Слайд 1«Шинирование зубов при заболеваниях тканей пародонта»
Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.
М. Бербекова
Медицинский факультет
Кафедра ортопедической стоматологии
Зав.кафедрой: Балкаров А.О.
Соавтор: Карданова С.Ю.
Слайд 5Шинирование зубов
комплекс мероприятий, направленных на соединение патологически подвижных зубов в
единый блок,
перераспределяя тем самым жевательное давление на большую площадь.
Слайд 6Распределение жевательного давления при откусывании пищи:
а — давление распределяется
на две пары передних зубов;
б — после шинирования давление
распределяется на всю группу зубов, включенных в шину
Слайд 7Биомеханические основы шинирования
Жесткость шины
ограничение подвижности зубов за счет
жесткости шины, что благоприятно действует на пародонт,
зубы могут совершать
движения лишь вместе с шиной и в одном с ней направлении,
причем амплитуда колебаний шины намного меньше таковой у отдельных зубов;
Слайд 8Биомеханические основы шинирования
Количество зубов;
Перераспределение нагрузки ;
разгрузка пародонта за счет
нормализации распределения жевательного давления. Этот эффект возрастает при увеличении количества
шинируемых зубов;
нагрузка в шинируемом блоке прежде всего воспринимается наименее подвижными зубами, тем самым разгружая зубы с наибольшим поражением его опорного аппарата
Слайд 9Биомеханические основы шинирования
Дуга;
Поперечная иммобилизация.
шинирующая конструкция, расположенная по
дуге, является самой жесткой за счет аркообразности и взаимного пересечения
векторов подвижности включенных в шину зубов;
при линейном расположении шин в боковых отделах, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза для уменьшения вредных трансверзальных воздействий.
Слайд 10Биомеханические основы шинирования
Пересекающиеся плоскости;
наилучший результат при шинировании достигается, если
шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях.
Слайд 11Требования, предъявляемые к шинам
Создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая
их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;
2. Быть
жесткой и прочно фиксированной на зубах;
3. Не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;
4. Не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;
5. Не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
Слайд 12Требования, предъявляемые к шинам
6. Не оказывать раздражающего действия на маргинальный
пародонт;
7. Не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
8.
Не нарушать речи больного;
9. Не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;
10. Создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов.
Слайд 13Классификация
Временные;
Постоянные.
Съёмные;
Несъёмные.
Слайд 14Временное шинирование зубов
Временные шины - лечебные шинирующие аппараты, используют в
течение всего периода комплексного лечения пародонтита.
Их, при необходимости, меняют
на постоянные шины или другие конструкции зубных протезов.
Они могут быть выполнены из пластмассы, композитов, армированных стекловолоконными и другими материалами, металлических сплавов и т.д.
Слайд 16Лигатурное связывание зубов с целью их временного шинирования (Шугар Л.
и соавт., 1980):
а — проволочная петля на зубах;
б
— межзубная фиксация петли;
в — проволочная фиксация
Слайд 17Показанием к изготовлению временных шинирующих аппаратов
является развившаяся стадия воспалительно-дистрофической
формы очагового и генерализованного пародонтита (ГП), особенно осложнённая патологической подвижностью
зубов и неравномерным течением патологического процесса.
Временные шины позволяют устранить травмирующее влияние на ткани пародонта функции жевания и помогают правильно решить вопрос сохранения или удаления зубов со II и III степенями подвижности.
Кроме того, комплексное лечение пародонтита с применением временного шинирования позволяет перейти в дальнейшем на рациональный вид постоянного шинирования.
Слайд 18Временные шины применяются на срок от нескольких недель до нескольких
месяцев.
Слайд 19Требования, предъявляемые к временным шинам.
Надёжная фиксация зубов, объединённых в блоке.
Лёгкость
наложения и снятия.
Равномерное перераспределение жевательного давления на опорные зубы и
замещение дефектов зубных рядов.
Шина не должна препятствовать терапевтическому, хирургическому и физиотерапевтическому вмешательствам.
Шины не должны травмировать слизистую оболочку полости рта, десну и зубодесневые сосочки.
Простота изготовления и умеренная стоимость, поскольку в период комплексного лечения может потребоваться замена шины на другой временный или постоянный шинирующий аппарат.
Легко модифицироваться в процессе лечения.
Слайд 20Съемные шины могут устанавливаться и при отсутствии некоторых зубов, создают
хорошие условия для гигиены полости рта, проведения при необходимости терапии
и хирургического лечения.
К достоинствам несъемных шин относят профилактику перегрузок пародонта в любом направлении воздействия, чего не дают съемные протезы.
Слайд 21 Несъёмная шина
В последние годы при шинировании зубных рядов в
качестве метода выбора стали применять шины, состоящие из арматуры и
композиционного материала, не требующие значительного препарирования опорных зубов.
Слайд 22Такие несъемные шины должны отвечать ряду клинических требований:
точность и надежность
воспроизведения рельефа поверхности зубов, особенно в контактных участках;
хорошее прилегание к
поверхности зуба;
хорошая фиксация на поверхности шинируемых зубов;
жесткость конструкции, позволяющая перераспределять функциональные нагрузки.
Слайд 23По химическому составу материалы для армирования шин можно разделить на
две группы:
На основе органической матрицы - полиэтилена. К этой группе
относят «Ribbond» (Ribbond) и «Connect» (Kerr).
На основе неорганической матрицы - стекловолокна. Примерами материалов этой группы являются «Glas-Span» (GlasSpan) и «FiberSplint» (Polidenta).
Слайд 27Несъемные конструкции показаны при необходимости:
1. Шинирования определенной группы зубов.
2. Устранения
патологической подвижности зубов в трех направлениях.
3. Создания блоков из определенных
групп зубов для уравновешивания силовых соотношений выносливости периодонта антагонирующих зубов.
Слайд 28Положительные свойства несъёмных шин:
их способность обеспечивать блокирование системы в
трех направлениях:
вертикальном, трансверзальном, медиодистальном,
оставляя открытым десневой карман (исключение - блок
полных коронок), делают его доступным для медикаментозной и хирургической (кюретаж) терапии;
больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения возникают редко и быстро устраняются без помощи врача.
Слайд 30Отрицательные свойства несъемных шин:
необходимость препарирования зубов, сопровождающееся грубой травмой
эмали и дентина;
применение штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при
пломбировании каналов порождает опасность развития верхушечного периодонтита;
несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении зубов;
конструкции колпачковых шин непрочны и разрываются по линии пайки, имеет место расцементировка;
несъемные шины ухудшают гигиену полости рта
Слайд 32К несъемным шинам относят следующие виды:
Кольцевая шина. Представляет собой набор
спаянных металлических колец, которые, надеваясь на зубы, обеспечивают их прочную
фиксацию.
Полукольцевая шина. Полукольцевая шина отличается от кольцевой отсутствием полного кольца с внешней стороны зубного ряда. Это позволяет добиться большей эстетичности конструкции при соблюдении технологии, схожей с созданием кольцевой шины.
Колпачковая шина. Представляет собой ряд спаянных между собой колпачков, надевающихся на зубы, покрывающих его режущую кромку и внутреннюю часть (со стороны языка).
Вкладочная шина. Метод напоминает предыдущий с той разницей, что вкладыш-колпачок имеет выступ, который устанавливается в углубление на верхушке зуба, что усиливает его фиксацию и всей конструкции шины в целом.
Слайд 33К несъемным шинам относят следующие виды:
Коронковая и полукоронковая шина. Полнокоронковая
шина используется при хорошем состоянии десны, т.к. риск ее травматизации
коронкой велик. Полукоронковая шина представляет собой цельнолитую конструкцию или спаянные между собой полукоронки (коронки только с внутренней стороны зуба).
Интердентальная (межзубная) шина. Современный вариант шины по методике представляет собой соединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укреплят соседние зубы.
Слайд 34Шина Треймана, Вайгеля, Струнца, Мамлока, Когана, Бруна и др. Некоторые
из этих «именных» шин уже потеряли свою актуальность, некоторые были
подвергнуты модернизации.
Несъемные шины-протезы являются особой разновидностью шин. Они объединяют в себе решение двух задач: лечение заболеваний пародонта и протезирование отсутствующих зубов. Шина при этом имеет мостовидную конструкцию, где основная жевательная нагрузка приходится не на сам протез на месте отсутствующего зуба, а на опорные площадки соседних зубов.
К несъемным шинам относят следующие виды:
Слайд 44Съемные шинирующие аппараты,
как правило, являются частью протеза. Это непрерывные
кламмеры, когтевидные отростки, окклюзионные накладки и др.
Бюгельный (дуговой) протез
Слайд 45 Преимущества : Съемные шины легко поддаются очистке, меньше нарушают
гигиену полости рта. Нарушения эстетики минимальны.
Также возможность применять их для
профилактики функциональной перегрузки пародонта, при дефектах зубных рядов с признаками заболевания пародонта, но без патологической подвижности зубов.
Изготовление съемных шин производится в лаборатории, в полости рта больного манипуляции сокращаются. Это также относится к достоинствам этого вида шинирования.
К недостаткам таких шин относится то, что при изготовлении их требуется большая точность: обязательное применение параллелометрии и точного литья на огнеупорных моделях. При нарушении точности наложения и снятия шины возможна перегрузка пародонта отдельных зубов.
Слайд 48Показаниями к применению съемных шин являются:
1. Горизонтальная подвижность зубов при
отсутствии или наличии дефекта зубного ряда с относительно равномерной резорбцией
лунки в пределах 1/2 и даже больше, если нет вертикальной подвижности, и сило вые соотношения пародонта антагонирующих зубов находятся в динамическом равновесии.
2. Дистально неограниченные дефекты и дефекты, которые из-за величины нельзя устранить несъемными шинирующими протезами.
3. Съемные конструкции в сочетании с несъемными протезами (при стабилизации группы зубов или в сочетании с конструкцией Румпеля)
Слайд 51В зависимости от того, каким образом зубы объединены в функциональные
блок (иммобилизируются зубы) и, различают стабилизации:
сагиттальная шина (в пределах бокового участка
зубного ряда);
фронтальная шина (в пределах переднего участка зубного ряда);
фронто-сагиттальная шина (в пределах бокового и переднего участков зубного ряда);
парасагиттальная (взаимная стабилизация боковых участков зубного ряда);
шина по дуге (в пределах всего зубного ряда);
шина по дуге в сочетании с парасагиттальной.
Слайд 52Направление патологической подвижности любого зуба всегда определенно и зависит от
расположения его в зубной дуге.
Для одних зубов (моляры и
премоляры) линии их подвижности лежат почти в параллельных плоскостях, для других (резцы и клыки) - в плоскостях, расположенных под углом друг к другу.
Наилучший результат при шинировании достигается, если шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях.
Слайд 53Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если
шина объединяет резцы и клыки.
Такая иммобилизация зубов называется передней
(фронтальной).
Слайд 54Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в передне-заднем направлении,
называется
боковой (сагиттальной).
Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных
зубов, также имеющих одинаковую функцию.
Слайд 55Выбор вида стабилизации проводят на основании тщательного анализа одонтопародонтограммы по В.Ю. Курляндскому
(то есть, графическую регистрацию степени атрофии тканей пародонта)
и после
определения тяжести течения пародонтита у каждого конкретного больного.
Слайд 57Одонтопародонтограмма представляет собой схему-чертеж, в которую заносят данные о каждом зубе
и его опорном аппарате. Данные представлены в виде условных обозначений,
полученных в результате клинических обследований, рентгенологических исследований и гнатодинамометрии.
К ним относятся следующие обозначения:
• N - без патологических изменений;
• 0 - зуб отсутствует;
• 1/4 - атрофия первой степени;
• 1/2 - атрофия второй степени;
• 3/4 - атрофия третьей степени.
Атрофию более 3/4 относят к четвертой степени, при которой зуб удерживается мягкими тканями и подлежит удалению
Слайд 59Методика заполнения. Чертеж состоит из пяти строк. В третью строку
заносятся обозначения каждого зуба (зубная формула) арабскими цифрами. Два ряда
клеток над зубной формулой предназначены для записи состояния опорного аппарата каждого зуба верхней челюсти, а два ряда клеток под зубной формулой — для записи состояния опорного аппарата зубов нижней челюсти (табл. 9). В норме коэффициент выносливости шестого зуба составляет 3, а его резервная сила равна 1,5 ед. При увеличении степени атрофии резервная сила уменьшается. Так, при атрофии лунок I степени резервные силы шестого зуба равны 0,75 ед., при II степени - 0, а при III степени наступает функциональная недостаточность.