Слайд 1ШКОЛА И ПРОСВЕЩЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX- XVIII ВВ.
Слайд 2вопросы
Идеи народной педагогики белорусов.
Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском
государствах-княжествах.
Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.
Школа и педагогическая мысль белорусов в
период Великого княжества Литовского (2 пол.XIII – 1569 г.). Просветительская деятельность Ф.Скорины, С.Будного.
Православные школы. Школы католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров.
Слайд 3Идеи народной педагогики белорусов
Дреговичи
Родимычи
Кривичи
Родство с восточнославянскими народами: сходство верований,
язычество, коллективистский характер воспитания и т.д.
Слайд 4Развитие государственности
К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются
укрепленные поселения - «паселіща гарадоў - замкаў».
Небольших государств-княжеств было несколько
десятков (более 35). Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Брестское, Минское, Новогородское, Слуцкое.
Слайд 5Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской
империи можно условно разделить на три периода:
• Полоцкое и Туровское
княжества (IX—XII вв.)
• Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)
• Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)
Слайд 6Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах
Слайд 8Туровское Евангелие
Это самый древний памятник восточнославянской письменности ХІ века, который
дошел до наших дней 10 страничными фрагментами.
Оно было найдено
в 1865 году в Турове и сегодня хранится в Библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе
Слайд 9Ефросинья Полоцкая
(1110—1173)
Слайд 10Крест Ефросиньи Полоцкой
(создан в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшой)
Слайд 11Полоцкий Спасо-Ефросиньевский собор
Слайд 13Школы при монастырях
Дети учились читать, писать, считать и обучались церковному
пению.
Высокообразованная игуменья расширила учебную программу:
учили греческий, латинский языки,
получали
сведения по природоведению,
риторике, медицине.
огромное внимание уделялось истории.
Слайд 15Литературное наследие К.Туровского
Притча про душу и тело» (о слепом и
хромом),
«Повесть про белоризца и монашество»,
«Сказание про черноризский чин»,
Проповеди
: «Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.
Слайд 16Школа и педагогическая мысль белорусов в период Великого княжества Литовского
(2 пол.XIII – 1569 г.)
Школы возникали в крупных феодальных
поместьях, а также в монастырях.
Кроме того, детей учили странствующие учителя (мастера грамоты).
Слайд 17Конец ХV—первая половина ХVI века – проникновение идей Возрождения и
Реформации в культуру Беларуси.
Идеи Николая Гусовского, Ф. Скорины
, С. Будного, В. Тяпинского.
15 – нач. 16 вв. оживление социально-политической и культурной жизни. Борьба городов за магдебургское право, т.е. за городское самоуправление. Возникают городские (латинские) школы.
Слайд 18Франциск Скорина
( ок. 1490 – не позднее 1551)
Слайд 20Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель,
публицист, поэт, педагог, переводчик
Слайд 22особенности
20—60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности.
– Соединение
восточных и западных традиций характерно для Беларуси.
Слайд 23К сер. 16 в. усиливается экспансия католицизма в Беларуси.
Иезуитский орден
стремится захватить просвещение в Великом княжестве Литовском.
В городах (Вильно,
.Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Создаются католические училища, коллегиумы, академии.
1566 –создано в Вильно училище, затем коллегиум, в затем академия уравнена в правах с Краковским университетом.
Наряду в кириллической письменностью в обучение постепенно проникает и латинская.
Слайд 24Католическая экспансия встретила серьезное сопротивление
В 16-нач. 17 вв. это отразилось
в педагогической теории и практике. Образовалось 2 типа школ: реформационные
(протестанские) и братские.
Слайд 26Деятельность С.Будного
Принимал активное участие в создании Несвижской типографии,
1562 г.
- издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке
— «Катехизис».
богословские сочинения — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры»(1576) и др.
Слайд 28 Лыщинский Казимир
(около 1634 ‒ 30.3.1689, Варшава)
Слайд 30Особенности
в XVI—XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства
римско-католической церкви, протестантизма, npавославия и униатства
с 16 века, наряду с
традиционными возникают иные центры обучения и воспитания:
католические школы,
городские (латинские) школы,
учебные заведения униатов,
протестантские школы,
братские школы.
Слайд 31Кальвинистские школы
кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское
пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги.
В 1617
г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами».
четкая организация, основательность образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.
Слайд 32Арианские школы
школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы (независимо
от ее конфессиональной принадлежности) . Каждая община антитринитариев имела свою
школу.
Программа включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и математики.
Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская
Слайд 33Униатские школы
предназначались в основном для бедного населения,
изучались катехизис, языки.
Слайд 34Братские школы
–– учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного
украинского и белорусского народов. Борьба за народные традиции, за обычаи
и веру отцов.
Известны в Вильно (1585, самая крупная), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633).
Слайд 35Особенности
Всесословные
Плата за обучение в братских школах дифференцировалась
Братские школы
возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица, назначаемые от братства,
которое строго контролировало деятельность школы.
Большое место имело православное вероучение. Некоторые школы имели типографии.
Слайд 36Особенности образовательного процесса
Обучение в школах делилось на 2 ступени. Младших
–– учили грамоте и пению. Старшие –– старославянский, греческий и
латинский языки, грамматику, риторику, поэзию, элементы математики и философии.
Образование было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки.
Слайд 37Братские школы
Особое внимание уделялось вопросам нравственности
Строгая дисциплина
Внедрена классно-урочная система.
Занятия
начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и
проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю.
Слайд 38Учителя братских школ
Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др.
Л. Зизаний – автор
«Азбуки», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь,
«Грамматики словенской» (1596)
Слайд 39XVIII в. – активная полонизация Беларуси
В XVIII в. школьное образование
на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев,
базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.
Пиарские школы
Слайд 40Эдукационная комиссия (1773-1794 гг)
государственный орган управления системой образования
разработала план
преобразований в области просвещения — «Устав, предписанный комиссией народного просвещения
для академий и школ Речи Посполитой».
Слайд 41устав
должна была стать бессословной и светской.
попытка отделить школу от
церкви: общее управление образованием изымалось из рук духовенства, преподавание теологии
в стенах школы было запрещено.
Содержание школьного образования было пересмотрено: большое значение отводилось предметам естественного цикла, математике, связи преподавания с практикой. Гуманитарные предметы были представлены языками (польский и латынь), историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Подчеркивалась важность физического воспитания