Слайд 1
Эволюция подходов
к управлению
персоналом
Школа поведенческих наук
(1950- настоящее время)
Слайд 3 Предпосылки возникновения
Бихевиоризма
( (бихевиоризм - от англ. behaviour
– поведение)
Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно лишь в
логической связке «стимул – реакция»
Слайд 4
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).
Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не
передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии.
Опыт Павлова по явлению условного рефлекса
Слайд 5Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И.
П. Павлова. Они показали, что новый условный стимул может запустить
рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Это явление было открыто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.
Слайд 6 Представители школы поведенческих наук:
К. Арджирис, Р. Лайнкерт, Ф. Герцберг,
Д. Мак-Грегор, И. Ч.
Бернард, А. Маслоу,
Школа поведенческих наук (бихевиористкая школа) – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др.
Слайд 7 Основные постулаты и ограничения
школы поведенческих наук
- Главный постулат - повышение эффективности отдельного
работника и организации в целом за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
- Исследователи школы поведенческих наук впервые дали научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности
- Как показала практика, выводы теории оказались эффективными в ограниченном числе случаев, связанных с конкретной ситуацией.
Слайд 8 Основные принципы
школы поведенческих наук
- лояльность к работающим;
- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
-
создание психологического климата, способствующего раскрытию способностей работников организации;
- установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
- использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
- умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.);
- соблюдение менеджером этических норм в бизнесе;
- честность и доверие к персоналу, высокое качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование.
Слайд 9 Вклад школы поведенческих наук
в современный менеджмент
- отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам;
- использование факторов: коммуникации, групповой динамики, мотивации лидерства;
- учет роли факторов, влияющих на эффективность труда: социальные, возрастные, гендерные, этнические и другие
-
Слайд 10
Честер Ирвинг Барнард
(1886-1961)
- Определял организацию как систему осуществления скоординированных
действий, дающую индивидам возможность совместно достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться по одиночке.
- Рассматривал в качестве функций менеджмента: определение целей и формирование ценностей организации; создание системы коммуникаций; обеспечение приверженности персонала.
- Заложил основы концепции заинтересованных лиц (стейкхолдеров)
Арджирис (Аржирис)
Chris Argyris (1923 -….)
- разработал
теорию «Незрелость – зрелость в поведении человека»
- доказал, что организации с пирамидальной структурой и монотонным, однотипным трудом создают у здорового, зрелого индивида ощущения разочарованности
- предложил:
- создание проектных групп
- ослабление управленческой вертикали
- задействование обратной связи для принятия решений
- руководителем должен быть лидер,
(Ликерт) Rensis Likert
(1903-1981)
- выделены две категории лидеров:
лидеры,
ориентированные на работников; лидеры, ориентированные на работу.
- выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами (моделями) 1, 2, 3, 4.
- определил три типа переменных, влияющих на эффективность организации: причинные,
промежуточные, результирующие.
Слайд 13 Стили лидерства
Ренсиса Лайкерта
Слайд 14Дуглас МакГрегор
(1906-1964)
- Автор управленческих теорий
Х (авторитаризм) и Y
(партнерство)
- рассматривал лидерство как определенное социальное отношение, понятие которого
определяют четыре переменные.
1. Характеристика лидера.
2. Характеристика его последователей (потребности, позиции и др.).
3. Характеристика организации, в которой он работает (цель, задачи, структура организации).
4. Политическая, экономическая и социальная среда.
Слайд 15 Фредерик Ирвинг Герцберг
(1923-….)
Автор двухфакторной содержательной модели мотивации (гигиенические
факторы и мотиваторы)
• первый фактор – «мотивация» – включает
содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста;
• второй фактор – «гигиеничность» – включает условия труда, заработную плату, линию поведения администрации, взаимоотношения между работниками.
Слайд 16 Абрахам Маслоу
(1908-1970)
Автор концепции иерархии потребностей;
- проводил исследования
здоровых успешных людей;
- разработал концепцию дефицитарной мотивации и мотивации роста
-
разработал концепцию метапаталогий
.