Слайд 1Шестнадцатое апреля.
Тема урока:
Состав слова и словообразование.
Слайд 2Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из
каких значимых частей состоит слово.
Какие морфемы вы знаете? (из чего
состоит слово?)
БЕС СТРАШ Н ЫЙ
Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.
Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов
Слайд 3
Порядок морфемного анализа слов
1. Определить часть речи
2. Найти окончание
3.
Указать основу слова
4. Выделить приставки (если есть)
5. Выделить суффиксы (если
есть)
6. Выделить корень, подобрать однокоренные слова
7. Записать графическую схему слова
Слайд 4Выполним морфемный разбор слов:
БЕРЁЗОВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ
СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ
ВЫРЕЗКА ЛЕСНИК
Слайд 5Способы образования слов?
Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг
– овражек, рыба-рыбный
Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород
Приставочно-суффиксальный:
стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски, граница-заграничный
Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать
Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма
Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт
Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок
Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ
Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный
Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое(причаст) мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной (прилаг) ребенок, детская (сущ) – детская(прилаг) комната
Слайд 6Словообразовательный разбор
подосиновик
осина
+
(приставочно-суффиксальный)
Слайд 7Определите словообразовательную пару:
Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник, музыкант,
подоконник, пригорок, тигрица.
Безветрие - ветер, бездорожье - дорога, белизна -
белый, вестник - весть,
взморье - море, градусник - градус, музыкант - музыка, подоконник - окно, пригорок - гора, тигрица - тигр.
ПРОВЕРКА
Слайд 8Проверочный тест по теме «Морфемика. Словообразование»
1. Сделайте морфемный анализ слов?
Преподносил,
расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный
2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.
подснежник-____________________________________________________
прибежать-
_____________________________________________________
вертолет-________________________________________________________
диван-кровать-___________________________________________________
загородный-_____________________________________________________
Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов (подчеркните его):
Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:
Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить
Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;
Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;
Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.