Слайд 6#ШколаРосатомаЭтоМы
Цифровая педагогическая интернатура
Зачем нужны вопросы?
Получить новую информацию.
Уточнить уже имеющуюся информацию.
Использовать
вопрос для перевода разговора в другое русло.
Продемонстрировать свое мнение, обозначить
свою позицию.
Подсказать ответ.
Настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Слайд 7#ШколаРосатомаЭтоМы
Цифровая педагогическая интернатура
Учитель задает вопросы для того, чтобы
выявить уровень знания
и понимания учебного материала или уровень понимания условий сформулированных заданий;
актуализировать
потребности учащихся и сформировать их мотивы;
организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, то есть поставить перед учащимися задачу, а также узнать о полученных результатах;
помочь в принятии решения и самоопределения в деятельности, например, учитель задаёт вопросы для того, чтобы помочь ученику самостоятельно решить задачу, сформулировать гипотезу, подвести к нужным выводам;
выяснить отношение к событиям, учебному материалу, к собственной деятельности на уроке.
Слайд 13#ШколаРосатомаЭтоМы
Цифровая педагогическая интернатура
Таксономия вопросов Блума
Знание. Вопросы такого типа апеллируют к
памяти ребенка. Их можно распознать по таким словам: назови, вспомни,
перечисли, кто, когда, где, сколько и под.
Понимание. В таких заданиях ученику нужно использовать известные ему факты, сгруппировать их, объяснить иначе. Индикаторами вопросов на понимание являются слова: опиши, перескажи своими словами, объясни, сравни.
Применение. Здесь учитель просит ученика применить имеющиеся знания в новой ситуации, используя слова-индикаторы: примени, используй, покажи на практике, что бы ты сделал, и подобные.
Анализ. Аналитические вопросы ставят перед учеником задачу разбить целое на отдельные части. Анализ предполагает поиск причин, мотивов, построение аргументации. Примеры слов в вопросах: почему, проанализируй, разграничь, назови факторы, причины, сделай выводы…
Синтез. Вопросы на синтез относятся к сфере творчества ребенка, они побуждают мыслить нестандартно. При этом ученикам нужно решать проблемы и предлагать решения. Индикаторами в этом случае являются слова: создай, сформулируй, построй, сконструируй, спланируй.
Оценка. Оценка задействует навык ученика рассуждать о чем-либо. При этом важно учитывать, что для адекватной оценки важны навыки аргументации, решения проблем. Оценочные вопросы обычно содержат слова типа: оцени, каков лучший …, составь рейтинг, реши, сделай выводы и пр.
Слайд 19#ШколаРосатомаЭтоМы
Цифровая педагогическая интернатура
Методика наблюдения «Сложные вопросы»
Проблема: практически все учителя говорят,
что их цель - научить учеников самостоятельно думать.
К сожалению, в
реальных ситуациях многие педагоги крайне мало для этого делают.
В то же время это высший учительский пилотаж - стимулировать мышление ребёнка и
задавать ему действительно сложные вопросы.
Было бы ошибкой считать, что на сложные вопросы могут отвечать только лучшие ученики.
Просто для каждого свой уровень сложности.
Объекты наблюдения:
как учитель задействует навыки мышления всех учеников;
создаются ли ситуации успеха?
Лист для наблюдения: