Разделы презентаций


ШКОЛА И ПРОСВЕЩЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX

Содержание

вопросыИдеи народной педагогики белорусов. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского (2 пол.XIII – 1569 г.). Просветительская деятельность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ШКОЛА И ПРОСВЕЩЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX- XVIII ВВ.

ШКОЛА И ПРОСВЕЩЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX- XVIII ВВ.

Слайд 2вопросы
Идеи народной педагогики белорусов.
Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском

государствах-княжествах.
Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.
Школа и педагогическая мысль белорусов в

период Великого княжества Литовского (2 пол.XIII – 1569 г.). Просветительская деятельность Ф.Скорины, С.Будного.
Православные школы. Школы католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров.

вопросыИдеи народной педагогики белорусов. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.Школа и педагогическая

Слайд 3Идеи народной педагогики белорусов
Дреговичи
Родимычи
Кривичи
Родство с восточнославянскими народами: сходство верований,

язычество, коллективистский характер воспитания и т.д.

Идеи народной педагогики белорусов  ДреговичиРодимычиКривичиРодство с восточнославянскими народами: сходство верований, язычество, коллективистский характер воспитания и т.д.

Слайд 4Развитие государственности
К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются

укрепленные поселения - «паселіща  гарадоў - замкаў».
Небольших государств-княжеств было несколько

десятков (более 35). Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Брестское, Минское, Новогородское, Слуцкое.

Развитие государственностиК IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные поселения - «паселіща  гарадоў - замкаў».Небольших

Слайд 5Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской

империи можно условно разделить на три периода:
• Полоцкое и Туровское

княжества (IX—XII вв.)
• Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)
• Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:

Слайд 6Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах

Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах

Слайд 7Туровское Евангелие

Туровское Евангелие

Слайд 8Туровское Евангелие
Это самый древний памятник восточнославянской письменности ХІ века, который

дошел до наших дней 10 страничными фрагментами.
Оно было найдено

в 1865 году в Турове и сегодня хранится в Библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе
Туровское ЕвангелиеЭто самый древний памятник восточнославянской письменности ХІ века, который дошел до наших дней 10 страничными фрагментами.

Слайд 9Ефросинья Полоцкая (1110—1173)

Ефросинья Полоцкая  (1110—1173)

Слайд 10Крест Ефросиньи Полоцкой (создан в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшой)

Крест Ефросиньи Полоцкой (создан в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшой)

Слайд 11Полоцкий Спасо-Ефросиньевский собор

Полоцкий Спасо-Ефросиньевский собор

Слайд 12Софийский собор

Софийский собор

Слайд 13Школы при монастырях
Дети учились читать, писать, считать и обучались церковному

пению.
Высокообразованная игуменья расширила учебную программу:
учили греческий, латинский языки,
получали

сведения по природоведению,
риторике, медицине.
огромное внимание уделялось истории.
Школы при монастыряхДети учились читать, писать, считать и обучались церковному пению. Высокообразованная игуменья расширила учебную программу:учили греческий,

Слайд 14Кирилл Туровский (1130—1190).

Кирилл Туровский  (1130—1190).

Слайд 15Литературное наследие К.Туровского
Притча про душу и тело» (о слепом и

хромом),
«Повесть про белоризца и монашество»,
«Сказание про черноризский чин»,
Проповеди

: «Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.

Литературное наследие К.ТуровскогоПритча про душу и тело» (о слепом и хромом), «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание

Слайд 16Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского

(2 пол.XIII – 1569 г.)
Школы возникали в крупных феодальных

поместьях, а также в монастырях.
Кроме того, детей учили странствующие учителя (мастера грамоты).


Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского  (2 пол.XIII – 1569 г.) Школы

Слайд 17Конец ХV—первая половина ХVI века – проникновение идей Возрождения и

Реформации в культуру Беларуси.
Идеи Николая Гусовского, Ф. Скорины

, С. Будного, В. Тяпинского.
15 – нач. 16 вв. оживление социально-политической и культурной жизни. Борьба городов за магдебургское право, т.е. за городское самоуправление. Возникают городские (латинские) школы.

Конец ХV—первая половина ХVI века – проникновение идей Возрождения и   Реформации в культуру Беларуси.Идеи Николая

Слайд 18Франциск Скорина ( ок. 1490 – не позднее 1551)

Франциск Скорина  ( ок. 1490 – не позднее 1551)

Слайд 19Изданная Скориной Библия

Изданная Скориной Библия

Слайд 20Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель,

публицист, поэт, педагог, переводчик

Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик

Слайд 21Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Слайд 22особенности
20—60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности.
– Соединение

восточных и западных традиций характерно для Беларуси.


особенности20—60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности. – Соединение восточных и западных традиций характерно для Беларуси.

Слайд 23К сер. 16 в. усиливается экспансия католицизма в Беларуси.
Иезуитский орден

стремится захватить просвещение в Великом княжестве Литовском.
В городах (Вильно,

.Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Создаются католические училища, коллегиумы, академии.
1566 –создано в Вильно училище, затем коллегиум, в затем академия уравнена в правах с Краковским университетом.
Наряду в кириллической письменностью в обучение постепенно проникает и латинская.


К сер. 16 в. усиливается экспансия католицизма в Беларуси. Иезуитский орден стремится захватить просвещение в Великом княжестве

Слайд 24Католическая экспансия встретила серьезное сопротивление
В 16-нач. 17 вв. это отразилось

в педагогической теории и практике. Образовалось 2 типа школ: реформационные

(протестанские) и братские.

Католическая экспансия встретила серьезное сопротивлениеВ 16-нач. 17 вв. это отразилось в педагогической теории и практике. Образовалось 2

Слайд 25Сымон Будный (1530—1593).

Сымон Будный (1530—1593).

Слайд 26Деятельность С.Будного
Принимал активное участие в создании Несвижской типографии,
1562 г.

- издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке

— «Катехизис».
богословские сочинения — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры»(1576) и др.

Деятельность С.БудногоПринимал активное участие в создании Несвижской типографии, 1562 г. - издал первый печатный учебник для школы

Слайд 27Катехизис С.Будного

Катехизис С.Будного

Слайд 28 Лыщинский Казимир (около 1634 ‒ 30.3.1689, Варшава)

 Лыщинский Казимир  (около 1634 ‒ 30.3.1689, Варшава)

Слайд 29К.Лыщинский

К.Лыщинский

Слайд 30Особенности
в XVI—XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства

римско-католической церкви, протестантизма, npавославия и униатства
с 16 века, наряду с

традиционными возникают иные центры обучения и воспитания:
католические школы,
городские (латинские) школы,
учебные заведения униатов,
протестантские школы,
братские школы.

Особенности в XVI—XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, npавославия и униатствас 16

Слайд 31Кальвинистские школы
кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское

пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги.
В 1617

г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами».
четкая организация, основательность образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.



Кальвинистские школы кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали

Слайд 32Арианские школы
школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы (независимо

от ее конфессиональной принадлежности) . Каждая община антитринитариев имела свою

школу.
Программа включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и ма­тематики.
Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская
Арианские школы школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы (независимо от ее конфессиональной принадлежности) . Каждая

Слайд 33Униатские школы
предназначались в основном для бедного населения,
изучались катехизис, языки.

Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, изучались катехизис, языки.

Слайд 34Братские школы
–– учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного

украинского и белорусского народов. Борьба за народные традиции, за обычаи

и веру отцов.
Известны в Вильно (1585, самая крупная), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633).

Братские школы–– учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного украинского и белорусского народов. Борьба за народные

Слайд 35Особенности
Всесословные
Плата за обучение в братских школах дифференцировалась
Братские школы

возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица, назначаемые от братства,

которое строго контролировало деятельность школы.
Большое место имело православное вероучение. Некоторые школы имели типографии.
Особенности ВсесословныеПлата за обучение в братских школах дифференцировалась Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица,

Слайд 36Особенности образовательного процесса
Обучение в школах делилось на 2 ступени. Младших

–– учили грамоте и пению. Старшие –– старославянский, греческий и

латинский языки, грамматику, риторику, поэзию, элементы математики и философии.
Образование было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки.


Особенности образовательного процессаОбучение в школах делилось на 2 ступени. Младших –– учили грамоте и пению. Старшие ––

Слайд 37Братские школы
Особое внимание уделялось вопросам нравственности
Строгая дисциплина
Внедрена классно-урочная система.
Занятия

начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и

проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учите­ля или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю.
Братские школы  Особое внимание уделялось вопросам нравственностиСтрогая дисциплинаВнедрена классно-урочная система.Занятия начинались в 9 часов. После молитвы

Слайд 38Учителя братских школ
Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др.

Л. Зизаний – автор
«Азбуки», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь,


«Грамматики словенской» (1596)
Учителя братских школЛаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др. Л. Зизаний – автор«Азбуки», в которую вошли

Слайд 39XVIII в. – активная полонизация Беларуси
В XVIII в. школьное образование

на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев,

базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.
Пиарские школы
XVIII в. – активная полонизация БеларусиВ XVIII в. школьное образование на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских

Слайд 40Эдукационная комиссия (1773-1794 гг)
государственный орган управления системой образования
разработала план

преобразований в области просвещения — «Устав, предписанный комиссией народного просвещения

для академий и школ Речи Посполитой».
Эдукационная комиссия (1773-1794 гг) государственный орган управления системой образованияразработала план преобразований в области просвещения — «Устав, предписанный

Слайд 41устав
должна была стать бессословной и светской.
попытка отделить школу от

церкви: общее управление образованием изымалось из рук духовенства, преподавание теологии

в стенах школы было запрещено.
Содержание школьного образования было пересмотрено: большое значение отводилось предметам естественного цикла, математике, связи преподавания с практикой. Гуманитарные предметы были представлены языками (польский и латынь), историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Подчеркивалась важность физического воспитания
уставдолжна была стать бессословной и светской. попытка отделить школу от церкви: общее управление образованием изымалось из рук

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика