св. Георгий и Св. Донациан. Исследователи считают, что картина когда-то висела в, теперь разрушенной, церкви и отражала действительный интерьер.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Буквально ощутима пергаментная кожа старика, каноника ван дер Пале, с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
С другой стороны - мир Библии:
милосердный Бог послал сына, Христа Избавителя, в мир (на троне - Мария с Младенцем)
по обе стороны трона - изображения Адама и Евы(первых людей нарушивших Завет),
над ними: искупление греха ( Каин, убивающий Авеля)
Мария и Младенец смотрят на задумавшегося старика, в руках у них букетик цветов и попугай - намёк на Райский сад .
Слайд 24 Ян ван Эйк был также замечательным
новатором в области портрета.
Он был первым, кто начал создавать портреты,
преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот. Положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность.
Святой Иероним
Иисус Христос
Слайд 25Портрет кардинала
Портрет ювелира
Мужчина в тюрбане
Портрет Маргарет ван
Эйк
Портрет мужчины
с гвоздикой
Портрет
Яна де
Леу
Слайд 26
Портрет четы Арнольфини (1434г.), считающийся первым в истории европейской живописи
парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Итальянский купец
изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале — символе всевидящего Божьего ока.
Слайд 27Картина изобилует символическими деталями. На люстре горит единственная свеча —
символ всевидящего ока Господня Висящие на стене хрустальные четки –обычный
подарок жениха невесте – символизируют чистоту, добродетельность и благочестие. Апельсин, лежащий на подоконнике, напоминает о средиземноморском происхождении супругов
Слайд 28Оба супруга стоят на полу без обуви, что, согласно поверьям
того времени, должно способствовать плодовитости. На спинке кровати вырезана фигурка
женщины с драконом. Это может быть св. Маргарита, покровительница рожениц.
Слайд 29Домашняя собачка – символ верности и любви. Фрукты на подоконнике,
может быть намекают на плодовитость, на изгнание человека из Рая.
Даже сброшенные башмаки считаются не случайностью, а напоминанием о святости брака.
Зеркало написано почти со сверхъестественным мастерством. Особенно примечательно зеркальное отражение, включающее крошечный автопортрет ван Эйка рядом с другим мужчиной, возможно, официальным свидетелем на церемонии заключения брака
Особое значение для полотна имеет подпись художника, она стоит не как обычно — внизу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Также сама формулировка необычна. Вместо — «Ян ван Эйк сделал», то есть написал этот портрет, стоит — «Ян ван Эйк был здесь». Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ
Слайд 30Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – ещё один
гигант, представляющий северную традицию, ученик ван Эйка и Кампена. Там,
где Ван Эйк стремился к характерному голландскому прагматическому реализму, Рогир (фламандец по происхождению) повышал эмоциональную температуру.
Рогир ван дер Вейден – мастер изображения человеческих чувств. Ритмом и цветом Рогир передаёт эмоциональную напряжённость.
Цвет не обезличен, а связан с душевным состоянием персонажей. Лаковый синий, лаковый пурпурный – сгустки эмоций, бьющие по нервам.
Снятие с креста
Слайд 31Способность проникнуть во внутренний мир модели сделала Рогира ван дер
Вейдена величайшим портретистом своей эпохи.
Портрет Франческо д’Эсте
Портрет короля
Филиппа Доброго
Женский
портрет
Слайд 32Поиски места человека в мире находят продолжение в творчестве замечательного
нидерландского художника
Гуго ван дер Гуса (между1435
и 1440 – 1482)
Самое известное произведение Хуго ван дер Гуса – большой алтарный образ «Поклонение пастухов», т.н. алтарь Портинари.