инициация у
кангаласских
якутов
Кочеганова Полина
Слайд 2«Шаман — это в одном лице богослов и демонолог, знаток
экстатического опыта и знахарь, помощник охотников, покровитель племени и скота,
психолог, а в некоторых обществах — всезнайка и поэт».
Элиаде М.
Лик шамана.
Художник Тимофей Степанов
Слайд 3Разнообразные умения и навыки шамана — это результат его инициатического
опыта.
Слайд 5«Призвание в шаманы происходит в большинстве случаев неожиданно, иногда человек
проживет до 20 лет, не думая, что ему не миновать
быть шаманом»
В.И. Анучин
Художник Николай Сивенков
Северный шаман
Слайд 6«Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков
шамана, нужно было активное вмешательство духов, которые
понуждали данного человека
к шаманской деятельности.
Шаманское звание
принималось не с радостью,
а как тяжкое бремя»
Слайд 7Шаманская инициация была обязательна на духовном уровне и желательна на уровне
человеческом (обряд посвящения).
Слайд 8Во всех примерах шаманской инициации духи убивают посвящаемого и воскрешают
в новом качестве, передав ему различными способами часть самих себя,
причем в большинстве случаев убийство сопровождается воображаемым
расчленением.
Слайд 9
Особенности шаманской инициации у кангаласских якутов
«Сначала будущий шаман хворает умопомешательством.
Душевная болезнь продолжается от 3 до 7 лет»
Якутская область. Арангас (висячий
гроб).Якут шаман.
Слайд 10Будущий шаман должен пройти особый обряд – этении, рассекания тела.
Эту процедуру совершают души умерших шаманов, предков данного кандидата в
шаманы.
Посвящение в шаманы. Художник Тимофей Степанов
Слайд 11По другой версии, злые духи заносят душу будущего шамана в
преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года.
Именно
там шаман проходит посвящение: духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой духи различных болезней; только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.
Слайд 12Рождение шамана. Художник Тимофей Степанов
Слайд 13Как только кандидат по окончании рассекания встанет с ложа, тотчас
же призывает он другого шамана, этот последний должен знать тот
сучок (на священном шаманском дереве), где лежит, воспитываясь, душа будущего шамана.
Далее шаману с наставником придется «спуститься» в нижний мир и «подняться» в верхний
Слайд 14Последний олох (местопребывание) на пути в Нижний мир Художник Тимофей
Степанов
Слайд 15Последний олох (местопребывание) на пути в Верхний мир Художник Тимофей
Степанов
Слайд 16Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят –
«Нет шаманов, которые могли бы, были бы в силах посвятить
нас».
Рассказывают, что посвящаемым в шаманство предлагают самим выбрать одно из двух: или получить посвящение от духов «источника гибели и смерти» или же получить посвящение от духов «исцеления и спасения».
Слайд 17
Относительно шаманской инициации в традиционном ее понимании можно сделать следующие
выводы:
по традиционным представлениям, шаманская инициация в обязательном порядке проводится духами,
которые тем или иным способом передают неофиту часть самих себя;
обряд шаманской инициации был желателен, но не обязателен и, во всяком случае, вторичен: он лишь подтверждал факт инициированности данного человека духами;
обучение шамана духами было первично, а обучение неофита шаманом-наставником — вторично либо отсутствовало вовсе.
Слайд 18Шаман в тунгусском одеянии. . Рис. . XVII
в. из книги Н. Витсена
Слайд 19Список литературы
1. Басилов В.Н. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984. —
208 с.
2. Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. —
М.: Тип. Моск. ун., 1910. — 36 с.
3. Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре. Системный анализ. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. — 166 с.
4.Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. — М.: Наука, 1991. — 276 с.
5. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. — Л.: Наука, 1981. — С. 5-41.
6. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. — Киев: София, 2000. — 480 с.
Слайд 20Список литературы
7. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до реформации 2002. — 182
с.
8. Чепкасов Е.В. К вопросу об избранничестве духами, шаманской болезни
и инициации как этапах становления шамана// URL.: http://chepkasov-proza.narod.ru/5izbrannichestvo.htm [10. 10. 15]
9. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. — М.: Безбожник, 1930. — 123 с.