Разделы презентаций


ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ

Содержание

План Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.Теория и методология исторической науки.Принципы изучения исторических фактов.Сущность, формы и функции исторического познания.Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Автор: Королева

Г. И.

ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.Автор: Королева Г. И.

Слайд 2План
Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических

наук.
Теория и методология исторической науки.
Принципы изучения исторических фактов.
Сущность, формы и

функции исторического познания.
Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки.
Варианты периодизации истории.
План Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.Теория и методология исторической науки.Принципы изучения

Слайд 3История – это наука о прошлом человеческого общества и его

настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в

пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в

Слайд 4Почему существует общее в историческом процессе?
Исторический процесс –


это история людей на Земле, которые трудом добывают средства жизни

и связаны системой общественных отношений, поэтому их жизнедеятельность складывается в единый исторический процесс.
Исторический процесс и однонаправлен (общие тенденции), и многовариантен (специфика конкретной страны).
Поэтому уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать, они проходят общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.
Почему существует общее в историческом процессе?  	 Исторический процесс – это история людей на Земле, которые

Слайд 5История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных

отраслей исторического знания
экономическая история;
политическая история;
социальная история;
Гражданская история;
военная история;
история государства и

права;
история религии и т.д.

К историческим наукам также относятся:
- этнография - изучает быт и культуру народов;
- археология - изучает историю по вещественным источникам древности (орудиям труда, домашней утвари, украшениям и целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам).

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знанияэкономическая история;политическая история;социальная история;Гражданская история;военная

Слайд 6Периодизация истории —
особого рода систематизация, которая заключается в условном делении

исторического процесса на определённые хронологические периоды, имеющих отличительные особенности, которые

в зависят от избранного критерия периодизации.

Любая периодизация истории в известной мере условна. Переход к новой эпохе — не одномоментный акт, а растянутый во времени и пространстве процесс. Кризис общества может сочетаться с формированием ростков новой цивилизации. Иногда переход в новую эпоху связан с очевидным событием, иногда растягивается по времени, тогда переломной датой принимают условную.
Периодизация истории —особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды, имеющих

Слайд 7Историческая наука подразделяется и по широте изучения объекта:

история мира в

целом (всемирная или всеобщая история);
история континентов (например, история Азии и

Африки);
история отдельных стран и народов или группы народов (история России).
Историческая наука подразделяется и по широте изучения объекта:история мира в целом (всемирная или всеобщая история);история континентов (например,

Слайд 8Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие

его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического

процесса в целом:

хронология – изучает системы отсчета времени;
палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер;
флаговедение – флаги;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
сфрагистика – печати;
эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края;
источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;
историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более

Слайд 9История не только одна из 15-ти тысяч существующих наук, служащих

современному человечеству, но и одна из наиболее древних.
История тесно связана

с другими науками:
психология,
социология,
философия,
юридические науки, экономическая теория,
математика,
математическая статистика,
языкознание,
литературоведение.

В отличие от этих наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности.
В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю.
На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
История не только одна из 15-ти тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее

Слайд 10Проблемы периодизации мировой истории
В истории существуют различные подходы к принципам

периодизации всемирной истории:
смена типа мышления (О. Конт, К. Ясперс);
смена способов

коммуникации (М. Маклюэн);
смена форм хозяйственной деятельности (Ж. Кондорсе и Л. Морган);
изменение экологических трансформаций (Й. Гудсблом);
перемены в характере духовной культуры;
политические потрясения;
экономико-производственные критерии — социально-экономические отношения и средства производства (К. Маркс, Ф. Энгельс);
по основной сфере производства (теория индустриального и постиндустриального общества);
периодизация по принципам производства (Л. Гринина)

Однако при изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса взаимосвязанных изменений всех сфер жизни общества и взаимодействия со средой обитания. Когда эти изменения очевидны в жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории.
Проблемы периодизации мировой истории		В истории существуют различные подходы к принципам периодизации всемирной истории:смена типа мышления (О. Конт,

Слайд 11ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Метод (способ исследования) показывает как происходит

познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах.
Метод –

это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли::
1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа.
Таким образом, в основе исторического процесса находится духовно-нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
2. Материалистическое понимание истории.
Первичной по отношению к сознанию людей является материальная жизнь, поэтому именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют духовное развитие и другие отношения между людьми.
Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический.
Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на

Слайд 12СПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической

последовательности;
синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе;

дихронный – метод периодизации;
историческое моделирование;
статистический метод.
СПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;синхронный – предполагает одновременное изучение различных

Слайд 133. ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Объективность исторического познания обеспечивается и научными

принципами.
Научный принцип - это основное правило, которое необходимо соблюдать

при изучении всех явлений и событий в истории.
Основные научные принципы:
1. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
2. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
3. ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Научный принцип - это основное

Слайд 143. Принцип социального подхода (или классового, партийного подхода) предполагает рассмотрение

историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных

форм их проявления в обществе. Принцип обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
4. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Принцип социального подхода (или классового, партийного подхода) предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных

Слайд 15СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
История выполняет несколько социально значимых

функций.
1. Познавательная, интеллектуально развивающая функция состоит в самом изучении исторического

пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
2. Практически-политическая функция. История как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ История выполняет несколько социально значимых функций.1. Познавательная, интеллектуально развивающая функция состоит

Слайд 163. Мировоззренческая функция.
История создает документально точные повести о выдающихся событиях

прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение –

взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
4. Воспитательная функция истории.
Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

3. Мировоззренческая функция.		История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим

Слайд 17ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ

ВЗГЛЯДОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Первоначально историческая мысль развивалась в форме сказаний и

мифов.
Для мифологического мышления был присущ исторический пессимизм («то, что было раньше, – лучше, чем сейчас»).
Ход истории определяют деяния богов или героев, которые творят историю с помощью и по воле богов. Рок определяет судьбу народов.
Ход истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев (древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.).

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Важную роль в истории придавалась культу прошлого.
Основное внимание уделялось истории правящих династий («придворные историографы).
ВЫСШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО МИРА БЫЛИ СОЧИНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:
«ОТЕЦ ИСТОРИИ» ГЕРОДОТ (Греция, между 490 и 480 - ок. 425 г. до н.э.), автор труда «История греко-персидских войн»;
ФУКИДИД (Греция, ок. 460-400 гг. до н.э.), автор вершины античной историографии «Истории» (8 книг), посвященной Пелопоннесской войне;
ПОЛИБИЙ (Греция, ок. 200 - ок. 120 гг. до н.э.), автор труда «История» (40 книг), в которой предпринял попытку создать всемирную историю.
СЫМА ЦЯНЬ (Китай, 145 или 135 – ок. 86 г. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом», автор труда «Исторические записки».
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИПервоначально историческая мысль развивалась

Слайд 182. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В

ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Господство церковно-религиозной идеологии повлияло на трактовку исторического процесса с

позиций идеализма.
Ведущей концепцией раннесредневековой мысли стала теория провиденциализма (воля провидения) Августина Блаженного (354-430 гг.).
Популярность приобрела теория великих людей и героев.
новый этап в развитии истории и новые подходы к изучению истории пришелся на эпоху Возрождения, провозгласившее интерес к культурному наследию античности.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ:
«отец истории варварства» историк ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (539-593 гг.), автор «Истории франков» (10 книг);
РАУЛЬ ГЛАБЕР (985 – ок. 1047 гг.);
МИХАИЛ ПСЕЛЛА (1018 - ок. 1078 Гг.);
НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527 гг.), автор работы «Государь» (1513 г.) назвал причину борьбы людей в истории – имущественную.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ ВОСТОКА:
авторы «всеобщей истории» на арабском Востоке ЯКУБИ (X в. н.э.), АБУ ХАНИФА АД-ДИНАВЕРИ (IX в.),ТАБАРИ (кон. IX–Х вв.).
В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
ДОСТИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ:
выдающееся произведение летописца Нестора «Повесть временных лет» (начало XII в.);
«Слово о полку Игореве», посвященное походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев (автор неизвестен).
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯГосподство церковно-религиозной идеологии повлияло на трактовку

Слайд 193. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЫ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. В период становления капиталистических отношений

для воззрений ученых характерен дуализм: материалистический подход к явлениям природы (хотя и метафизический), но идеалистический в изучении истории («ход исторического процесса есть проявление «воли Бога»),
2. Попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Утверждение что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох:
Божественная эпоха (безгосударственное состояние, подчинение жрецам);
Героическая эпоха (аристократическое государство);
Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия).
2. Идея естественного права человека и человеческого общества.
3. Идея просвещенного монарха.
4. Утверждение в XIX в. исторического метода познания действительности как изменяющейся во времени, развивающейся и появление марксизма.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ:
Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774 гг.);
французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист А. Тюрго (1727-1781 гг.) –– считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 гг. до н.э «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874 гг.), О. Тьерри (1795-1856 гг.), Ф. Минье (1796-1884 гг.), М. Генри (1818-1881 гг.), Т. Карлейль (1795-1881 гг.), М. Маколей (1800-1859 гг.). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861 гг.) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).
Исторический метод (принцип) признавали до К. Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ1. В

Слайд 20 ОБЩЕПРИНЯТАЯ СИСТЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ МИРА
Первобытная эпоха (протяженность более 1,5 млн.

лет).
Происходит становление человека современного типа (около 40—30 тыс. лет

назад), постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
ОБЩЕПРИНЯТАЯ СИСТЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ МИРА Первобытная эпоха (протяженность более 1,5 млн. лет). Происходит становление человека современного

Слайд 21Древний мир (IV—ІІІ тыс. до н.э — V в. н.э).
Период социального раскола

общества (управляющие и управляемые, имущие и неимущие, распространения рабства, хотя

и не во всех государствах оно имело большие хозяйственное значение) и возникновения государств. Расцвета рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

Древний мир  (IV—ІІІ тыс. до н.э — V в. н.э).Период социального раскола общества (управляющие и управляемые, имущие и

Слайд 22 Эпоха Средневековья (V – середина XVII вв.)
І-й период эпохи (V—XI вв.)

ознаменован падением Западной Римской империи в 476 г., становлением нового типа

общественных отношений — сословного строя в Европе. Каждое сословие имеет права и обязанности. Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

ІІ-й период (середина ХI — конец XV в.) — становление крупных феодальных государств и рост значения городов — центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

ІІІ-й период (XV — середина XVII в.) — раннее Новое время, начало разложения феодального строя, создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап духовной жизни. Рост социальных и религиозных противоречий приводит к появлению абсолютных монархий.
Эпоха Средневековья  (V – середина XVII вв.) І-й период эпохи (V—XI вв.) ознаменован падением Западной Римской

Слайд 23 Эпоха Нового времени — капиталистическая цивилизация (середина XVII в. —

начало ХХ в.)
І-й период (с середины XVII в.) — время

революций, разрушивших основы сословного строя (первой была революция в Англии (1640—1660-е гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789—1794 гг. — конец XIX в.). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает все страны Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.

ІІІ-й период (с конца XIX — начало ХХ в.) — замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира. Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914—1918 гг. и революция 1917 г. в России.
Эпоха Нового времени — капиталистическая цивилизация (середина XVII в. — начало ХХ в.) І-й период (с

Слайд 24Новейшая история
І-й период (первая половина ХХ в.) — раннее Новейшее

время — процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929—1932гг.)

поставил на грань краха экономику развитых стран. Государственное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта привели ко ІІ-й мировой войне 1939—1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис цивилизации угрожает гибелью человечеству.

ІІ-й период (вторая половина ХХ в. — начало ХХІ в.) — качественные перемены, связанные с изменением характера социального и общественно-политического развития ведущих государств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.
Новейшая историяІ-й период (первая половина ХХ в.) — раннее Новейшее время — процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации

Слайд 25Ученые выделяют укрупненную единицу анализа — культурно-исторический тип цивилизации, который

определяется по признакам:
общность в истории политической судьбы и экономического развития;

взаимопереплетение культур;
наличие общих интересов и задач с точки зрения перспектив развития.
Ученые выделяют укрупненную единицу анализа — культурно-исторический тип цивилизации, который определяется по признакам: общность в истории политической

Слайд 26 Понятие цивилизация:
1. Цивилизация в историко-философском значении — единство исторического процесса

и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества (человеческая цивилизация в

истории Земли);
2. Цивилизация — это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы и дифференцированности общественного сознания);
3. Цивилизация — локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Понятие цивилизация: 1. Цивилизация в историко-философском значении — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных

Слайд 27Факторы, влияющие на развитие и особенности цивилизаций:
1. Природно-космические факторы;
2. Особенности

способа организации материального производства;
3. Политическое устройство разных стран и народов;
4.

Специфика социальных институтов;
5. Особенности духовной жизни, религиозных и философских форм общественного сознания (брахманизм и буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в странах Запада) и образа жизни;
6. Влияние развития техники и технологий на историческое развитие;
7. Особенности всех видов коммуникаций;
8. Специфика облика лидеров.

Таким образом, на Земле множество неповторимых культур. Цивилизации Древнего мира имели ряд общих черт, но уже тогда выделяются 2 региона, имеющих цивилизационные особенности, определивших их историческую судьбу — Восток и Запад.
Факторы, влияющие на развитие и особенности цивилизаций:1. Природно-космические факторы;2. Особенности способа организации материального производства;3. Политическое устройство разных

Слайд 28Можно утверждать, что в современной науке начинает доминировать понимание цивилизации

как единого, общего для всего человечества явления. В основе такого

обоснования - идея единства, целостности и взаимосвязанности современного мира, общего для всего человечества, наличия глобальных проблем и общечеловеческих ценностей.
Можно утверждать, что в современной науке начинает доминировать понимание цивилизации как единого, общего для всего человечества явления.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика